В прошлом году в  Америке вышла книга, которая  стала национальным бестселлером и, по оценкам критиков, - лучшей книгой о кризисе. Убежден, что ее издадут и у нас.

Эндрю Росс Соркин, ведущий в "The New York Times" колонку о слияниях и поглощениях, получив на работе четырехмесячный отпуск, он с пристрастием допросил банкиров, чиновников ФРС и минфина, и написал книгу - 600-страничное расследование журналиста Too Big To Fail: The Inside Story of How Wall Street and Washington Fought to Save the Financial System – and Themselves. По–русски это звучит немного не так: "Слишком большие, чтобы упасть. Как Уолл-стрит и Вашингтон пытались спасти финансовую систему и самих себя: свидетельства очевидцев".

Основой для Too Big to Fail послужили более двухсот интервью -- большая часть off-the record -- с бывшими  и нынешними чиновниками, топ-менеджерами  и директорами крупнейших банков Уолл-стрита, юристами, бухгалтерами, консультантами и т.д., а также десятки писем, презентаций, фотографий и даже видеозаписей, которыми участники событий делились с Соркином. Ряд документов он получил в американских государственных органах на основании Freedom of Information Act -- закона о свободном доступе к информации.

"Конфисковав" у  значительной части финансовой элиты  отличный мемуарный материал (а подобные откровения обычно приходится читать в мемуарах), Соркин смог по часам  восстановить пиковые моменты кризиса, а также в деталях описать  целый ряд событий, остававшихся неизвестными для широкой общественности.

После того, как в  воскресенье 14 сентября 2008 года объявил  о своем банкротстве Lehman Brothers  на финансовых рынках началась агония.

В среду 17 сентября 2008 всем было понятно, что следующими могут умереть Morgan Stanley и Goldman Sachs. Тогда хеджфонды один за другим забирали деньги из инвестбанков, а цена акций Morgan Stanley упала за день на 42%. Чем сильнее падали акции, тем больше было клиентов, желающих забрать средства.

К четвергу 18 сентября паника распространилась и на Goldman Sachs. Каждые пять минут очередной хедж-фонд требовал у банка вернуть деньги. Morgan Stanley уже замедлил выплату средств клиентам. Теперь фонды тестировали Goldman Sachs, не будучи уверенными в его платежеспособности. Около 3,5 млрд долларов забрал управляющий Стэн Дракенмиллер - легенда мира хедж-фондов и соратник Джорджа Сороса. Пытаясь вернуть авторитетного клиента, сопрезидент Goldman Sachs Гэри Кон решил надавить на Дракенмиллера, которого отлично знал несколько лет. "У меня хорошая память, -- говорит ему Кон. -- Сейчас я прихожу к пониманию, кто является мне другом, а кто врагом. И я составляю списки". Однако Дракенмиллер в ответ заявляет только: I don't really give a shit, что в "мягком" переводе звучало бы как "по фигу". Акции за два с половиной дня упали на треть. Три десятка трейдеров, уставших следить за падением акций своего банка, исполняли The Star-Spangled Banner - американский гимн. "Боже, храни Амеркику!". Наступила кульминация, пик, момент истины. Финансовый мир был в миллиметрах от неконтролируемого распада.

Что делает наша троица?  Они пытаются организовать слияния и поглощения, чтобы спасти эти махины. В обычных условиях данный процесс слияния и поглощения таких гигантов занимает несколько лет. В экстренных условиях это делается за часы.

В книге Соркина  описаны следующие варианты спасения, которые полным ходом прорабатывались  с участие всего крупнейшего  банковского сообщества:

1 Morgan Stanley покупает крупный розничный банк Wachovia, чтобы получить доступ к его ресурсной базе;
2 Goldman Sachs покупает крупный банк Citigroup с той же целью ;
3 JP Morgan покупает Morgan Stanley;
4 Продажа контрольного пакета Morgan Stanley суверенному инвестфонду China Invesment Corporation.
5 Morgan Stanley продается Citigroup;
6 Goldman Sachs покупает крупный розничный банк Wachovia, чтобы получить доступ к его ресурсной базе;
7 Morgan Stanley продается японскому банку Mitsubishi UFJ.
8 Преобразование крупнейших инвестбанков в банковские холдинговые компании, чтобы напрямую получать помощь ФРС.

Кроме того, пришлось заниматься спасением Merrill Lynch, который  оказался в такой же ситуации, и  был спасен обнародовав в понедельник 15 сентября 2008 года информацию о своей  продаже крупному банку  Bank of America.

И вот, в пятницу 19 сентября 2008 года Полсон презентует программу TARP – государственную программу госгарантий и выкупа у  банков плохих активов. В беспросветной мгле зажегся спасительный огонь.

Сотни переговоров, согласование иногда невозможных позиций  лиц, занимающих высшие посты в финансовых гигантах, сдерживание нападок обезумевшей прессы, давления различных лоббистов и конгрессменов, высочайший накал страстей – вот через что пришлось пройти Полсону, Бернанке и Гейнтнеру в это время. Возьмите Полсона . Что ему стоило просто плюнуть на все, на эти оскорбления, давления, на эту сумасшедшую ситуацию. На его счету в банке лежит 700 млн. долларов, а тут действуешь на грани уголовного преследования, потому что спасаешь некогда аффилированные с тобой компании. Или Бернанке – у того за плечами блестящая профессорская карьера, изданные учебники – деньги на жизнь точно есть, и востребован как ученый будешь наверняка. По Гейнтнеру сложнее, но без работы и доходов тот тоже бы точно не остался.

Чтобы спасти своих  дружков – финансовых воротил?  Отчасти, но на кону стояло другое.  Дрогни они, пустив всю ситуацию на самотек, отдав все на откуп Конгрессу, новым людям за ту неделю рухнуло бы, как минимум три крупнейших инвестбанка в мире, а от их падения все упало бы так, что вряд ли поднялось бы и до сегодняшнего времени. Такие страшные вещи не хочется даже представлять. Эти герои реально спасли финансовый мир, а через него и все человечество. 

25.03.2010

Альберт Бикбов

 

Экономист, практикующий банкир.