СОВРЕМЕННЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ ЖДЕТ, ЧТОБЫ ЕМУ ПРЕДЛОЖИЛИ ЧТО-ТО ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОЕ, ДЕРЗКОЕ, БЕЗУМНОЕ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ МАКСИМАЛЬНО ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ

Один из самых известных и радикальных промышленных дизайнеров современности Карим Рашид утверждает, что давно пора позабыть про паспорта – это даже не атавизм XX века, а издевка над современным ритмом жизни. И бензиновые автомобили пора выкинуть на свалку… Рашид уверен, что следующим шагом развития технологий будет видоизменение человеческого тела. А мобильный телефон следующего поколения превратится в чип – вживляемый или просто парящий в воздухе над головой пользователя…

В 80 - 90-Х ПРИШЛО СЛИШКОМ МНОГО ЛЕГКИХ ДЕНЕГ

Карим Рашид рассказывает:

- Мое детство пришлось на 60-е. Я помню, каким удивительным миром предметов мы были окружены тогда, полным энергии, ярких цветов, пронизанным духом будущего, фантазиями футурологов. Все ожидали, что в будущем мир станет лучше, чем тот, в котором мы жили. Затем, когда Армстронг прошелся по Луне, люди осознали, что нет для них другого места, кроме Земли, что, может статься, все другие планеты во Вселенной – всего лишь куски скальной породы. Именно тогда, в 70-х люди начали заботиться об утилизации мусора, о сохранении энергии и окружающей среды. А в 80 - 90-х пришли деньги, много легких денег. Планета была забыта. Это нашло отражение и в предметной среде: в интерьерах, в одежде, в бытовых приборах стал преобладать практичный и депрессивный черный цвет. Он обозначает антиутопию, с которой люди смирились. Черный говорит, что никакого будущего нет. Даже кинофантастика этого периода в основном концентрируется на апокалиптических темах. Но сейчас развитие технологий вселяет надежду на то, что мир можно сделать лучше. Поэтому я и решил исключить черный цвет из своих коллекций. Если когда-нибудь я соберусь снять фантастический фильм, то там будут превалировать яркие цвета, в частности мой любимый белый.

- Ваши объекты часто выглядят как творения внеземной, более развитой цивилизации. Вы просто фантазируете или заглядываете в будущее?

- Художник не видит будущего. Только настоящее. В то время как все остальные видят лишь прошлое. Художник должен быть очень чувствителен к реалиям настоящего момента. Очевидно, следующий шаг развития технологий - это видоизменение человеческого тела. Неизбежно продолжится миниатюризация гаджетов. Мобильный телефон следующего поколения будет чипом - вживляемым или просто парящим в воздухе над головой пользователя. Изменения могут коснуться даже пластической хирургии: она станет более функциональной, начнет приносить не только эстетическую, но и практическую пользу для организма. Дизайн ближайшего будущего повернется лицом к практичности.

Сейчас многие цифровые гаджеты повторяют дизайнерские решения своих аналоговых предшественников. Однако в аналоговых приборах подобные решения были обусловлены технологическими ограничениями, тогда как в современных устройствах они обусловлены лишь привычкой. Например, горизонтальная ориентация кадра в пленочных камерах была следствием того, что в них должны были помещаться ролики с пленкой. Такая ориентация приемлема для съемки пейзажей, в то время как современные бытовые камеры чаще всего используются для съемки предметов или портретов, что требует другой эргономики: "рабочей" стала вертикальная ориентация. Но большинство современных цифровых фотоаппаратов по-прежнему копируют форм-фактор пленочных камер. Еще в 1999 году я сделал для Sony фотокамеру с полностью силиконовым корпусом, с вертикальным кадром и единственной многофункциональной клавишей управления. Но до настоящего времени этот аппарат так и остается лишь концептом. Эту инертность производители объясняют неготовностью потребителя к инновациям. Однако на проверку оказывается, что не готовы как раз производители! Современный покупатель только и ждет, чтобы ему предложили что-то принципиально новое, дерзкое, безумное и в то же время максимально функциональное.

Сейчас у меня в офисе лежит около 110 проектов, которые находятся на разных стадиях готовности. При этом на рынок попадает один из 15 предметов, которые я создаю. Дело в инертности производителей, в их чрезмерной осторожности. Например, несколько лет назад я разработал для компании LG мобильный телефон, интегрированный в корпус наручных часов. Тогда они посчитали дизайнерское решение слишком смелым, радикальным и лишь в этом году выпустили телефон на рынок. Я часто работаю на опережение.

- Все, что вы делаете, оказывается очень удобным в использовании. Как вы достигаете такого уровня эргономики?

- В моем офисе работают 20 специалистов из различных культур, с разными характерами и собственным понятием о комфорте и эргономике. Только после того, как каждый из них согласится с тем, что вещь, которую мы разрабатываем, удобна в применении, мы считаем проект завершенным. Второй метод более интуитивный. Я считаю, что каждая вещь должна сама ясно говорить о том, для чего она предназначена и как ей пользоваться. Если этот message доступен каждому, кто смотрит на предмет или держит его в руках, то это вещь с хорошим дизайном. Однако далеко не все дизайнеры осознают, что создают предметы для людей. Поэтому ежедневно на рынок выходят вещи, которые, вместо того чтобы облегчать нам жизнь, заставляют нас решать проблему взаимодействия с ними.

- Ваши работы с fashion-марками можно пересчитать по пальцам. Отчего такая холодность к моде?

- Дизайн - это не искусство, а эволюционный процесс, одна из вещей, которые заставляют человечество идти вперед. Поэтому я и недолюбливаю моду. В fashion-мире все движется по замкнутому кругу. И только единичные дизайнеры, такие как Мияки или Готье, рискуют придумывать что-то принципиально новое. К тому же модельеры очень редко думают о практичности. Так, в мире практически не существует женских туфель на высоком каблуке, которые были бы удобны в ношении. Я попытался решить эту задачу, когда делал туфли по заказу одной бразильской компании: платформу и каблук сделал немного пружинящими. Все женщины, которые примеряли эти туфли, потом признавались, что ничего удобней они не носили.

- Расскажите о самых негативных впечатлениях от дизайна, которые вы получили в последнее время.

- Я недавно останавливался в одном из отелей Ritz Carlton, который был сделан в стиле замка XVIII века. Люди пытаются копировать историю, мир, в котором они сами не жили, и не имеют никакого понятия о первоначальных функциях предметов, с помощью которых тогда организовывали пространство. Дизайн пассажирских кресел в самолетах в экономклассе, не менялся последние 60 лет! Нам давно не нужны монеты и бумажные деньги: все давно можно оплачивать карточкой или с помощью отпечатка пальца. Паспорт, которым мы до сих пор пользуемся, - это даже не атавизм XX века, это издевка над современным ритмом жизни. Первые электромобили были созданы несколько десятилетий назад. Почему мы до сих пор ездим на бензиновых автомобилях? Политика? Лобби? Дизайн должен быть функционален и поэтому быть обращенным в настоящее, а не в прошлое, он должен делать мир лучше.

style.rbc.ru

 

 Справка

Карим Рашид – один из самых известных промышленных дизайнеров современности. За свою продолжительную карьеру он разработал дизайн порядка 4000 предметов – от бытовой и компьютерной техники до масштабных интерьерных проектов. Любой объект авторства Рашида – изящный компромисс между футуризмом и функциональностью. В портфолио дизайнера – сотрудничество более чем с 400 компаниями со всего мира, в числе которых Prada, Umbra, Issey Miyake, Pure Design, Zerodisegno, Gorenje. Своими учителями Рашид считает идеолога полезности и функциональности промдизайнера Виктора Папанека, основоположника современной теории коммуникации Маршалла Макклюена и ведущего теоретика постмодернизма Жана Бодрийяра. Карим Рашид – автор прогремевшей книги "Я хочу изменить мир". И он настолько не любит черный цвет, что не только исключил его из всех своих работ, но и предпочитает одеваться в яркую одежду, например, в ослепительно белый вельветовый костюм.