В последнее время у нас, если вы заметили, бум темы, связанной с исламскими финансами. Постоянные форумы, публикации, выступления - маховик широкомасштабной пропаганды  раскрутился особенно с началом мирового кризиса. Выступающие нередко утверждают, что если весь финансовый мир жил по шариату, то и кризисов  бы не было. Слова не остаются словами, а воплощаются в дела.

Пару недель назад была образована Татарстанская международная инвестиционная  компания - это первое в истории двусторонних взаимоотношений России и Исламского Банка Развития (ИБР) совместное  предприятие. Одним словом, найдено очередное магическое снадобье для решения финансовых проблем и для привлечения международных инвесторов. Но так ли это?

Напомню нашим читателям, в первую очередь под понятием исламские финансы (банкинг) у нас представляют, если говорить упрощенно,  систему участия в прибылях и отрицания понятия процента. 

Известно, что шариат запрещает  получение не только проценты, но и  также вложения в бизнес, связанный  с производством алкоголя,  табака, свинины или с азартными играми, а также содержащих элемент неопределенности (гарара).  Так, Пророк Мухаммад (мир ему) запретил покупать товар, который  в момент заключения договора не находится  в  собственности продавца — к  примеру: "Не покупайте рыбу, пока она находится в воде!". К категории неопределённых  сделок может быть также отнесена зависимость исполнения условий договора от события, которое должно произойти в  будущем (причём точно не известно, произойдёт оно или нет) или продажа товара покупателю при отсутствии у покупателя  всей необходимой информации о данном товаре. 

Отрицание процента (риба) - это, по сути, отрицание и  риска, а риск сегодня - это основа основ современной  экономической  теории. Вот и получается сложная  дилемма "И рыбку съесть, и риска избежать"... Это породило  многочисленные теологические  споры и попытки разрешить противоречие. Существует большое количество литературы,  освещающей нормы исламской финансовой системы, но тем не менее, общепринятые правила до сих пор не выработаны. А все  потому, что конструкция очень древняя. Ей уже 1400 лет. Для своего времени это было действительно прорывом. Много  воды утекло с тех пор, изменился мир и наши представления о финансах. Сегодняшняя наука о финансах принадлежит всему  человечеству, как и когда-то заложенная великим Мухаммадом ибн Мусой Хорезми классическая алгебра и арабская  нумерология чисел.  

Базис современной  финансовой науки - парадигма Марковица  для формирования портфелей активов, теория корпоративных  финансов Модильяни  и Миллера, гипотеза эффективности финансовых рынков Фамы, теория поведенческих финансов, модель  оценки капитальных активов Шарпа и самая  грандиозное финансовая инновация двадцатого века-теория ценообразования  опционов Блэка-Шоулса-Мертона. Если говорить о системе участия в прибылях, то это, при определенных допущениях,  очень крошечная часть системы проектного финансирования, которая базируются на вышеупомянутых теориях. 
 

Есть ли место  в современном мире для исламских  финансов. Конечно, есть, но очень  ограниченное. В мире существует  только одна страна, где финансовая система полностью исламизирована, – это Судан. Две другие страны, попытавшиеся  тоже осуществить это, – Пакистан и Иран, в этом успеха не достигли. Пакистан отказался от попыток полностью  исламизировать экономический сектор. Иран в настоящее время номинально является страной с полностью исламизированной  системой, но фактически это не так, потому что банки, действующие в стране, – формально исламские, но там есть ряд  нюансов, которые сводят это на нет всю идею. Потому что там даже не завуалировано, а прямо подразумевается процент и так  далее. В Иране, можно утверждать, финансовая система номинально исламская.  

То же самое и  со страхованием. Исламское страхование  отличается от традиционного страхования, а в Иране в связи с особенностями интерпретации шиитскими правоверными некоторых положений, касающихся экономических отношений, они считают традиционное страхование, в отличие от большинства суннитских правоверных, дозволенным. Среди шиитских правоведов преобладает либеральный подход к вопросам экономики, поэтому очень многие вещи, которые приняты в Иране,  не могут быть одобрены правоверными в странах Ближнего Востока. Поэтому, позволю себе сделать такой вывод, финансовая система в Иране –  квазиисламская. 

Да, конечно, капитал  Исламского Банка Развития (ИБР) впечатляет - сумма  немаленькая (8,4 млрд. долл.), но зарубежные инвестиции  одной только Саудовской Аравии в типично западные финансовые инструменты и западные ценности оцениваются цифрой  около триллиона  (!) долларов. Весь богатый арабский мир очень тесно ориентирован на Запад, крупные арабские шейхи -  любимые и постоянные клиенты западных инвестбанков. Роллс-ройсы, порше и бентли в их гаражах, они дружат с  голливудской богемой и дети их учатся в самых престижных институтах мира. Представьте себе, отпрыск богатого араба  отучился в Stanford University, Princeton University или Harvard University, где в живую можно учиться у  Новбелевских лауреатов по экономике или их учеников. Отпрыска погрузили в самый эпицентр новейшей экономической  мысли. И вот, приезжает он домой, а там ему: "Мудараба, мушарака, мурабаха, такафул, суккук (формы исламских  финансов)." Он смотрит на это хозяйство, а хозяйству 1400 лет. Можно провести аналогию с "Капиталом" Карла Маркса.  Когда кризис был в разгаре, многие с пеной у рта говорили о необходимости вернуться к истокам, мол надо читать и  перечитывать "Капитал". Один человек в интервью "Эхо Москвы" (бывший председатель Госкомиммущества РФ, Альфред Кох)  ответил на это просто блестяще и это на 100 % совпало с моими ощущениями. 

"Слушатель радиостанции: "Читайте "Капитал" Карла Маркса – там все написано!". 

А.КОХ: Я его очень  много читал. Я закончил экономический  вуз, и мне этот "Капитал" порядком надоел, откровенно  говоря. Люди, которые призывают нас читать "Капитал" Маркса, сами его не читали, я думаю. Ничего, что имело бы хотя  бы какое-то отношение к современной экономике, в "Капитале" Маркса нет. Читать эти нудные проповеди относительно  топор за сюртук я не хочу и не буду."

Вот именно: "топор за сюртук"! Но отпрыск понимает, что так резко нельзя и есть определенные каноны. Поэтому исламским финансам в арабском мире отдается некая незначительная дань, на десятки порядков меньшая, чем инвестиции  по обычным правилам современных финансов. Арабы – те еще прагматики. 

Конечно замечательно, что наши руководители что-то ищут в  исламских финансах, но "Есть многое в природе, друг  Горацио, Что и  не снилось нашим мудрецам.". 

Кстати, о маркетинговом  мышлении новоявленной Татарстанской  международной инвесткомпании. Озвучены два  ближайших инвестиционных проекта: первым проектом, который будет реализован инвесткомпанией, станет создание Центра  халяльной продукции в Казани. Впоследствии предполагается открытие в столице Татарстана бизнес -торгового центра. 

Конечно, когда в  Казани в каждом приличном магазине есть отделы с халяльной продукцией произведенной  местными предприятиями,  а недостатка халяльной продукции не ощущается, то строить центр халяльной продукции - для чиновника самое то, что  надо. Если его построят, то, очевидно, что другим запретят. Только так. Строительство огромного бизнес -центра - это  вообще без комментариев, т.к. в ходе нынешнего кризиса всем уже ясно, что такие идеи находятся за гранью добра и зла. 

Дл примера, в  Таджикистане деньги исламских инвесторов вкладываются в строительство дороги Куляб -Калай-Хумб и  соответствующей инфраструктуры между Шурабадом и Шогуном. Данный транспортный коридор, протяженность которого  составляет 40 км, соединит центральную и южную части страны с восточными Таджикистаном и Китаем. Реализация проекта  осуществится также при финансовом участии Исламского банка развития (ИБР), Саудовского Фонда Развития, Кувейтского фонда арабского развития и Фонда Абу-Даби, которые выделят Таджикистану кредит в размере $85 млн. 

Другой пример. В  Киргизии идет строительство высоковольтной линии "Айгульташ-Самат" и реконструкция подстанции  "Самат" в Ляйлякском районе, что позволит обеспечить независимость данного района и города Сулюкта от энергетической  системы соседней страны. Проект финансируется за счет кредита Исламского банка развития (ИБР) и средств ОАО  "Национальные электрические сети Киргизстана". 

Но это, увы не торговые центры… Но я, конечно, не о них, а о исламских финансах. Надеюсь, что читатель (даже самый правоверный) после моей колонки поймет, что нет панацеи и чудес в современном мире. Даже если подается в красивой упаковке.

 

Альберт Бикбов

 

Экономист, практикующий банкир.