– Венера Бахтегараевна, недавно стало известно, что лицом Автоградбанка стала чемпионка Олимпийских игр Гульнара Галкина-Самитова. Еще ни один татарстанский банк в своих коммуникациях не использовал образ известных людей – вы первые…

– Нам не привыкать: Автоградбанку часто случалось быть первопроходцем.  Конечно, прежде всего, в банковской деятельности. Например, первые кооперативы, то есть первые бизнесмены Набережных Челнов, открыли свои счета в нашем банке, который тогда еще был отделением Жилсоцбанка. Мы были первыми, кто обслуживал предпринимателей, и первыми начали понимать, что такое бизнес и как с ним надо работать. Одними из первых в республике  мы выпустили пластиковые карты, первыми начали принимать платежи в банкоматах. Помню, люди из Казани приезжали и удивлялись: "Этого ведь никто нигде еще не делает!" А мы делали. Мы первыми внедрили платежи через мобильные телефоны, первыми стали выдавать ипотечные кредиты. Нам интересно быть первыми, хотя, признаюсь, всегда сложнее прокладывать дорогу в неизвестном месте. Тем, кто идет следом, гораздо легче…

– Почему вы выбрали именно чемпионку в стипль-чезе – беге с препятствиями?

– Бег с препятствиями – это, наверное, можно сказать о любом живом бизнесе, в том числе и о нашем. Это очень закаляет, заставляет всегда быть в тонусе. Ведь это только со стороны кажется, что у кого-то нет проблем, одни победы. На самом деле выигрывает только тот, кто умеет проходить препятствия, не снижая скорости, у кого есть для этого воля, стратегичность и, конечно, ресурсы. И я считаю, что челнинка, чемпионка Олимпийских игр в беге на 3000 метров с препятствиями Гульнара Галкина-Самитова – лучшее воплощение идущего вперед бизнеса. Ее пример доказывает, что если очень захотеть и очень постараться, можно достичь многого. Помню, как радовался весь наш город, когда Гульнара стала олимпийской чемпионкой.  И я уверена, что у нее впереди – следующие победы.

    

 "КИДАЛЬНЫХ" ВАРИАНТОВ НЕ БЫЛО"

– В интервью газете «БИЗНЕС Online» предприниматель Владимир Иванов ("Апельсин") рассказывал, что зарегистрировал свое первое предприятие в один день с Автоградбанком. Более того, он утром открыл у вас расчетный счет, внес 50 рублей, а после обеда получил кредит и улетел в Москву за товаром…

– Так и было. Давайте отмотаем пленку немного назад – иначе то время понять невозможно. Я пришла работать в банк в 1975 году кредитным инспектором. Тогда наш банк был единственным государственным банком в Набережных Челнах и обслуживал около 150-200 предприятий и организаций. Для сравнения: сегодня только у нас в Автоградбанке насчитывается 7000 клиентов. Тогда был госплан, все четко, ясно и понятно. Даже в мыслях ни у кого не было, что кредит можно не вернуть. И даже когда начали создаваться кооперативы, они тоже не понимали, как это можно не вернуть кредит? "Кидальных" вариантов практически не было.

Поэтому мы тогда практически не делали анализ финансово-хозяйственной деятельности  предприятий - Владимир Иванов все правильно рассказывает. Более того, сверху нам приходили указания, обязывающие выдавать им кредиты. Тогда перед  банками не стояла цель получить прибыль. Шел процесс создания и роста кооперативов, а мы должны были поддержать их финансово.

Я могу привести пример Вячеслава Зубарева (ТрансТехСервис) и Ильдара Зиннурова (Таттранском). Оба работали руководителями на КАМАЗе, а затем решили уйти в бизнес. Вот они приходят и говорят: "Нам нужны деньги на покупку 200 автомобилей ВАЗ". Что в залоге, какие у них есть площади, чтобы разместить эти автомобили, как они их будут продавать – все это они нам просто рассказали... Мы им дали кредит, в залог пошли эти же машины. Они их купили, привезли, продали и таким образом начали развиваться. То есть практически с нуля.

ВРЕМЯ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ

– Расскажите, пожалуйста, как был образован Автоградбанк? Чья это была идея?

     – В то время - 19 лет назад – начался процесс коммерциализации банковской системы. У Жилсоцбанка была целая сеть отделений с центром в Казани. Челнинское отделение было ресурсным банком, у нас деньги были, но головной банк постоянно их забирал. Порой из-за этого мы даже не могли выдать своим клиентам кредит. И тогда мы подумали: "А почему бы не быть самостоятельными?" Уставный капитал требовался в сумме 5 млн. руб. Мы предложили предприятиям, обслуживающимся в нашем банке, стать учредителями. Набрали 13 предприятий, подготовили документы, но когда уже надумали регистрироваться, самостоятельность нам не предоставили. Сказали: "Вы как были отделением Жилсоцбанка, так им и останетесь". Тогда мы обратились за поддержкой к городским властям, и город, спасибо ему, нас поддержал.

– Кто придумал название?

– Помню, все 13 учредителей собрались, чтобы решить этот вопрос. Среди них был и председатель прессово-рамного кооператива Владимир Горбановский. Вот он и предложил название "Автоградбанк". И попал в точку, потому что когда название компании начинается  с буквы "А", она во всех списках всегда занимает верхние строчки... (Улыбается.)

Начинали  мы в арендованном помещении. А уже через год начали думать о строительстве собственного здания. В ходе конкурса на лучший проект здания Автоградбанка победил архитектор Валерий Манукян. Здание получилось – как мы мечтали: круглое, очень презентабельное, с колоннами.  Наверное, с точки зрения теплоэффективности или коэффициента полезных площадей оно не самое идеальное, зато в нем комфортно клиентам.

Строительство тоже шло не без препятствий. Тогда же все стройтресты были государственными. Я со своими строителями воевала-воевала, но дело дальше котлована не шло. Я говорю: "Ребята, нельзя такими темпами строить!" Они мне в ответ: "Мы не волшебники!" Ну что ж, говорю, поищу волшебников. Расторгли с ними договор, нашли других строителей и через три года после начала строительства, в 1996 году, переехали в собственное здание. Кстати, в позапрошлом году, в разгар экономического кризиса, ремонт в нем сделали.

– Какое самое большое препятствие Автоградбанку пришлось преодолеть за его почти двадцатилетнюю историю?

– Кажется, в 2001 году два наших акционера за нашей спиной (хотя мы ЗАО!) продали свои акции. А помог нам устоять, сам того не зная, президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Выступая на сессии горсовета Казани, он сказал, что в республике с малым бизнесом лучше всего работают Сбербанк, КМБ-банк и Автоградбанк. То есть он выделил два федеральных банка и нас. И всем стало понятно, что Автоградбанк имеет право на самостоятельность.

А мы, кстати,  до сих пор активно работаем с  малым и средним бизнесом. Наши клиенты знают, что в Автоградбанке - низкие тарифы и высокая скорость обслуживания. Так, мы выдаем кредиты за три дня, проводим платежи фактически за 15 минут вплоть до 24.00 – причем по обычным, а не грабительским тарифам. Наш "клиент-банк" в круглосуточном режиме позволяет увидеть движение средств по счету и сделать перечисление необходимых сумм со своего компьютера практически в любое удобное время. Время дороже денег, так ведь? Поэтому мы экономим и время, и средства наших клиентов. На это в нашем банке "заточено" все.  Есть у нас и электронные кассиры, которые позволяют юрлицам и вносить наличность на счет, и снимать деньги без всяких очередей. Зачисление наличных средств на банковский счет в нашем банке, кстати, осуществляется без комиссионных.

– А как сегодня себя чувствует Автоградбанк? Как вы закончили первый квартал относительно прошлого года?

- Сейчас, наверное, уже можно сказать, что кризис сделал нас только сильнее. В настоящее время  кредиты по сравнению с соответствующим периодом прошлого года у нас возросли на 10%, остатки на расчетных счетах - на 28%, вклады увеличились на 71%. Мы активно работаем по всем госпрограммам. Например, для фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств разработали специальную кредитную программу, где значительная часть процентной ставки для сельхозпроизводителей компенсируется государством.

 

"СЕЙЧАС САМОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ИПОТЕКИ"!

– Венера Бахтегараевна, некоторые казанские банкиры считают, что время для ипотеки в России еще не пришло. Зарплаты не те, ментальность не та... А Автоградбанк всегда был лидером по ипотечному кредитованию – в прошлом году, по-моему, вы даже заняли двенадцатое место входили в рейтинге самых ипотечных банков России.

– На сегодняшний день Автоградбанк выдал 8,5 тысяч ипотечных кредитов по всей республике: у нас ведь работают филиалы и в Казани, и в других городах. И мы гордимся тем, что с нашей помощью 8,5 тысяч семей смогли приобрести собственное благоустроенное жилье, повысить свое качество жизни. Своя квартира, свой дом - что может быть важнее? С этого все начинается. И лишить людей этой возможности, ссылаясь на то, что у них ментальность не та – мне кажется, немного бесчеловечно.

Когда я стала депутатом горсовета Набережных Челнов, практически каждый приходил на прием с вопросом по жилью. Это была такая болезненная проблема! Поэтому мы стали выдавать ипотечные кредиты – первыми в республике. Сначала из собственных средств, потом, когда появились государственные программы развития ипотечного кредитования, стали работать с самыми разными операторами. Разве что в самый разгар кризиса это направление у нас немного сжалось – потому что проценты по всем известным причинам резко подскочили.

А сейчас, на мой взгляд, наоборот – самое время для ипотеки!  Во-первых, благодаря поддержке государства проценты стали даже ниже, чем до кризиса. Ставка по ипотечному кредиту начинается от 9,35%, а средняя составляет 11%! Во-вторых, появилась возможность использовать материнский капитал для погашения ипотечных кредитов, работает программа реструктуризации проблемных кредитов. Есть программа даже по новостройкам. В-третьих, стоимость квадратного метра жилья упала и пока не растет. До поры до времени -  ведь в прошлом году вся стройка простояла, значит, предложения мало, а спрос ведь никуда не делся…

 И мы как банк видим свою миссию в том, чтобы сегодня помочь людям наилучшим образом использовать преференции государства. Например, размер материнского капитала - 300 с лишним тысяч рублей. Это немало, конечно, но этого не хватает даже на малосемейку! А банк с помощью ипотечных программ может помочь людям решить их главный вопрос.    

- А просрочки по этим кредитам вы не боитесь? Ведь в кризис кто-то потерял работу, у кого-то упали доходы

– Людям в этой ситуации надо помогать, потому что один ты никогда не спасешься. Поэтому мы пришли к выводу, что будем реструктурировать кредиты, каждую ситуацию рассматривать индивидуально. Раз мы вместе пошли в ипотеку, то сегодня надо помочь людям пережить трудные времена, рассказать в доступной форме, что можно сделать. В разгар кризиса мы работали и в выходные дни для того, чтобы людям удобно было прийти и получить консультации.

     

"ЕЩЕ НЕ БЫЛО В ЭТОМ ГОДУ НИ ОДНОГО ДНЯ, ЧТОБЫ НАБЛЮДАЛОСЬ ПАДЕНИЕ"

– Как, по-вашему, кризис закончился? Или все  страшное еще впереди? Что, по вашим оценкам, ожидает республиканскую  экономику?

– Я считаю, что мы уже на выходе из кризиса. Даже если посмотреть обороты по счетам клиентов, за которыми я наблюдаю ежедневно, то рост на сегодня составляет от 130 до 180 процентов по сравнению с конкретным днем прошлого года. Еще не было в этом году ни одного дня, чтобы наблюдалось падение. Обороты же не просто так растут?! И инфляции особой нет. КАМАЗ начал работать пять дней в неделю, Sollers будет развиваться, у республики впереди Универсиада, в стране идет усиленная подготовка к Олимпийским играм в Сочи… Все это подталкивает экономику развиваться дальше. А если мы еще чуть-чуть нашему малому бизнесу поможем, мне кажется, он еще быстрее будет расти.

– Вы не раз избирались депутатом горсовета Набережных Челнов, являетесь председателем постоянной комиссии по бюджету и экономической политике. В чем сегодня выражается экономическая политика в автограде? Куда идет город? К чему стремится? К каким результатам Челны должны прийти через пять, десять лет?

– Сейчас разработана стратегия города до 2015 года. Она предусматривает создание двух кластеров: по автомобилестроению и по строительству. КАМАЗ поддерживается государством, Sollers подписал соглашение с ФИАТом. Если эти две крупнейшие компании будут развиваться, автоматически будет развиваться и инфраструктура города, и малый бизнес, и платные услуги, и розничная торговля, и переработка и так далее.

Что касается строительства, это не только собственно само строительство, но и  производство строительных материалов. Депутаты на обсуждении стратегии говорили и о третьем кластере, связанном с производством продуктов питания. Мы рады тому, что сегодня в рамках программы модернизации экономики моногородов идет поддержка производства мяса – строительство дополнительных мощностей птицефабрики и свинокомплексов.

Наша  самая главная стратегическая задача – повысить качество жизни людей. А оно зависит от наличия работы и достойной заработной платы, качественного здравоохранения, к чему мы сейчас стремимся, проводя реконструкцию БСМП. Что касается образования, то чтобы оно развивалось, в него должно вкладывать не только государство, но и мы, работодатели.

Кроме того, я считаю, что в городе необходимо создавать условия для того, чтобы развивались предприятия, не связанные с автомобилестроением. Если мы создаем КИП "Мастер" и он в основном работает на КАМАЗ, это не совсем правильно. Грянул кризис - КАМАЗ встал, и вслед за ним весь малый бизнес тоже встал. Возможно, стоит создать еще один технопарк, который был бы вообще никак не связан с КАМАЗом. Нам надо развить в городе предпринимательство такого уровня, чтобы, когда на КАМАЗе возникали кризисные ситуации, город "выезжал" на малом бизнесе. 


 "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ НЕ ХОЧЕТ СТОЯТЬ В ОЧЕРЕДЯХ, И ПРАВИЛЬНО ДЕЛАЕТ"

– Пластиковые карточки еще десять лет назад казались ненужной экзотикой, а теперь без них никуда. Как, по-вашему, сколько  лет потребуется, чтобы наше общество перешло  на платежи через банкоматы или Интернет?

–Думаю, что касается молодежи, процесс уже пошел. Скоро в банки люди ходить не будут, обслуживаться все будут дистанционно. А зачем ходить, время терять, если можно очень быстро и удобно оплатить все платежи через банкомат, Интернет или даже тот же мобильный телефон?

Честно говоря, когда у нас появились банкоматы, я  запретила работникам банка снимать деньги в кассе по карточкам. Пока сами сотрудники не научатся пользоваться банкоматами, бесполезно что-либо рекламировать и пытаться продавать. Второй запрет был по платежам. Я сказала: "Ни копейки от сотрудников не принимайте, только в банкоматах!". Людей надо и немножко подталкивать к новшествам ради их же удобства.

     Почему  сегодня интернет-платежи идут с  натяжкой? Не у всех дома есть компьютер, а если есть, то не у всех он подключен  к Интернету. Можно было бы платить на работе, но многие руководители отказывают людям в этом вместо того, чтобы создавать условия.

– Как вы относитесь к очередям в отделениях Автоградбанка?

– Отрицательно, конечно! Кто к ним  хорошо может относиться? У нас есть книга жалоб и предложений, мы их постоянно мониторим. И если где-либо появляется много жалоб на очереди, стараемся ставить терминалы, которые у нас принимают около 40 видов платежей. К слову, мы первыми в городе начали принимать через терминалы не только платежи за сотовую связь, но и другие платежки: оплату услуг ЖКХ, детсадов, кабельного телевидения, налоги, штрафы в ГИБДД и так далее. Сегодня сеть наших терминалов насчитывает почти 100 точек удаленного банковского обслуживания. Это отчасти снимает нагрузку с наших кассовых работников, уменьшает очереди, точно также как и прием платежей через Интернет, мобильные телефоны. Моя позиция - максимально все надо автоматизировать. Подрастает поколение, которое не привыкло и не хочет стоять в очередях. И правильно делает.

"ЕСТЬ ВСЕ-ТАКИ ВО МНЕ И ЧТО-ТО ХОРОШЕЕ…"

– Можно спросить – чему вы лично и Автоградбанк в целом научились в последнее время?

– Мы все постоянно учимся. Обязательно раз в год – методам и приемам управления. Специально приглашаем специалистов из Москвы и обучаем весь коллектив.  Проводим семинары по отраслям – кредитование, учетно-операционная работа, продажа банковских продуктов –  иногда с привлечением сторонних организаций, иногда собственными силами. Менеджмент высшего уровня в последнее время принимал участие в семинарах, проводимых "Антикризисным клубом" газеты «БИЗНЕС Online» – слушали Михаила Хазина, Андрея Фурсова, Валерия Фадеева. Благодаря таким встречам начинаешь лучше разбираться в макроэкономике, а значит, улучшается стратегическое видение.

– Японский гуру бизнеса  Коносуке Мацусита как-то заметил: "Лидер не сможет победить, пока он не научится применять поощрения и наказания". (Его рецепт: 10% строгости, 90% мягкости). А вы давно научились этому искусству? Если возможно, приведите, пожалуйста, примеры того, как строится работа с коллективом в вашем банке?

– Я не могу сказать, что я на 10% строгая и на 90% лояльная. Да, если речь идет о социальных проблемах сотрудника, то я на все 100% мягкая. Но если вопрос касается работы, если не выполняются какие-то требования, я, наверное, кажусь сверхстрогой. Иногда себя за это даже потом корю. Но люди, по каким-то причинам ушедшие из банка, потом мне признавались, что со временем осознавали –  насколько комфортно им здесь работалось.

Судите сами. У каждого работника Автоградбанка есть обязательное медицинское страхование, ежегодно весь коллектив проходит медицинское обследование. Делается это для того, чтобы люди не запускали свои болезни, если они у них появились... У нас есть тренажерный зал, пожалуйста, можно там заниматься. Ежеквартально мы подводим итоги конкурса "Лучший по профессии". На день рождения банка выявляем 10-20 лучших сотрудников и награждаем их учебой за границей или в пределах России, а также денежными премиями.

Два года подряд мы – топ-менеджмент и  лучшие работники – ездим на сплав  по рекам Урала. Нормой жизни стало проведение Сабантуя, новогодней елки для детей, других праздников для ребятишек… В День пожилых людей мы собираем не только наших ветеранов, но и родителей наших сотрудников, угощаем их, готовим для них представление. Все это уже настолько вошло в традицию, что все считают, что так и должно быть. Но ведь не на каждом предприятии такое увидишь?! Поэтому сказать категорично, что я жесткий руководитель и все на этом, нельзя. Есть все-таки во мне и что-то хорошее. (Улыбается.)

– За что вы можете расстаться с человеком, не раздумывая?

– Если он аферист, если он из кассы украл  деньги – моментально! Человек должен прийти в банк с чистыми руками и с чистыми помыслами. Если он, приходя к нам на работу, рассчитывает на то, что кому-то выдаст кредит и за это возьмет взятку, он не туда идет. Узнаю – моментально уволю!

– У вас есть любимый  афоризм?

– Вот иногда так бывает, что приходят и говорят: "Венера Бахтегараевна! Ну, это же невозможно!" Я всегда отвечаю, что человек может почти все, только надо этого очень захотеть.

– Общественная нагрузка вам как председателю правления Автоградбанка больше мешает или помогает?

– Наверное, все-таки больше помогает. Участвуя в работе горсовета, проводя прием избирателей, присутствуя на различных мероприятиях, ты находишься в гуще жизни, видишь реальные потребности людей. Благодаря этому появляются новые банковские продукты, новые идеи развития… Конечно, банков много. Но Автоградбанк – свой. Поймет быстрее.

 

ТРУБА ЗОВЕТ

– Венера Бахтегараевна, вас называют человеком-брендом, Вы неизменно входите  в первую тройку самых  влиятельных женщин Татарстана.  Говорят, человек формируется в раннем детстве. А какое детство было у вас?

– Родилась я  в деревне, вторым ребенком, точнее, второй девочкой в семье. А папа ждал мальчика. В  день, когда я появилась на свет, папа ездил в лес на заготовку дров, и у него все  очень удачно сложилось. И он сделал вывод: "Девочка будет счастливой".

Два класса я проучилась в родной деревне и ни слова не знала по-русски. А в третий класс меня отдали в русскую школу, она находилась довольно далеко от дома. В первый год по диктантам были кол да два. Но учителя были хорошие, к пятому классу я уже всех догнала.

Приехав домой на летние каникулы, я решила создать пионерский отряд. Собрала  ребят и говорю: "Давайте мы с вами с утра будем вставать по горну, делать зарядку, обливаться, ходить в походы и так далее". А как купить горн? Тогда можно было сдать тряпье, кости, металлолом и получить за них деньги. Я каждому дала задание, кто сколько килограмм должен принести. Таким образом мы купили горн. Каждый день он передавался из семьи в семью. Тот, у кого горн,  давал сигнал, по которому все собирались и шли к роднику… В конце концов, кому-то из матерей стало жалко свое чадо, она сняла мундштук от горна и спрятала.

- Расскажите, пожалуйста, о вашей семье, близких.

– Мама работала старшим бухгалтером сельпо. У нее был принцип: никогда не бери чужого.  Однажды я из магазина принесла 20 копеек лишней сдачи. И мама без разговоров заставила меня вернуться и отдать эти 20 копеек. Кстати, с того времени мне очень часто сдают лишние деньги, но я знаю, что обязательно должна их вернуть...

Папа был главным агрономом, председателем колхоза, обладал колоссальными организаторскими способностями. Мы все в семье должны были чем-то заниматься. Папа всегда планировал свою работу, даже домашнюю. В воскресенье мы все знали, что будем делать в следующее воскресенье. И еще он умел публично выступать.  На  Новый год папа всегда привозил елку, и мы сами делали игрушки из бумаги, чтобы ее украсить. Каждый год приглашали соседских детей, устраивали праздник и делали им подарки. Поэтому можно сказать, что умение собрать команду прививалось мне с детства…

Галия Николаева

Визитная  карточка банка

ЗАО "ГКБ "Автоградбанк"
Год создания: 26 апреля 1991 г.
Собственный капитал: на 1 января 2010 года составляет 552 млн. руб.
Уставный  капитал: 115 000 000 рублей разделен на 115 000 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 рублей каждая.
24 акционера банка имеют более 1% акций  (по состоянию на 01.01.2010 г).
Рейтинговым агентством "Эксперт РА" Автоградбанку присвоен рейтинг на уровне В++ "Приемлемый уровень кредитоспособности". 
 

Визитная  карточка руководителя:
председатель  правления Венера Иванова
Образование: Казанский финансово-экономический институт.
Работа, карьера:
1975-1978 гг. – кредитный инспектор Набережночелнинского отделения Государственного банка;
1978-1991 гг. – переведена в Комсомольское отделение Госбанка, где прошла путь от экономиста кредитного отдела до заместителя управляющего.
С апреля 1991 года – председатель правления Автоградбанка
Заслуженный экономист, Почетный гражданин г. Набережные Челны, награждена медалью "За доблестный труд".