Мировая экономика подорвана. Запасы ископаемого топлива, которые запустили промышленную революцию, подходят к концу, а инфраструктура, созданная с их помощью, едва цепляется за жизнь. Что еще хуже, выбросы углекислого газа, увеличивающиеся в течение двух столетий, угрожают катастрофическими изменениями климата. Кроме того, мы столкнулись с утратой социального доверия в экономические и политические институты.

 

Повсюду люди демонстрируют недовольство и все чаще выходят с протестами на улицы. Что происходит в мире? Человеческая раса находится в сумеречной зоне между погибающей цивилизацией, находящейся на искусственном жизнеобеспечении, и зарождающейся цивилизацией, пытающейся встать на ноги. Существовавшее ранее самосознание рушится, а новое еще до конца не сформировалось. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, нужно вернуться назад и спросить: из-за чего происходят фундаментальные изменения в цивилизации?

 

 

Важный поворотный момент наступает на стыке новых более сложных энергетических систем и коммуникационных революций, которые в корне изменяют человеческое сознание. Так случилось в конце 18 века, когда, благодаря углю и пару наступил промышленный век.

 

Технология печати была серьезно усовершенствована и стала средством организации огромного числа видов деятельности. Это также способствовало изменению связей в человеческом мозге, что вызвало переход от теологического к идеологическому сознанию.

 

Философы Просвещения, за некоторым исключением, заглянув в душу, увидели разумное существо, помешанное на независимости и движимое стремлением к собственности и богатству. Сегодня мы на грани нового сейсмического сдвига. Информационные и коммуникационные технологии наряду с распространением альтернативных источников энергии создают основу для третьей промышленной революции. В последующие 40 лет для сбора окружающей нас альтернативной энергии будут отремонтированы миллионы зданий.

 

Эта энергия будет храниться в виде водорода, а избыточное электричество будет передаваться по межконтинентальным сетям, управляемым с помощью Интернет-технологий. Люди будут самостоятельно вырабатывать энергию, подобно тому, как сегодня они создают собственную информацию, и будут делиться ей, как и информацией, с миллионами других людей.

 

 

Эта коммуникационная революция, так же как и предыдущая, изменит наше мышление. Мы находимся на раннем этапе перехода от идеологического сознания к биосферному. Ученые и общественность понимают, что все в жизни тесно взаимосвязано. Наш образ жизни оставляет "углеродный отпечаток" на каждом человеке, создании и планете, на котором мы все живем. Новое понимание непосредственно связано с открытиями в эволюционной биологии, нейрокогнитивной науке и детском развитии, которые показывают, что люди биологически предрасположены к сопереживанию. Человечеству присущи не рациональность, отстраненность, жадность, агрессия и самовлюбленность, о которых заявляли философы Просвещения, а нежность, общность, отзывчивость и взаимозависимость. Человек разумный уступает дорогу человеку сочувствующему. Новые представления о человеческой природе ставят под сомнение многие основополагающие принципы экономической теории. Адам Смит утверждал, что из-за своей природы люди действуют на рынке в собственных интересах. Точки зрения Смита придерживается и Гаретт Хардин, более 40 лет назад написавший свое знаменитое эссе "Трагедия общин". Он полагал, что совместные предприятия неизбежно терпели крах из-за человеческого эгоизма, который неизменно выходил на поверхность.

 

Если это общепризнанная истина, как объяснить, что сотни миллионов молодых людей делятся творческими идеями и знаниями в рамках таких совместных проектов, как Wikipedia и Linux? Люди, родившиеся в новом тысячелетии, каждый день совместно используют общие глобальные ресурсы, не обращая внимания на предупреждение Хардина. Для них сотрудничество с целью содействия общим интересам в сетях часто важнее "самостоятельных действий" на рынке. Это поколение все чаще рассматривает счастье с точки зрения "качества жизни", в корне переоценивая понятие "права собственности". Мы думаем о собственности как о праве ограничивать других людей в чем-то. Однако собственность также означает право доступа к совместно используемым ресурсам - право следовать по водным путям, наслаждаться общественными парками и пляжами и т.д. Это второе определение сейчас особенно важно, поскольку только вместе можно понять, что означает качество жизни, например, живя в незагрязненной среде и в безопасном обществе.

 

В новой эре, право жить "полной жизнью" - право доступа - становится самой важной "составляющей собственности". Переход от эгоизма на государственных рынках к общим интересам в биосферных общинах и соответствующий переход от ограничений к участию в глобальных сетях способствует значительному развитию чуткого сознания. В предыдущую промышленную революцию, характеризовавшуюся идеологическим сознанием и управлением в рамках одного государства, американцы сопереживали американцам, британцы - британцам, китайцы - китайцам и т.д. Сейчас, на пороге третьей промышленной революции, необходимо преодолеть национальные границы и установить границы биосферные. Если мы хотим, чтобы наш вид выжил и процветал, мы должны стать одной семьей, проживающей в одной биосфере.

(Forexpf, по материалам The Financial Times, 29.03.10)