КОМПАНИЯ ЗАВОЕВАЛА В РОССИИ 13 ПРОЦЕНТОВ РЫНКА ПРОДАЖ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ

Финансовые результаты ОАО "Мобильные телесистемы" (МТС) за прошлый год превзошли ожидания аналитиков. Уже около 30% продаж контрактов МТС приходится на собственную розничную монобрендовую сеть, которую компания построила практически с нуля и всего за год. Во сколько обошлось создание такой сети, что еще удалось сделать в кризисном 2009 году, какие планы у МТС на нынешний год, рассказывает президент МТС Михаил Шамолин.

ИНВЕСТИЦИИ БЫЛИ ОПРАВДАННЫМИ

— Как вы оцениваете результаты 2009 года? Можно ли уже говорить о завершении кризиса?

— Я считаю, что результаты можно оценивать вполне позитивно. Несмотря на все трудности, связанные с кризисом, мы показали достаточно здоровый рост выручки в национальных валютах. Это с учетом упадка в нашей корпоративной базе, снижения доходов от роуминга и других негативных факторов, которые создавали достаточно мрачные предпосылки на 2009 год…

Мы не сократили существенно инвестиционную программу, не отказались от вложений в третье поколение (сотовая связь нового поколения, которая заменит стандарт GSM), которое продолжаем активно развивать. И на фоне всего это выплатили высокие дивиденды нашим акционерам, которые им были нужны в этот кризисный год.

За год мы практически с нуля построили розничный бизнес, и сейчас у нас порядка 13 процентов рынка продаж мобильных устройств. Мы, безусловно, потратили определенные деньги из наших операционных расходов на финансирование этого бизнеса. Но я считаю, что это оправданная инвестиция, — этот проект принесет нам дивиденды в среднесрочной перспективе. Как показывает опыт операторов по всему миру, наличие собственной дистрибуции — очень важный фактор.

— Какова основная причина снижения показателя OIBDA по группе на 10 процентов по итогам IV квартала 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года?

— Основная причина — розничный бизнес. Строительство монобренда в таком масштабе требует вложений. Далеко не все мы можем капитализировать как инвестиции в построение бизнеса — все расходы, связанные с ремонтом, открытием и ребрендированием магазинов, которые, по идее, должны были быть инвестиционными, ложатся в операционную часть. Без этого бизнеса наша маржа практически не ухудшилась...

— Когда розничный проект начнет окупаться?

— Если все затраты отнести на капитальные, то розничный бизнес окупится уже в 2010 году. Если относить их на операционные затраты, то в 2011 году.

СНИЗИТЬ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ "ЛОКАЛЬЩИКОВ"

— Помимо роста доли МТС на рынке продаж телефонов какие основные результаты от розничного проекта?

— Повышение качества наших продаж при снижении общей стоимости продаж. Сейчас ситуация на рынке такова, что есть "Евросеть", которая, по сути, вместе с "Вымпелкомом" решает, кто из операторов и как будет продаваться в ее салонах, независимый ритейлер "Связной", занимающий порядка 23% рынка в телефонах (доля продажи sim-карт меньше), и большое количество локальных частных игроков.

И все операторы соревнуются друг с другом за то, чтобы именно его sim-карты продавались у дилеров. По сути, соревнование в том, кто больше заплатит. При этом качество клиентов, которые подключаются через таких дилеров, как правило, крайне низкое. Основная миссия нашей мобильной розницы — от этого уйти: снизить зависимость от "локальщиков" и от оставшихся федеральных дилеров.

Сегодня примерно 30 процентов наших sim-карт продаются через нашу собственную розницу, при этом мы хотели бы довести продажи через собственную розницу минимум до 60 процентов к концу 2010 – началу 2011 года, хотя многое будет зависеть от динамики продаж на рынке, появления альтернативных каналов и активности конкурентов.

Абоненты, привлекаемые монобрендовой сетью, на 30-40 процентов качественнее, чем остальные. Речь идет в том числе о среднем счете на абонента (ARPU), продолжительности разговоров за месяц (MOU), сроке жизни абонента в сети, начислении и т. д.

СКОРОСТИ МОБИЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА

— Как вы считаете, нынешние скорости в третьем поколении достаточны для абонентов? И как вы намерены их увеличивать?

— По тому, что нам говорят поставщики, и по тем тестам, которые мы видели, и с учетом частот, имеющихся в наличии, мы рассчитываем, что скорость передачи данных в сетях третьего поколения можно довести с существующих 7,6 Мбит/сек до 85-100 Мбит/сек на базовую станцию. Технология во многом опирается уже не на "железо", а на программное обеспечение (софт). Реалистично это может произойти в I-II кварталах 2011 года. Но подобные скорости материализуются в реальный клиентский опыт только тогда, когда будут построены соответствующие транспортные сети и должным образом усилены интернет-узлы, потому что во многом затык происходит именно там. У меня дома стоит оптоволоконный канал в 100 Мбит/сек, но когда я пытаюсь скачать что-нибудь с iTunes, то скорость получается лишь 7-8 Мбит/сек.

Мы будем параллельно увеличивать скорость базовых станций и расширять транспортную сеть, чтобы в итоге дать клиенту тот опыт, который он хочет иметь, используя широкополосный интернет, — скачивать фильмы, музыку и т. д.

— Какова реальная скорость мобильного интернета для конечного абонента даже при скорости в 85-100 Мбит/сек на базовую станцию?

 —  Это зависит от количества одновременного пользования и объема скачиваемого. Если есть 80 Мбит/сек на базовую станцию и 80 человек одновременно скачивают тяжелый контент, то у каждого будет по 1 Мбит. Но, учитывая плотность 3G-сетей в городах, я сомневаюсь, что одновременно 80 человек будут что-то скачивать. Скорее всего будет 2-5 человек — и 80 Мбит/сек будет более чем достаточно.

— Эта скорость сопоставима с нынешними возможностями сотовой связи четвертого поколения LTE. Считаете ли вы, что вводить LTE преждевременно?

— LTE отличается от 3G алгоритмом, по которому используется спектр, и уплотнением. Главное отличие в качестве LTE и 3G — так называемая latency, задержка в открытии окна интернета. В третьем поколении, как в традиционном интернете, при открытии страницы сначала появляется текст, потом фотография, заголовок и т. д., а в LTE, по крайней мере в тех тестах, которые я видел, появляется все сразу. Но для 3G развивается софт, и проблема таких задержек к концу года будет решена. Реально LTE начинает получать преимущество перед третьим поколением при расширении спектра. Если у LTE и 3G есть полоса спектра в 30 МГц, то они будут предоставлять примерно одинаковую скорость в 100 Мбит/сек.

Существенная разница в скоростях начинается тогда, когда мы расширяем полосу до 80-100 МГц: у 3G скорость будет около 150 Мбит/сек, а у LTE — 1 Гбит/сек. Для этого необходимо обеспечить такую полосу, но в условиях российского частотно-территориального планирования и занятости спектра ни один из операторов такую полосу не сможет получить. Для того чтобы обеспечить такую скорость, нужна технология LTE Advanced, которая коммерчески будет доступна лишь к концу 2011 — началу 2012 года. Эта технология предусматривает набор полосками из различных частей спектра 80 или 100 МГц — часть из диапазона 1800 МГц, часть из 900 МГц и т. д. Но для этого должны быть мультидиапазонные антенны, базовые станции и устройства. Мир к этому придет, но это произойдет не раньше 2012-2013 года.

Наша стратегия заключается в том, чтобы инвестировать в сети третьего поколения, строить опытные зоны в четвертом поколении и, как только будут даны разрешения, также строить LTE-сети. Но развивать их гармонично, чтобы извлечь максимальный эффект из 3G-сетей. Мы должны идти в ногу со временем, но не имеет смысла давать скорость в 1 Гбит на базовой станции, когда нет возможности его потребить.

— А в расчистке частот для LTE, которую минобороны и минкомсвязи оценили в 57 миллиардов рублей, вы готовы участвовать? И в каком виде?

— Мы готовим предложения по тому, как может быть организовано частно-государственное партнерство в этом отношении. Есть много детальных вопросов, которые надо прорабатывать, но концептуально мы готовы поучаствовать наряду с государством в расчистке этого спектра.

— Когда начнутся опытные зоны LTE?

— В этом году.

 "Ведомости" (в сокращении)