В последнее время у нас, если вы заметили, бум темы, связанной с исламскими финансами. Постоянные форумы, публикации, выступления - маховик широкомасштабной пропаганды раскрутился особенно с началом мирового кризиса. Выступающие нередко утверждают, что если весь финансовый мир жил по шариату, то и кризисов бы не было. Слова не остаются словами, а воплощаются в дела.
Пару недель назад была образована Татарстанская международная инвестиционная компания - это первое в истории двусторонних взаимоотношений России и Исламского Банка Развития (ИБР) совместное предприятие. Одним словом, найдено очередное магическое снадобье для решения финансовых проблем и для привлечения международных инвесторов. Но так ли это?
Напомню нашим читателям, в первую очередь под понятием исламские финансы (банкинг) у нас представляют, если говорить упрощенно, систему участия в прибылях и отрицания понятия процента.
Известно, что шариат запрещает получение не только проценты, но и также вложения в бизнес, связанный с производством алкоголя, табака, свинины или с азартными играми, а также содержащих элемент неопределенности (гарара). Так, Пророк Мухаммад (мир ему) запретил покупать товар, который в момент заключения договора не находится в собственности продавца — к примеру: "Не покупайте рыбу, пока она находится в воде!". К категории неопределённых сделок может быть также отнесена зависимость исполнения условий договора от события, которое должно произойти в будущем (причём точно не известно, произойдёт оно или нет) или продажа товара покупателю при отсутствии у покупателя всей необходимой информации о данном товаре.
Отрицание процента (риба) - это, по сути, отрицание и риска, а риск сегодня - это основа основ современной экономической теории. Вот и получается сложная дилемма "И рыбку съесть, и риска избежать"... Это породило многочисленные теологические споры и попытки разрешить противоречие. Существует большое количество литературы, освещающей нормы исламской финансовой системы, но тем не менее, общепринятые правила до сих пор не выработаны. А все потому, что конструкция очень древняя. Ей уже 1400 лет. Для своего времени это было действительно прорывом. Много воды утекло с тех пор, изменился мир и наши представления о финансах. Сегодняшняя наука о финансах принадлежит всему человечеству, как и когда-то заложенная великим Мухаммадом ибн Мусой Хорезми классическая алгебра и арабская нумерология чисел.
Базис современной финансовой науки - парадигма Марковица для формирования портфелей активов, теория корпоративных финансов Модильяни и Миллера, гипотеза эффективности финансовых рынков Фамы, теория поведенческих финансов, модель оценки капитальных активов Шарпа и самая грандиозное финансовая инновация двадцатого века-теория ценообразования опционов Блэка-Шоулса-Мертона. Если говорить о системе участия в прибылях, то это, при определенных допущениях, очень крошечная часть системы проектного финансирования, которая базируются на вышеупомянутых теориях.
Есть ли место в современном мире для исламских финансов. Конечно, есть, но очень ограниченное. В мире существует только одна страна, где финансовая система полностью исламизирована, – это Судан. Две другие страны, попытавшиеся тоже осуществить это, – Пакистан и Иран, в этом успеха не достигли. Пакистан отказался от попыток полностью исламизировать экономический сектор. Иран в настоящее время номинально является страной с полностью исламизированной системой, но фактически это не так, потому что банки, действующие в стране, – формально исламские, но там есть ряд нюансов, которые сводят это на нет всю идею. Потому что там даже не завуалировано, а прямо подразумевается процент и так далее. В Иране, можно утверждать, финансовая система номинально исламская.
То же самое и со страхованием. Исламское страхование отличается от традиционного страхования, а в Иране в связи с особенностями интерпретации шиитскими правоверными некоторых положений, касающихся экономических отношений, они считают традиционное страхование, в отличие от большинства суннитских правоверных, дозволенным. Среди шиитских правоведов преобладает либеральный подход к вопросам экономики, поэтому очень многие вещи, которые приняты в Иране, не могут быть одобрены правоверными в странах Ближнего Востока. Поэтому, позволю себе сделать такой вывод, финансовая система в Иране – квазиисламская.
Да, конечно, капитал Исламского Банка Развития (ИБР) впечатляет - сумма немаленькая (8,4 млрд. долл.), но зарубежные инвестиции одной только Саудовской Аравии в типично западные финансовые инструменты и западные ценности оцениваются цифрой около триллиона (!) долларов. Весь богатый арабский мир очень тесно ориентирован на Запад, крупные арабские шейхи - любимые и постоянные клиенты западных инвестбанков. Роллс-ройсы, порше и бентли в их гаражах, они дружат с голливудской богемой и дети их учатся в самых престижных институтах мира. Представьте себе, отпрыск богатого араба отучился в Stanford University, Princeton University или Harvard University, где в живую можно учиться у Новбелевских лауреатов по экономике или их учеников. Отпрыска погрузили в самый эпицентр новейшей экономической мысли. И вот, приезжает он домой, а там ему: "Мудараба, мушарака, мурабаха, такафул, суккук (формы исламских финансов)." Он смотрит на это хозяйство, а хозяйству 1400 лет. Можно провести аналогию с "Капиталом" Карла Маркса. Когда кризис был в разгаре, многие с пеной у рта говорили о необходимости вернуться к истокам, мол надо читать и перечитывать "Капитал". Один человек в интервью "Эхо Москвы" (бывший председатель Госкомиммущества РФ, Альфред Кох) ответил на это просто блестяще и это на 100 % совпало с моими ощущениями.
"Слушатель радиостанции: "Читайте "Капитал" Карла Маркса – там все написано!".
А.КОХ: Я его очень много читал. Я закончил экономический вуз, и мне этот "Капитал" порядком надоел, откровенно говоря. Люди, которые призывают нас читать "Капитал" Маркса, сами его не читали, я думаю. Ничего, что имело бы хотя бы какое-то отношение к современной экономике, в "Капитале" Маркса нет. Читать эти нудные проповеди относительно топор за сюртук я не хочу и не буду."
Вот именно: "топор за сюртук"! Но отпрыск понимает, что так резко нельзя и есть определенные каноны. Поэтому исламским финансам в арабском мире отдается некая незначительная дань, на десятки порядков меньшая, чем инвестиции по обычным правилам современных финансов. Арабы – те еще прагматики.
Конечно замечательно, что наши руководители что-то ищут в исламских финансах, но "Есть многое в природе, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам.".
Кстати, о маркетинговом мышлении новоявленной Татарстанской международной инвесткомпании. Озвучены два ближайших инвестиционных проекта: первым проектом, который будет реализован инвесткомпанией, станет создание Центра халяльной продукции в Казани. Впоследствии предполагается открытие в столице Татарстана бизнес -торгового центра.
Конечно, когда в Казани в каждом приличном магазине есть отделы с халяльной продукцией произведенной местными предприятиями, а недостатка халяльной продукции не ощущается, то строить центр халяльной продукции - для чиновника самое то, что надо. Если его построят, то, очевидно, что другим запретят. Только так. Строительство огромного бизнес -центра - это вообще без комментариев, т.к. в ходе нынешнего кризиса всем уже ясно, что такие идеи находятся за гранью добра и зла.
Дл примера, в Таджикистане деньги исламских инвесторов вкладываются в строительство дороги Куляб -Калай-Хумб и соответствующей инфраструктуры между Шурабадом и Шогуном. Данный транспортный коридор, протяженность которого составляет
Другой пример. В Киргизии идет строительство высоковольтной линии "Айгульташ-Самат" и реконструкция подстанции "Самат" в Ляйлякском районе, что позволит обеспечить независимость данного района и города Сулюкта от энергетической системы соседней страны. Проект финансируется за счет кредита Исламского банка развития (ИБР) и средств ОАО "Национальные электрические сети Киргизстана".
Но это, увы не торговые центры… Но я, конечно, не о них, а о исламских финансах. Надеюсь, что читатель (даже самый правоверный) после моей колонки поймет, что нет панацеи и чудес в современном мире. Даже если подается в красивой упаковке.
|
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.