Никакого ответа на эти поставленные Республикой Татарстан вопросы проект программы развития университета не содержит. В ней с простодушной прямотой заявлено о суммах необходимого финансирования и есть торжественное обещание, что в результате непрерывного финансирования через десять лет всенепременно получится креативный город Казань. Утром деньги, ага, а стулья - через десять лет.

Так кто кого развивает-то? Республика Татарстан - федеральный университет? А вроде как наоборот заявлялось-то…

Проект программы развития университета до такой степени в упор не видит Республику (если только у нее не пустые руки, конечно: акции  технопарка берем, недвижимость берем, финансирование повышения степени мобильности учащихся и учащих масс также сгодится), что не предполагает своего согласования с Республикой Татарстан, которое по идее упоминавшейся выше Концепции создания и государственной поддержки развития федеральных университетов "…призвано продемонстрировать их (субъектов федерации – прим. Э.Г.) заинтересованность и уверенность в том, что создаваемое учреждение располагает достаточным интеллектуальным и организационным потенциалом для реализации возлагаемых на него задач".

А если сюда также добавить то предположение, что эта программа развития должна быть согласована со всеми субъектами Федерации, входящими в Приволжский федеральный округ? То есть - с Республикой Башкортостан, Республикой Марий Эл, Республикой Мордовия, Удмуртской Республикой, Чувашской Республикой, Нижегородской областью, Кировской областью, Самарской областью, Оренбургской областью, Пензенской областью, Пермским краем, Саратовской областью и Ульяновской областью…

Дело-то общее, окружной значимости, правда, с выходом на мировой уровень. Мировой уровень университета обещает нам проект. Через десять лет, понятное дело.

А вдруг Кировской области захочется чего-то такого особенного, своего, увидеть в Казанском (Поволжском) федеральном университете, который и ее, в том числе, призван развивать? Где тот канал, через который эта область может быть услышана? Нет ответа в программе. И как там далее у классика: и только "чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…".

И кстати о народе. Такое впечатление, что проект программы для нас писался неким инопланетным разумом, для которого мы все на одно лицо. Актуальный человеческий материал (там еще так Homo Sapiens’ы именуются: "капитал", "потенциал", "ресурс") он разделил на две группы. Первая группа, узурпировавшая ценное пространство учебных аудиторий КГУ – это прррроклятые консеррррваторрры и внимающие им молодые недотепы с корявым средним образованием. Вторая группа – это спецназ Вселенского Разума, призванный вылущить и выжечь разросшееся на полезных площадях старье. Эта группа отобрана хозяевами Солнечной системы по неким не верифицируемым человеческим разумом признакам. За спецназом неудержимо прут армии одинаково остриженных под нуль лопоухих студентов (42 процента – не из Республики, но и вовсе не обязательно из Кировской области), будущих поселенцев отвоеванного у сил тьмы и мракобесия светлого пространства двух кампусов.

Как будто нет никакого студенчества, фестивалей, спортивных соревнований, иных мероприятий общественной жизни учащейся молодежи. Как будто нет никаких проблем с оплатой труда преподавателей и выпускников. На эту проблему было обращено внимание в Послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан от 25 марта 2005г., где было предложено основной оценкой эффективности деятельности высшего учебного заведения считать  количество трудоустроенных по специальности в первый год после окончания вуза и их среднюю заработную плату, а также и среднюю заработную плату преподавателей. Ну, конечно же, такая оценка эффективности работы в проект программы развития университета не попала.

Еще тогда, в 2005 году, указывалось на то, что "…многие вузы… "выпали" из республиканских социально-экономических программ, программ занятости…" Были ожидания, что Правительство РТ сформулирует предложения по изменению ситуации и формированию единого, целостного образовательного пространства. Много было дано поручений по государственному заказу на подготовку специалистов, "…однако его формирование недопустимо затянулось…"

         И теперь все эти наивные ожидания придавил своими колоссальными нулями проект Программы.

         До смешного доходит: людей с их проблемами-семьями-квартирами-детсадами-больницами проект программы не видит, а вот интересы основных органов управления университетом пытается легитимировать. Ей-ей не вру, посмотрите абзац второй стр. 89 Программы (Раздел "Риски"). Кто там у нас проверкой коррупционной составляющей проектов правовых актов занимается? Риски, значит, невыполнения программы снижаем, заинтересовывая органы управления? Ну-ну…

         Но будет ли все эти недостатки проекта устранять новый ректор? До 8 мая 2010 года времени не хватит, поэтому, похоже, пойдет в тираж эта программа. А с другой стороны – куда и, главное, зачем лучше-то? Сто страниц исписано, таблицы есть, а вот ошибок орфографических - почти нет.

А новый ректор, похоже, за словом в карман не лезет. Отвечая на острый вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Ильшат Рафкатович обнаружил нешапочное знакомство с методами аппроксимации и матстатистики. Парируя выпад о трудном приеме чужака консервативной научной средой славного университета, он ответил в том смысле, что поскольку со всеми коллективами, с которыми он работал ранее, так или иначе выстраивались хорошие отношения, то и здесь не должно быть проблем.

         Нужна некоторая смелость, чтобы вот так, с ходу, дать понять, что если даже между елабужским хозяйственным активом и профессорско-преподавательским составом КГУ и существует некоторая разница, то она не играет существенной роли в деле выстраивания отношений с руководителем.

         Меня, правда, очень насторожило то, как представил нового ректора Председатель Правительства РФ Путин В.В. Он отметил , что Гафуров И.Р. – создатель особой экономической зоны "Елабуга".

         Поскольку такие слова прозвучали на таком уровне и поскольку, как я понял, бывший мэр Елабуги может по праву гордиться своим детищем – ОЭЗ "Елабуга", то есть некоторое опасение, что и на новом месте работы он будет создавать как раз то, что умеет особенно хорошо и чем был отмечен: Особую. Экономическую. Зону. Если это действительная цель создания федерального университета, то особых конфликтов с содержанием проекта программы реализация этой цели не создаст. Там, в проекте развития университета, достаточно много (хотя и слишком мало деталей – как посмотреть) экономики, полно особых отношений по части финансирования, ну и двухкампусное зонирование тоже присутствует.

         Поэтому если мое опасение небезосновательно, то все у них получится. И они способны в этом убедить и рядом преданно сидящих, и, главное, - самих себя.

         Я же взял за образец Парижскую академию наук, отказавшуюся еще в 18 веке рассматривать заявки на патентование вечного двигателя. С некоторых пор я к проектам модернизации образования начал относится так же, как и названная академия: нереально при нынешних общественно-политических условиях. Мало кто знает, но самый-самый первый Указ только что избранного Первого Президента России Ельцина назывался "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР".

И как вам результат?

         Я, скорее, склонен полагать, что в условиях регрессивных тенденций, наблюдающихся в сфере образования, приход нового деятельного субъекта, какими бы он замечательными намерениями не руководствовался, только усилит эти самые тенденции.   

         Да если вы хотите усилить науку, то создайте возможность свободного обмена мнения людям науки по ЛЮБЫМ вопросам, в том числе политическим и чтобы авторитетом была здесь или истина или (допускаю для гуманитарных наук) – ее общественно-целесообразная интерпретация. А то у нас ученого дурака дураком назвать нельзя, чтобы не быть обвиненным в  раскрытии этой его семейной тайны.

В упоминавшемся Послании Президента РТ Госсовету РТ от 25 марта 2005г. говорилось о близком к этой теме свободы: начинайте обучать и готовить людей к расширению возможностей политического и социального выбора.

Проект программы, надувшийся всерьез на неназванных ретроградов, готовя на смену им оловянных карьеристов, молчит по поводу воссоздания свободной среды и воспитания в духе свободы хотя бы алчимых ею карьеристов. Молчит, потому что понятно, что создание такого свободного пространства никак невозможно без политических изменений, институциональных и идеологических.

Современная же российская наука авторитарна донельзя. Этот момент проявлен в глупейшей ситуации с брендом "КГУ", когда ученые, каждый из которых должен бы иметь свое собственное звучное имя, намертво вцепились в этот бренд, не желая, похоже, чтобы с ликвидацией бренда обнажилась собственная никчемность. Ну, и конечно же, анализируемый проект программы, в свою очередь, придает высокое значение бренду, который "облегчит его (университета – прим. Э.Г.) продвижение на мировые рынки образовательных услуг и труда" Поздно, однако: ковыляйте теперь на свои рынки с "КПФУ". Примечательно, что Программа не воспроизводит ни одной фамилии из ныне живущих. Подставляй любую. Даже фамилий составителей программы нет. Какие там ученые? Главные – управленцы, а они легко заменяемы. Да и к тому же, наверное, еще не составлен поименный список всех "консерваторов". Упомянешь его в программе как замечательного ученого, а ну как он из этих, из "не понявших модернизацию"…  

Если вы хотите повысить уровень подготовки студентов, то необходимо четко и честно сказать, что это недостижимо без сокращения количества обучающихся раз эдак в десять. Ведь это закон: если средний уровень студентов низок, то ВУЗ вынужден автоматически снижать планку требований учебной программы, ориентируясь на этот низкий уровень. Это происходит от того, что благополучие ВУЗа зависит от количества студентов. Эта проблема – следствие массового наплыва выпускников школ в ВУЗы, о которой, например, говорилось на Совете безопасности РТ еще весной 2008г. Здесь, на сайте "БИЗНЕС Онлайн", есть толковая статья по этому заседанию Совбеза.

А ведь способны к получению реального высшего образования процентов 5 от общего числа выпускников средней школы.

Низкий уровень среднего и профессионального образования побуждает доканчивать среднее образование уже в ВУЗе. Таким образом, российский ВУЗ – это последние классы средней школы, предоставляющий, конечно, пока и возможность наиболее талантливым и организованным получить и высшее образование. Однако, при этом все выпускники получают одинаковые дипломы, поэтому работодателю приходится проводить проверку выпускников на свой лад, в попытке найти среди школьников – профессионала с высшим образованием.

         Но разбираемый проект программы видит только бодрые колонны цифр жизнерадостного студенчества, с хохотом присоединяющегося к празднику жизни федерального университета, попавшего-таки под ласковый каток мирового рынка образования и труда… 

Реализация проекта программы – это реализации проекта будущего, в котором толпа, управляемая алчностью и карьерным успехом, в погоне за бонусами бюджетного финансирования вытопчет даже и то, до чего доселе не дотянулась невидимая костлявая рука российского рынка…

 

Но спросит меня терпеливый читатель, а есть ли, все-таки, у программы развития федерального университета и положительные черты?

Есть. В анализированной программе мне лично нравится одно. То, что это всего лишь проект. Осознание этого дарит мне надежду на то, что, несмотря на временной цейтнот, программа будет переписана полностью, да еще и согласована с Государственным Советом Республики Татарстан.

Эмиль Гатауллин

Родился в 1967 году. Окончил юридический факультет Казанского Государственного Университета (КГУ) в 1995 году. С 1996 года по настоящее время занимается адвокатской деятельностью. Профессиональная специализация - хозяйственно-правовые вопросы деятельности предприятий.
Автор публикаций на правовые темы и на темы юридических аспектов политической действительности в местной и федеральной печати.
В последнее время своим предметом творческого осмысления определил республиканскую и местную политику в ее самых разных проявлениях.