Если все документы в норме, выплата проходит в течение недели. Поэтому у нас не бывает такого, что документы страхователя физически отправляются в Москву, гуляют где-то там по кабинетам.

Я, например, сидя у себя в кабинете, могу через нашу программу посмотреть любую выплату по России – на какой стадии в данный момент находится урегулирование и т.д. Страхователь тоже может позвонить в наш call-центр и ему скажут всю информацию об убытке.

Кстати, недавно у нас было итоговое совещание. В прошлом году компания "Росгосстрах" выплатила возмещение по 1,37 миллиона заявлений. Каждую неделю весь прошлый год в целом по системе выплачивалось по 1 миллиарду рублей с учетом ОМС. Отказы в компании получили всего 5 процентов страхователей. Прежде всего, они связаны с тем, что обращались по не страховым событиям или с мошенническими целями.

МНОГИЕ СТРАХОВЩИКИ ГОТОВЫ ИДТИ НА ДЕМПИНГ, ЛИШЬ БЫ ВЗЯТЬ ТЕНДЕР

— Как вы оцениваете систему государственного заказа в Татарстане?

— Прошлый год показал, что больше всего в объемах потеряли те компании, которые сильно зависели от госзаказов. Их стало меньше. Это первое.

Вообще, на мой взгляд, в Татарстане не все проходит гладко. Если заказчику нужна качественная страховая услуга, то я, как патриот своей компании, считаю Росгосстрах лучшим вариантом. Мы представлены везде и в Татарстане, и в России. Но выбираются компании нередко по другим критериям.

— Административный ресурс действует?

— Действует. Мы общаемся с другими регионами. Во многих из них действует принцип – при равных условиях предложений со стороны страховщиков в госзаказе побеждает компания, которая первой сдала документы. Это работает и в Москве. Чтобы сдать документы первыми, представители страховых компаний приходят в шесть утра, занимают очередь.

У нас же это не играет никакой роли. И при оценке условий страхования, которые априори одинаковые, установлены законом – например, по ОСАГО – находятся какие-то дополнительные оценочные критерии. Надеюсь, на ситуацию благоприятно повлияют поправки в 94-й федеральный закон. Может быть, у нас тоже что-то изменится к лучшему. Хотя многие компании у нас привыкли идти на демпинг – лишь бы взять тендер. Мы работаем не так.

Это по крупным контрактам. А в районах, где представлена только наша компания или всего два-три страховщика, выигрываем тендеры, в основном, мы. Контракты небольшие – как правило, это страхование транспорта муниципалитета, районной администрации.

— Кстати, скоро в Казани состоится открытый аукцион по выбору страховщика каско для автопарка УГИБДД МВД по РТ. Там порядка 750 автомобилей разных марок предполагается застраховать по максимальному тарифу в 2,5 процента. Это вообще реальный тариф, на ваш взгляд?

— Слишком низкий. В среднем по рынку тарифы составляют 5-7 процентов. Мы, наверное, не сможем взять эти автомобили на страхование, поскольку за такую стоимость невозможно обеспечить полноценное страховое покрытие.

НИ ОДНО ДЕЛО О СТРАХОВОМ МОШЕННИЧЕСТВЕ НЕ БЫЛО ВЫИГРАНО В СУДЕ

— Возвращаясь к проблеме страхового мошенничества. В кризис она обострилась?

— Обострилась, особенно в последнее время. Нивелирует наши потери то, что мы работаем в районах. Там все-таки и машины не так сильно бьются, и мошенников меньше, потому что все друг друга знают.

— Какие-нибудь дела о мошенничестве довели до суда?

— Успешных судебных дел в Татарстане пока нет, хотя по стране мы выигрываем много дел, и мошенники получают реальные сроки.

Кстати, насчет мошенничества – в Перми в прошлом году очень серьезно снизилась убыточность по ОСАГО и КАСКО. В результате на первое место в Поволжье по этому показателю вышел Татарстан. Почему? Оказывается пермское ГИБДД учредило специальную структуру, которая ввела там свою базу данных об авариях, которая охватывает все события на территории края. Причем аварии детализированы до мелочей – фиксируются повреждения автомобиля, прикрепляются фотографии. У нас тоже есть база, но она не такая подробная и работает только по Казани. Желательно у нас сделать то же, что в Перми.

— Первые попытки создать базу страховых случаев в рамках союза страховщиков предпринимались еще в 2005 году.

— Буквально на днях мы получим доступ к закачке в эту базу своей информации о ДТП, и она начнет функционировать. Понятно, что без наших данных такая база не будет иметь актуальности, поскольку наша доля по ОСАГО на рынке составляет более 30 процентов, то есть каждая третья машина - наша.

СТРАХОВЫХ АГЕНТОВ МНОГО НЕ БЫВАЕТ

— Я звонил в одну достаточно известную в Казани компанию, которая продает страховые полисы. Там мне сказали, что тариф по КАСКО может составлять и 1 процент. Все, якобы, зависит от условий хранения и эксплуатации автомобиля.

— Тариф-то можно назвать любой. Все дело в том, что такие компании не выплачивают по страховке. Они только заключают договоры.

— А как вы оцениваете работу брокеров?

— На нашем рынке работает только два брокера с соответствующей лицензией. Это "Чернов и партнеры" и "Велес". Остальные, хоть и называются брокерами, но брокерами не являются. Вообще в этой сфере уже назрела необходимость навести порядок.

С одной стороны, здесь все вроде бы понятно. Если ты брокер, ты должен защищать интересы своего клиента. У брокера есть права котировать риск, определить круг страховых компаний – лучших по тарифам, условиям страхования и т.д. Наши же партнеры, брокеры в кавычках, фактически должны представлять интересы страховой компании – работать от ее имени и по поручению.

Но получается так, что с целью заполучить клиента они начинают перетягивать на себя договоры. И что возмутительнее всего, они начинают перетягивать на себя страховых агентов.

— И до этого доходит?

— Это уже сплошь и рядом. Потому что основная движущая сила рыночных продаж – это именно страховые агенты. Чтобы перетащить к себе нашего агента с базой страхователей такие компании предлагают ему большее комиссионное вознаграждение.

У нас хорошая система мотивации агентов, но она не может конкурировать с их методами. Агентства выплачивают вознаграждение наличными, без налогов. Часть наших агентов поддавшись искушению, работая на нас, левачили на стороне. Но кризис в этом отношении помог все расставить на свои места. Во-первых, многие компании, которые переманивали агентов, позакрывались. Во-вторых, у многих агентов по проданным полисам недобросовестных компаний начали возникать большие проблемы с клиентами. Потому что никто не получал выплат, не мог продлить свои договоры по той же низкой цене и т.п. Как известно, у каждого опытного страхового агента есть свой портфель постоянных клиентов, продлевающих договоры из года в год. Терять источник дохода никто не хочет. Поэтому агенты начали возвращать клиентов нам. И мы почувствовали, что наши агенты в кризис начали приносить больше.

— Ваша компания всегда уделяла много внимания развитию агентской сети. Какие-то новые проекты в этой сфере существуют?

— Из последнего – в прошлом году мы запустили проект под названием "Железный поток". Его цель – обновить агентский состав. Не секрет, что он у нас где-то на 70 процентов сложился еще во времена Советского Союза и поэтому состоит из людей пенсионного возраста. Я не говорю, что это плохо. У нас есть примеры, когда люди в возрасте 60-65 лет зарабатывают по 30-40 тысяч в месяц, и ничем их из этого бизнеса не вытянешь. Но перед компанией стоит задача нарастить объем бизнеса, занять новые сегменты рынка, а для этого нужны молодые энергичные люди.

Агентов набрать очень сложно. И проект "Железный поток" заключается в том, что мы набираем людей, желающих работать агентами, организуем их обучение. И в период обучения – три месяца - платим им стипендию. Она небольшая - 3100 рублей в Казани, но в период кризиса это нормальные деньги. Работу сейчас найти не просто. К тому же компания платит комиссионное вознаграждение за каждый заключенный договор. Абитуриент должен выполнять определенные нормы активности в период обучения – заключить несколько договор по добровольным видам страхования.

Если нормы активности выполняются, по итогам обучения мы берем человека в штат не страховым агентом по гражданско-правовому законодательству, а страховым консультантом с зачислением в штат компании с окладом. На сегодняшний день мы набрали более двухсот человек.

— Каковы планы Росгосстраха в Татарстане на 2010 год?

— В этом году перед нами стоит задача увеличить объем премии как минимум на 10 процентов. Пока все предпосылки для этого есть. По первому кварталу, который только что закончился, темп роста к первому кварталу прошлого года составил порядка 140 процентов. Конечно, во втором квартале такого темпа не будет. Многие говорят, что самым сложным в этом году для страховщиков будет третий квартал – кризис продолжается.

Сергей Кощеев,
фото Ильи Лавриненко

Визитная  карточка руководителя:

Фарид Ривнурович Хамадеев
Образование: Окончил ветеринарный институт по специальности "Ветеринарный врач", институт экономики, управления и права и корпоративный
университет Росгосстраха (первый выпуск).
Работа, карьера:
В 1994 - 2006 гг. - агент, руководитель отдела и заместитель генерального директора по продажам ООО "Росгосстрах-Татарстан".
В 2006 - 2007 гг. - директор филиала ОАО "Росгосстрах" в Кировской области.
С сентября 2007 года – генеральный директор ООО "Росгосстрах-Татарстан".