- Как реагирует  на конфликт клиентура банка? 

- Наши любимые  вкладчики – это пенсионеры, потому  что у нас есть великолепный  продукт "Забота", который всецело  учитывает их интересы. Мы стараемся  очень серьезно изучать мнения клиентов, слушать их и слышать. Естественно, СМИ освещают банковские события и даже привязывают конфликт непосредственно к нашему банку. На мониторах в автобусах недавно, например, шла информация, что акционеров БТА-Казань пригласили на допрос в следственный комитет при МВД России. И клиенты стали задавать вопросы. Вот так и влияют эти вещи на нас.  

Мы работаем с учетом этого фона – а фон с февраля 2009 года тяжелый для компаний, в названиях которых присутствует аббревиатура БТА. Двигаемся по рынку, учитывая сложившуюся ситуацию. Хотя сегодня для всех наших клиентов, наших вкладчиков мы были и остаемся интересным, надежным, стабильным банком. Отвечаем, объясняем, говорим, что эта ситуация между Казахстаном и Москвой, и к нам никак не относится. Действительно, не относится.  
 

ТАКОГО  НЕ МОЖЕТ БЫТЬ 

- Не пытались ли лично вам, Мударис Хафизович, предложить операции по выводу активов банка в пользу других структур, как это произошло в московском БТА?  

- Не было такого, и такого не может быть. И  кто меня хорошо знает, как  руководителя, как добросовестного  участника рынка, – с такими предложениями ко мне не подойдет. Это первое. Второе – была принята программа на высоком уровне о приходе банка "Туран Алем" в Республику Татарстан. И что мы должны были сделать, мы сделали. Выполняли именно эти задачи, которые перед нами ставили.  

Я не понимаю  подобных операций. Банк ведь создается не для кого-то, прежде всего банк создается для рынка, для общества, для республики. Там же люди работают. Туда люди приносят свои деньги, свои кровные – и говорят: берегите. Правильно же? Как можно просто так распоряжаться: давайте уведем активы! Это невозможно. Это неправильно. Такого не может быть. 

СТРАТЕГИЯ БАНКА: УЧЛИ ТЯЖЕЛЫЙ  ФОН КРИЗИСА 

- Какова сейчас  стратегия развития  банка? Смена акционеров, переход БТА банка  в Казахстане под  контроль государства повлиял на нее?  

- Наша стратегия  осталась неизменной в глобальном  смысле, в горизонте пяти лет.  Она была написана с учетом  локомотивного события 2013 года  в Казани – Универсиады. Мы  не могли, как один из основных  участников рынка, проигнорировать его. Новые акционеры остались довольны принятой стратегией по нескольким причинам. Во-первых, стратегия максимально учитывала все события, за исключением самых малых нюансов. Во-вторых, четко определены горизонты. В-третьих, в этой стратегии не игнорируется вопрос о возможных изменениях в структуре капитала, мы это тоже учитываем. В стратегию мы обязательно закладываем возможность использования потенциала акционеров.  

Единственные  изменения, которые мы внесли в стратегию, связаны с тяжелым фоном кризиса. В двух словах, мы ориентировали себя на значительную долю в рознице, в частности, в ипотеке. Сейчас в этом вопросе мы для себя определили нейтральную позицию. Что такое нейтральная позиция? Это значит, что мы не уменьшаем наши вложения в этот продукт и в то же время не форсируем. То есть остаемся на достигнутом размере портфеля.  

Мы также нацелены на увеличение точек продаж. Сегодня мы имеем 25 точек. Практически можно сказать на 95 процентов мы покрыли город. На 80 процентов покрыли республику. Сейчас, в 2010 году, уже двигаемся по Приволжскому федеральному округу. Открыли допофисы в Перми, Ульяновске, Ижевске,  на подходе - Уфа, Самара, потом Саратов. Города-миллионники, крупные центры Приволжского округа планируем освоить в 2010 – 2011 годах. До 2013 года мы должны довести количество точек продаж до 60.  

Вот в общих чертах о стратегии. Мы находимся в постоянном диалоге с акционерами, в том числе, и по вопросам стратегии банка. Это особенность нашего менеджмента. Может быть, даже моя особенность. Я всегда старался быть с акционерами в постоянном режиме онлайн-диалога. Наверное, это мой опыт именно как банковского руководителя. 

СТАБИЛЬНЫЙ  ПОТОК 

- В целом ситуация  по банковской  сфере и в Татарстане, и в России –  каково ваше видение?  Год назад вы  давали «БИЗНЕС Online» прогноз, что ни один банк у нас в Татарстане не лопнет… 

- А что, прогноз  не сбылся? 

- Прогноз сбылся.  

- На 150 процентов!  Однозначно: ситуация сегодня лучше, чем вчера, да и в прошлом году в целом. Когда мы с вами встречались год назад, нужно было иметь много смелости и храбрости для того, чтобы делать прогнозы. А сейчас мне с вами говорить гораздо легче. Ситуация изменилась, и каждый банк в нашей республике чувствует себя увереннее. Это очевидно. Дальше ситуация будет еще лучше. Во-первых, сам кризис помог – банкиры стали очень осторожны, я хотел бы сказать, даже сверхосторожны. Во-вторых, вкладчики деньги несли и несут.  

- То есть вкладчики  не боятся? 

- А чего бояться?  Они уже знают основных игроков. Многие опытные вкладчики управляют своими финансами практически на профессиональном уровне. Если устроить где-то дискуссию по этому вопросу, они четко, лучше, чем мы с вами, разъяснят, у какого банка какие вклады и какие продукты.  

Вот даже по нашему банку – вы скажете, что я рекламирую свой банк, но это правда, никуда не денешься, – за последние два месяца мы собрали почти по полмиллиарда рублей. За март – 422 миллиона по вкладам на 25 точек продаж. У людей есть деньги. Если у клиентов есть деньги, банкам остается только правильно эти деньги продавать. С октября 2009 года есть стабильный поток вкладчиков. Ни один банк не исключение. У кого-то меньше, у кого-то больше – в зависимости от линейки продуктов.  

Ринат Билалов,
Елена Чернобровкина 

 Справка 
В конце ноября из состава акционеров ОАО "БТА-Казань" вышли ООО "Рикас Финас", ранее владевшее 9,35% обыкновенных акций банка, ООО "Проектно-строительная компания "АМК-ИНВЕСТ" (19,69% акций), ООО "ДельтаТорг" (8,76% акций) и ООО "ТуранАлем Капитал" (14,81% акций). При этом появились новые акционеры - ЗАО "Нефтяная компания Руснефтехим" с долей 18,11%, ООО "Башпромрезерв" с долей 19,69% и ООО "Наяда Девелопмент" с долей 14,81% обыкновенных акций банка.