СКАНДАЛ ВОКРУГ НЕУЛОВИМОГО КАЗАХСКОГО ОЛИГАРХА МУХТАРА АБЛЯЗОВА НАШЕЛ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ В КАЗАНИ

Сенсационный, но закономерный поворот в деле экс-владельца банков "БТА" (Москва) и "БТА-Казань" Мухтара Аблязова произошел вчера. По обвинению в нанесении ущерба БТА банку в размере $4,5 млрд. арестованы четыре топ-менеджера одной из крупнейших логистических компаний "Евразия логистик". Эта компания контролируется казахстанским олигархом Аблязовым и является собственником одного из крупнейших в Поволжье логопарков – "Биек тау", расположенного под Казанью, в Высокогорском районе Татарстана. Напомним, что сам олигарх находится в Лондоне и преследуется властями Казахстана (и, вероятно, уже и России) за вывод активов из банка.

ПОЛНАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ

Тверской райсуд Москвы вчера постановил взять под арест четырех топ-менеджеров одной из крупнейших логистических компаний – "Евразия логистик", контролирующей логистический парк "Биек тау" в Высокогорском районе РТ.

Гендиректор "Евразия логистик" Александр Волков, финансовый директор компании Артем Бондаренко, директор по экономике фирмы Алексей Белов и начальник юридической службы Денис Воротынцев обвиняются в том, что в составе организованной группы они нанесли ущерб БТА банку (Москва), похитив объекты недвижимости почти на $3 млрд., а также денежные средства в размере $1,5 млрд., 776 млн. рублей и 18 млн. евро.

Если первых трех сотрудники следственного комитета задержали в Москве, то Воротынцева доставили в столицу из Краснодара, где он отдыхал. Также среди обвиняемых по делу проходит по-прежнему неуловимый для правоохранительных органов экс-владелец казахского "БТА банка" Мухтар Аблязов.

"Для меня это все полная неожиданность, — рассказал “Ведомостям” Аблязов. — Российские следственные органы никогда не ставили меня в известность о наличии каких-либо уголовных дел в отношении меня и не принимали никаких мер для проведения следственных действий с моим участием".

Аблязов считает, что все эти уголовные дела возникли из-за его конфликта с казахскими властями. Напомним, что в начале 2009 г. правительство Казахстана национализировало акции БТА банка. При этом Аблязов и бывшие топ-менеджеры банка были обвинены в хищениях и отмывании денежных средств, а сам казахский олигарх был объявлен в международный розыск. Казахские власти  считают, что командой Аблязова из банка было выведено в общей сложности около $10 млрд.

"Я с этим решением не согласился и подал в международные суды, предъявил существенные иски правительству Казахстана, — заявил Аблязов в интервью деловому изданию. — То, что сейчас происходит в России, — реакция на мои последние действия. Я полагаю, что правоохранительные органы России введены в заблуждение властями Казахстана".

ЧТО СВЯЗЫВАЕТ ОПАЛЬНОГО КАЗАХСКОГО ОЛИГАРХА С ТАТАРСТАНОМ?

Мухтар Аблязов не чужой человек и для Татарстана. Так, наряду с крупнейшим логопарком в Поволжье "Биек тау" (общая площадь 159 тыс. кв.м.), до последнего времени казахский предприниматель контролировал один из крупнейших татарстанских банков – "БТА-Казань" (входит в первую пятерку по объему активов – 11,4 млрд. рублей). Правда, в декабре 2009 года  было объявлено, что контрольный пакет акций кредитного учреждения перешел новым собственникам – загадочным ЗАО "Нефтяная компания Руснефтехим",

ООО "Башпромрезерв" и ООО "Наяда Девелопмент". Эти названия мало кому о чем-либо говорят, поэтому, кто стоит за этими компаниями, не ясно.

Спустя несколько дней после сделки рейтинговое агентство Fitch   вообще фактически поставило под сомнение наличие этих принципиально новых собственников. Агентство заявило буквально следующее: "Хотя БТА-Казань проинформировал Fitch, что новые акционеры не связаны с Аблязовым и в соглашении о приобретении не заложено дополнительных опционов, агентство не может полностью исключить возможность того, что Аблязов мог сохранить некоторую бенефициарную долю в банке или что он сможет вновь приобрести такую долю в будущем".

Интересно, что 24 марта в Казани "Евразия логистик" проводит специализированную конференцию по теме "Логистика как конкурентное преимущество. Инновационные производственные площадки Республики Татарстан". В пресс-службе компании газету «БИЗНЕС Online» заверили, что мероприятие состоится, и в нем из топ-менеджеров, как и планировалось, примет участие Сергей Верещагин, коммерческий директор "Евразии логистик". "Все наши логопарки - "Северное Домодедово", "Биек тау" -  продолжают работать в прежнем режиме", - заверили наше издание в компании.

Последние события вокруг компаний Аблязова показывают, что органы перешли к решительным действиям по отношению к нему и его многочисленным активам. Самое интересное, судя по всему, только начинается.

Газета «БИЗНЕС Online» собирается и дальше отслеживать развитие ход этих событий вокруг группы БТА.

БИЗНЕС Online

Справка

ООО "Евразия логистик" создано в 2006 году, входит в холдинг "Евразия глобал". Занимается строительством индустриально-складской недвижимости. По состоянию на конец 2009 года компания была лидером рынка, имея более 1 млн кв. м складских площадей в Москве (комплекс "Северное Домодедово"), Екатеринбурге ("Пышма"), Новосибирске ("Толмачево") и Казани ("Биек тау"). Финансовые показатели не раскрывались. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц, 90% компании владеют четыре кипрские фирмы, еще 10% у гендиректора Александра Волкова. По данным СМИ, холдинг "Евразия глобал" принадлежит экс-владельцу казахского БТА-банка Мухтару Аблязову

Логопарк "Биек Тау" - крупнейший в Приволжском федеральном округе производственно-логистический комплекс. Комплекс расположен в 6 км от столицы Республики Татарстан - г.Казань, на федеральной трассе М7. Первая очередь строительства Логопарка введена в эксплуатацию в октябре 2009 г. и составляет 159 тыс. кв.м. Девелопер проекта – компания "Евразия логистик". Основным инвестором выступает госкорпорация Внешэкономбанк. Перспективы логистического центра связаны с развитием транспортного коридора "Западная Европа — Западный Китай", пролегающего через Татарстан. Запуск Логопарка "Биек Тау" на полную мощность позволит разместить самые современные высокотехнологичные производственные линии, а также обрабатывать до 9, 5 млн. тонн грузов в год. Реализация проекта позволит создать 2, 5 тысячи новых рабочих мест.