Второй документ – это книга Флоранс Обена, журналистки из "Le Nouvel Observateur", известной своим бесстрашием (она работала в Косово и Афганистане, а также была заложницей в Ираке в течение пяти месяцев в 2005 году). Обена, которой сегодня 49 лет, оставила свою работу в офисе, чтобы провести шесть месяцев в качестве безработной, ищущей работу в Кайен в Нормандии. Она описывает обездоленных изгоев социального либерализма в книге "Набережная Уистрема" (издательство Editions de l’Olivier), мрачное состояние которого повторяет более ранние вылазки в мир ненадёжной занятости Джорджа Оруэлла, Гюнтера Вальраффа, Полли Тойнби и Барбары Эренрайх.

 

В этой преисподней Флоранс Обена смогла заработать лишь 700 евро (945 долларов) в месяц в качестве наёмной уборщицы, даже если она работала с раннего утра или поздно вечером на основе краткосрочных договоров (Contract DurationDeterminée / CDD - временный трудовой договор) с почти нулевыми правами и безо всяких профсоюзов. Это всё более расколотый мир, в котором доля краткосрочных договоров выросла до 85% от общего числа (и 63% из них длятся менее одного месяца). В этом мире получение 200 евро (270 долларов) в качестве выходного пособия считается "золотым парашютом", а постоянный трудовой договор (Contract DurationDeterminée / CDD), позволяющий работать с 5.30 до 8 утра, это "дверь в рай".

 

Обена чистила рвотные массы и туалеты на паромах из Англии в Уистрем, с ней грубо обращалось начальство, ей приходилось стоять часами в очереди в PôleEmploi (центре занятости), где ей сказали, что она "слишком стара", она проходила пятиминутный медицинский осмотр в автофургоне, не будучи даже надлежащим образом обследована, и её "курировали" переутомлённые сотрудники, которым приходится следить за сотнями дел. Ей пришлось выполнять трудную, изнурительную работу, когда оплаченные "часы" часто длятся больше шестидесяти минут; но на которую женщинам приходиться соглашаться, так как другой работы нет – за исключением тех случаев, когда их отправляли на липовые курсы подготовки, чтобы можно было вычеркнуть их из статистики безработицы ("Флоранс Обена, "Под прикрытием о кризисе", PressEurop, 26 февраля 2010 г.).

 

В книге "Набережная Уистрема" приводятся слова одного сотрудника центра занятости: "Революция? Это бред собачий! Люди слишком боятся!" Миллионы французов живут – или, скорее, выживают – в "неофициальном обществе", описанном Жаном-Пьером Дельвойе, и в котором недолго пожила Флоранс Обена. В таком климате политикам проще внушать страх перед паранджой, чем стремиться к чему-то большему, чем временные решения для экономических и социальных проблем.

 

Было бы утешительно добавить: ".... до следующих выборов". Но, как однажды сказал мне напрямик бывший министр в правительстве (британских лейбористов): "Патрис, чего Вы хотите? Безработные не голосуют!"

(“Open Democracy”, Великобритания, 03.03 2010)