В "Книжном дворе" состоялась очередная встреча с писателем и его книгой. Представленная книга оказалась чрезвычайно интересной, как и сам автор. Собралось человек 50, а то и больше — на всех сидячих мест не хватило, но никто не ушёл до самого конца. И не потому, что дожидались, когда автор поставит свой автограф на книге, — это само собой, — а потому, что оторваться было невозможно. Уж очень интересные вещи рассказывал автор книги "Классная Америка" Айрат Димиев. Вопросов было множество, Димиева просто замучили; прекратили только после того, как он буквально взмолился о пощаде, — тонкие, но ясные намёки на то, что пора бы и закончить, публика проигнорировала.
"Классная Америка" — это записки учителя об американской школе. Айрат Димиев вот уже 7 лет работает учителем химии в Public School — мы бы сказали, в общеобразовательной школе — в Хьюстоне (штат Техас).
Как Димиев туда попал — это настоящая авантюрная история. Он и сам называет себя авантюристом. Кандидат химических наук, вузовский преподаватель, начавший с перестроечных времён заниматься бизнесом, как и многие его коллеги, он был в Казани вполне успешен. Как он сам о себе пишет, "стабильно делал неплохие по казанским масштабам деньги. Кроме того, было много предложений от более успешных друзей и знакомых перейти к ним в бизнес на должности финансового менеджера, зама генерального и т.д. Одним словом, я чувствовал себя достаточно уверенно".
И, тем не менее, он сорвался с пригретого места к чёрту на кулички, чтобы начать всё заново — и не за очень большие деньги, между прочим (за вычетом налогов, страховок, выплат и т.п. у обыкновенного учителя, такого, как Димиев, остаётся около 1000 долларов в месяц — по американским понятиям, весьма немного). Конечно, для этого надо быть авантюристом. Но именно такие люди умеют открывать новое, а некоторые (как Димиев) и знакомить со своими приключениями других.
"Классная Америка" началась ещё в 2003 году, когда в газете "Восточный экспресс" появился цикл статей Димиева о его работе учителем в США. Эти статьи и легли в основу книги, хотя, конечно, с учётом приобретённого позже опыта многое было уточнено и углублено. Книга получилась очень интересной, да ещё и читается легко. Автор талантлив не только в химии…
В Димиеве не заметно ни малейших следов его пребывания в Штатах. Немало людей, проживших там несколько лет, приобретают какой-то акцент — иногда, может быть, даже намеренно: "А я вот американец!" Но для Димиева США — это просто интересное место работы, позволяющее сравнить наше образование с тамошним; Америку — с Россией. На вопрос "А вы собираетесь возвращаться?" Димиев не задумываясь ответил: "Конечно!" Срока, правда, не назвал. Видимо, не исчерпал ещё своих возможностей там, за океаном.
Немного, я думаю, найдётся людей, которые прошли нашу систему образования вплоть до защиты кандидатской диссертации, преподавали в вузе, а потом внедрились в американскую школу. Это поистине бесценный опыт, важный как для нас, так и для них. Только вот "они", судя по тому, что рассказывал Димиев, не склонны им пользоваться.
Главное, что бросается в глаза в американской системе образования, — это чрезвычайно странные методики преподавания, которые приводят к тому, что выпускники оказываются неспособными к элементарному логическому мышлению. Димиев столкнулся поистине с невероятными для нашей школы вещами: например, с чрезвычайной трудностью объяснения ученикам — старшеклассникам, между прочим! — понятия плотности. С более сложными вещами, такими, как pH, — совсем плохо.
С химией вообще плохо. Если у нас химию фундаментально преподают ещё в школе —и органическую, и неорганическую, — то ученик американской Public School не имеет обо всём этом почти никакого понятия. Такая же картина по математике, физике… Старшеклассники не могут сложить два отрицательных числа; не понимают, что такое степень; не могут вычислить процент, и т.п. Какое уж тут дифференциальное и интегральное исчисление!..
Зато инструкции — любые — соблюдаются безупречно. Вот, например, есть инструкция, что на уроке химии нужно надевать защитные очки. Неважно, о чём идёт речь на данном уроке, — надо и всё. Димиева чуть не выгнали из школы, когда он пренебрёг этим требованием. Зато здоровенная банка с цианистым калием(!), открыто стоящая на полке, никакой реакции у школьного начальства не вызвала — инструкции же на этот счёт нет… Видимо, надо, чтобы кто-то кого-то отравил, и тогда какой-то чиновник напишет инструкцию, которую будут соблюдать. А раз инструкции нет — то цианистый калий как бы и не существует.
Понятно, что при такой системе образования американцы убеждены, что во Второй мировой войне США сами всех победили, а с кем и против кого сражался Советский Союз — их вообще мало интересует. Интереса ради Димиев попытался как-то донести до своих учеников правду, при этом опираясь на их же учебник, где имела место таблица с количеством потерь воюющих сторон, — куда там!.. Простейшая мысль, что достаточно глянуть на цифры погибших, чтобы понять, где же шла настоящая война и кто всё-таки победил фашистскую Германию, была для юных американцев абсолютно недоступна.
Из рассказов Димиева вообще сложилось впечатление, что американцы несколько смахивают на роботов, и именно это даёт им возможность быть всегда счастливыми, бодро преодолевать трудности и добиваться успеха.
Я спросил, как же они переносят нынешний кризис, который ясно виден уже с другого берега океана. Там он пока мало заметен, ответил мне Димиев, но при этом отметил, что цена недвижимости в США упала в среднем в три раза, а в отдельных местах — ещё сильнее. И вообще, американцы о кризисе не думают. Для этого правительство есть. Американец думает только о себе, своей работе и своих домашних. Всё, что за пределами этого круга, для него не существует. И о кризисе он задумается не раньше, чем он заденет его лично. Но, судя по падению цены на недвижимость, до этого совсем недалеко…
Книга Димиева — не только и даже не столько о школе, сколько о том, как устроена американская жизнь. Он умеет, находясь внутри её механизма, понять, как этот механизм работает, сравнить его с нашим, и всё это объяснить отличным русским языком. Картина вышла, я бы сказал, несколько даже устрашающая; пожалуй, это одно из самых мрачных описаний "той самой Америки", которые мне приходилось читать.
Книга получилась. Её стоит почитать не только школьным учителям и всем, кто связан с системой образования; и не только тем, кто собирается в Штаты погостить или насовсем. Мы, в отличие от американцев, люди любопытные; нам всегда страшно интересно узнать, "как же оно там устроено". Книга Димиева — не такой уж частый случай, когда на этот вопрос вам дадут ответ — объективный и очень ясный.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.