Известно, что поведением лабораторных животных можно манипулировать, искусственным путем стимулируя их природные инстинкты. Однако, когда лабораторные стимулы становятся основными, животные переходят на неестественные механизмы реагирования. Например, подопытные мыши теряют инстинкт самосохранения и размножения, если их нервную систему приучать к сильным визуальным и вкусовым стимуляторам.

Психолог из Гарвардской медицинской школы Дейрдре Барретт уверена, что люди, живущие в мегаполисах и пользующиеся всеми благами цивилизации, в этом смысле мало отличаются от лабораторных мышей.

Наши врожденные инстинкты также чрезмерно стимулируются синтетическими продуктами, рекламой и агрессивными визуальными образами. Из-за того что естест­венные потребности подменяются навязанными желаниями, человек нередко теряет адекватное восприятие того, что ему действительно необходимо, и переключается на бесконтрольное потребление продуктов, поддерживающих его нервную систему во взвинченном состоянии.

В условиях выбора между есте­ственным и избыточным люди бессознательно выбирают последнее, предпочитая фастфуд натуральной еде, порнографию — отношениям с партнером, телевизор — общению с близкими. Фактически гиперстимуляция является наркотиком для психики, тогда как естественные стимулы перестают вызывать какую-либо реакцию.

При этом в случае с людьми гиперстимуляция не имеет обратного хода. Так, если лабораторных животных поместить в естественную среду, они вернутся к естественному для них образу жизни. В человеке же эволюционно заложена ориентация на накопление ресурсов, благодаря которой выживали наши далекие предки. Однако в обществе изобилия, когда, протянув руку, можно получить любые гиперстимуляторы — от сладкой газировки до сигарет и алкоголя, удоволь­ствия медленно убивают.

Исследуя влияние различных раздражителей на предпочтения людей, Дейрдре Барретт установила, что не только активная агитация, но и на первый взгляд безобидные вещи провоцируют пресыщение. Например, простенькие мелодии, сопровождающие рекламу того же бигмака, обладают гипнотическим воздействием. И, как только человек слышит знакомые ноты, у него, как у собаки Павлова, срабатывает условный рефлекс, и даже если голода нет, начинает тянуть к фастфуду. А распространение фильмов категории ХХХ, по мнению г-жи Барретт, замещает естественную потребность в поиске партнера, подрывает инстинкт размножения.

В свою очередь аниме и мультфильмы для взрослых, по ее мнению, затормаживают развитие личности, консервируя людей в стадии вечных подростков. Такая инфанти­лизация помогает бить гиперстимулам точно в цель, делая взрослых людей беспомощными детьми перед желанием покупать и потреблять.

"Все эти стимулы внедряются в нашу жизнь совершенно умышленно, — считает г-жа Барретт. — Они всего лишь дают толчок к тому, к чему и так склонна наша природа, — к чрезмерному потреблению". По ее словам, искусственные стимулы практически полностью нейтрализуют защитные механизмы и заглушают естественные потребности. Противостоять такой тенденции, убеждена психолог, можно только с помощью централизованной государственной программы.

Во-первых, нужно резко ограничить гиперстимулы в продовольственной, медицин­ской и фармацевтической сферах. Во-вторых, нелишним было бы вернуться в пору естественного ограничения, для того чтобы переориентировать интерес человека на жизненно важные ресурсы.

(RBC daily, 24.03.10)