«Алгоритм» представляет сравнительно молодое поколение казанского компьютерного бизнеса. Становление компании происходило в иных исторических условиях, чем у тех, кто был первооткрывателями. Тем не менее, сегодня она чувствует себя вполне уверенно.

На вопросы корреспондента «Бизнес Онлайн» отвечал директор компании Дмитрий Дурандин.

Такой же, но с перламутровыми пуговицами

- Дмитрий Александрович, если проанализировать развитие компании, как она изменилась за годы своего существования?

- Компания растет. Она была создана в 2000 году и за это время прошла путь от мелкой «подвальной» фирмы до компании, которая имеет достаточно большие торговые площади в городе - три магазина и один сервисный центр.

- Ваше становление совпало с приходом на татарстанский рынок федеральных торговых сетей. Они сильно вас потеснили?

- Я бы так не сказал. Мы работаем немного в разных сегментах: наша компания позиционирует компьютеры не как бытовую технику, а как персональную, подбор которой требует индивидуального подхода.

- Что дает такой подход покупателю? Как различие форматов влияет на качество товара и обслуживания?

- В нашем магазине клиент всегда может подобрать то, что ему нравится, а не просто купить то, что есть.

- А разве в торговой сети нельзя заказать то, что нравится?

- Мы можем собрать компьютер персональной конфигурации. Причем это будет сертифицированная качественная сборка, профессионально подобранные комплектующие, исключающие конфликты оборудования. Кстати, обычно так и бывает, что человек покупает свой первый компьютер в сети. Но когда он начинает более-менее разбираться, то понимает, что в сетях подобрать компьютер именно под свои запросы не получается, тогда он приходит к тем, кто занимается ими профессионально. Сети продают коробки и зачастую даже не могут дать нормальную консультацию. Мы пытались брать на работу консультантов из сетей, и я бы не сказал, что они квалифицированные, хотя может это только нам такие попались.

- Но, согласитесь, подавляющему большинству людей как раз и нужен компьютер простой конфигурации, чтобы печатать тексты и заходить в Интернет.

- Может быть и так. Но приходит девушка и ей нужен «точно такой же, но с перламутровыми пуговицами»... Кого-то не устраивает корпус, кого-то монитор, а когда компьютер делается под конкретного человека, ему приятно, даже если он и непрофессионал.

Персонально профессионально

- Почему вы не открываете магазины в крупных торговых центрах, ведь отдельно стоящий магазин не так удобен для покупателей?

- Мы открывались в торговом центре, но ничего хорошего из этого не получилось. Это очень дорогие места. А у нас бизнес такой, что норма прибыли не всегда позволяет отбить аренду в несколько тысяч рублей за квадратный метр. Высокая арендная плата моментально ложится на стоимость товара, либо на его качество. Одно из двух. На рынке сейчас много «серого» товара, который завозится вагонами и распродается по спецакциям. Мы никогда не опустимся до такого уровня.

- Бытует мнение, что заниматься компьютерной розницей неперспективно. Некоторые даже закрывают это направление...

- Розницу мы закрывать точно не будем, а в дальнейшем будем даже расширять. Сейчас у нас в структуре оборота розничные и корпоративные продажи находятся в соотношении примерно 50/50. Кроме того, у нас большой хороший сервисный центр, авторизованный по многим брендам. Мы занимаемся поддержкой корпоративных клиентов - IT-аутсорсингом. Это хорошо развивающееся направление, но тут есть свои подводные камни. Татарстан пока не совсем готов к такого рода услугам, но в любом случае этот рынок будет развиваться.

- В чем вы видите свои преимущества перед похожими компаниями?

- Например, у нас есть своя, абсолютно честная рассрочка: мы оформляем на человека кредит в банке и гасим за него проценты из своего кармана. Но условия соответствующие: обязательно проживание в Казани, определенный уровень дохода и так далее.

- В каком соотношении сейчас люди покупают компьютеры в кредит и за наличные деньги?

- Раньше кредитов было больше - как минимум каждый второй компьютер продавался в кредит. Сейчас люди поуспокоились, а, кроме того, появилась статистика по неплательщикам и банки стали более требовательными. В начале кредитного бума проценты были сумасшедшие - банки закладывали в них свои риски. Ни один кредит не был «честным», а сейчас банки обязаны показывать реальные проценты.

Возвращаясь к нашим преимуществам, мы даем три года гарантии на компьютеры, в то время как другие - год или два. Кроме того, обеспечиваем бесплатную доставку и установку компьютера. По-моему, в Казани больше никто не устанавливает, а это очень полезно тем людям, которые покупают компьютер в первый раз.

- За счет чего вы можете дать такую большую гарантию? Получается, на свой риск гарантируете, что компьютер не сломается три года?

- Все, по большому счету, просчитано. Мы доверяем своим сборщикам и поставщикам и не продаем те комплектующие, которые быстро сломаются. Возможно, у нас немного выше цены, чем у некоторых, за те же параметры, но это не из-за того, что у нас выше маржа, а потому что комплектующие более качественные. Но, замечу, по сравнению с сетями, при той же конфигурации цена у нас поменьше.

Рынок будет расти

- Как изменились запросы людей за последние годы?

- Раньше компьютер выбирали как что-то очень дорогое, привлекали к этому процессу кучу знакомых... Сейчас все стало значительно проще, больше людей разбирается в компьютерах. А те, кто не разбирается, стараются в этом не признаваться или покупают в торговых центрах…

- А как скоро у нас наступит насыщение рынка и возможно ли оно вообще?

- На Западе ведь оно не наступило до сих пор, хотя компьютеры там везде и всюду. Анализ рынка проводится ежегодно и показывает, что он растет на 20-25% в год в долларовом эквиваленте. Татарстан соответствует этой тенденции. Жесткой конкуренции здесь пока нет, все чувствуют себя нормально. В ближайшие 5 – 10 лет точно рынок будет расти. Другое дело, что структура его меняется. Больше места начинают занимать услуги и программное обеспечение. Еще 1,5 - 2 года назад лицензионное ПО в принципе никто не покупал, сейчас же и организации и частные лица все больше задумываются об этом.

- Расскажите о планах вашей компании.

- Мы будем развивать сервисный центр и направление аутсорсинга, и, возможно, на следующий год пойдем в регионы. Сейчас у нас нет розничных точек в других городах, работаем по всему Татарстану через сеть дилеров.

Кадры, которые решают всё

Недавно команда «Алгоритма» усилилась приходом нового исполнительного директора – Александра Горюхалова, личности в казанском компьютерном бизнесе небезызвестной.  «Очень сильный менеджер», «большое приобретение для «Алгоритма» - отреагировали конкуренты. Мы поинтересовались, как Алгоритму удалось переманить ценного сотрудника из Татинком Компьютерс?

А.Г.: Они меня не переманивали. Просто в какой-то момент мне стало там неинтересно: компания достаточно крупная и в связи с этим несколько забюрократизированная, уже нет той динамики, когда интересно работать. Я планировал заниматься немного другими вещами, но не секрет, что в казанском компьютерном бизнесе многие друг с другом знакомы. Меня пригласили в Алгоритм, и я решил попробовать.

Жанна Печенко