Вообще, эта церемония, получается, могла проводиться хоть где: на даче Президента (есть у него такая?), на поляне в лесу, на стадионе. Почему был выбран концертный зал, где все действо происходило на сцене? Куда заведомо не могли попасть все желающие.

Полагаю, правильно, если присяга приносится публично, перед народом, как это делается в США. Или хотя бы перед его, народа, представителями – перед парламентом то есть. У нас присяга приносится в присутствии депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, членов Кабинета Министров Республики Татарстан, судей Конституционного суда Республики Татарстан и других приглашенных лиц. Сколько депутатов, сколько судей должно быть – не ясно. Что же до народа, то я сам свидетель: его, народ, милицейские патрули убедительно просили обходить перекрытую площадь Свободы (!) по самой широчайшей дуге по-над весенними яркими лужами и блестящей грязи.

Эта норма Конституции РТ - о принесении присяги неясно перед каким количеством лиц - скопирована с  Конституции РФ. Но понятно откуда эта норма взялась в российской Конституции. Этот документ дописывался аккурат в тот период, когда еще в Москве не выветрилась гарь спаленного Парламента. Люди страховались от всяких вариантов развития событий: когда человека,  свежезаступившего на место, например, убитого толпой Президента, можно инициировать в присутствии двух уцелевших депутатов и нескольких не успевших уехать судей – и "все по Конституции".

Но для чего эта норма из времени "предчувствия гражданской войны" попала в Конституцию мирного Татарстана?

Вопросы, вопросы…

Причем, эта норма мирно сосуществует с нормами Закона РТ "О вступлении в должность", в статье 2 которого записан не только приведенный нами выше текст присяги, но и указано, что Президент приносит присягу на пленарной сессии Государственного Совета Республики Татарстан. То есть не просто перед группой депутатов, судей и приглашенных лиц, но перед органом, что называется в присутствии. Полагаю, что Закон не подлежит фрагментарному применению и присяга должна была приноситься именно что на пленарной сессии, куда нужно было позвать судей, и других, указанных или подразумеваемых Конституцией лиц. Только такой подход позволял бы говорить о чистоте процедуры и не противоречил бы при этом Конституции. Одной проблемой бы было меньше. А так - вообще не было понятно, почему это церемонию открывает именно Председатель Госсовета. Почему не действующий пока еще Президент?

После моего этого небольшого и совсем неглубокого исследования (использовались только открытые материалы, опубликованные в Сети) совсем по-иному звучат слова Председателя Госсовета, выбранные в качестве эпиграфа к настоящей статье. Такое впечатление, что как будто были споры относительно процедуры и предложенного формата инаугурации, ставились острые вопросы о соответствии закону, но в конце концов победила та точка зрения, которая победила.

Кстати, забавно, что спикер говорит о передаче власти, как будто у нас не народ является источником власти (ст.3 Конституции РТ), а действующий Президент. Правильнее (однако все равно неправильно) было бы говорить о переходе власти. При этом нет никакой "высшей власти". Президент – это не высшая власть, а высшее должностное лицо (ст.89). Высшим выражением власти у нас являются референдум и свободные выборы (ст.3), высшей ценностью – человек, его права и свободы (ст.2).

Заканчивая интересную для меня тему, хочу сказать, что ошибется тот, кто посчитает мою статью попыткой этакого юридико-аналитического троллинга

Пафос статьи заключается в том, что власть в деле точного соблюдения всяких регламентирующих ее бытие норм должна нас удивлять щепетильностью, чрезмерным буквоедством и перестраховкой. И при этом быть снисходительной ко всем нам, имеющим право неправильно понимать путаные законы, признавая за нами, но не за собой, - право на добросовестное заблуждение.

Иначе неглубокие люди могут подумать: "Ага, если ей лень исполнить даже и такие простейшие церемониальные нормы, понятно теперь, как она, родная, соблюдает те законы, которые посвящены защите моих прав и свобод!".

Мнение редакции может не совпадать с авторским мнением ведущих колонок.  

Эмиль Гатауллин

Родился в 1967 году. Окончил юридический факультет Казанского Государственного Университета (КГУ) в 1995 году. С 1996 года по настоящее время занимается адвокатской деятельностью. Профессиональная специализация - хозяйственно-правовые вопросы деятельности предприятий.
Автор публикаций на правовые темы и на темы юридических аспектов политической действительности в местной и федеральной печати.
В последнее время своим предметом творческого осмысления определил республиканскую и местную политику в ее самых разных проявлениях.