ВОЙНЫ БРЭНДОВ-ДВОЙНИКОВ

- Григорий Глебович, в чем заключается ваш бизнес? Какие услуги вы предлагаете?

- Основное направление – это патентно-юридические услуги, которые связаны непосредственно с регистрацией объектов интеллектуальной собственности, а также юридическое обслуживание – то есть последующее сопровождение. Ведь мало зарегистрировать свою интеллектуальную собственность, нужно уметь ее реализовать на практике. Если говорить о формате нашей компании, то это достаточно унифицированная форма: патентно-юридическое бюро. Такая форма предусмотрена как за рубежом, так и в России. Основным ядром такой компании являются патентные поверенные. Деятельность фирмы строится на квалификации этих специалистов. Наше агентство представлено тремя патентными поверенными из  девяти в республике.   

- Кто является вашими клиентами?

- Это совершенно различные предприятия и организации, а также физические лица. Мы защищаем авторские права творческих людей – фотографов, дизайнеров, музыкантов, архитекторов и других. Нашими клиентами являться любые организации, как коммерческие, так и некоммерческие, которые имеет свои нематериальные активы, наработки, интеллектуальный потенциал. Среди наших постоянных клиентов есть такие компании  как "Татспиртпром",  "АК БАРС" БАНК, DOMO, "Миррико", "АкБарс холдинг", Казанский вертолетный завод, обувное объединение "Спартак", а также иные татарстанские предприятия различного уровня. Есть также общественные и государственные организации, такие как "Мисс Татарстан", музей-заповедник "Казанский кремль", мэрия Казани, дирекция Универсиады. В последние время мы активно сотрудничаем с зарубежными компаниями, в основном это страны Европы и Китай. То есть круг наших клиентов совершенно различный. Всех их объединяет одно – им, так или иначе, необходима защита их нематериальных активов.

 

- Зачем необходимо охранять свою интеллектуальную собственность? Разве нельзя доказать свою правоту в суде?

- Любая компания, которая выходит на рынок и пытается занять свое место под солнцем, борясь за своего потребителя, должна иметь свое собственное лицо. Это выражается не только в качестве ее продуктов, услуг, но и в тех средствах индивидуализации, в которой и воплощена репутация предприятия. К примеру, название и логотип компании в данном случае выступают в качестве средства индивидуализации. Это и есть самый ценный атрибут фирмы, в котором и заключается все самое ценное нематериальное, что у нее есть – ее опыт, доверие к ней, уважение, репутация и так далее. Поэтому любая компания, которая выходит на рынок сегодня и хочет развиваться завтра, должна защищать свое собственное лицо, свое имя. На рынке очень много примеров, когда возникают фирмы клоны или фирмы, которые имитируют принадлежность к другой компании. Это может быть прямое клонирование, когда например, возникает просто одноименная компания. В нашей практике было несколько таких случаев. Например, когда из челнинской компании "Микон", которая поставляет диагностическое оборудование, ушел сотрудник, который создал фирму "Микон-К" и начал продавать то же самое оборудование. То же самое было и с рекламным агентством "Брэнд". И сейчас у нас есть пара клиентов с аналогичными случаями, чьи дела мы готовим к суду. О чем это говорит? О том, что когда вы что-то создаете и приобретаете имя, то это имя может быть просто позаимствовано кем-то и использовано. В этой ситуации одна из проблем заключается в том, чтобы  вовремя и эффективно  защитить себя, имя и репутацию своей  компании. Ведь самое простое что может сделать фирма-клон  чтобы привлечь к себе ее клиентов, это создать похожую компанию, с тем же названием и фирменным стилем. В этом случае, клону уже не надо вкладывать деньги в рекламу, в свое продвижение, так как ее уже воспринимают как ту фирму, которая уже известна на рынке. Есть также масса примеров недобросовестной конкуренции, когда используются чужие патентные разработки и объекты авторских прав.

СВОЕВРЕМЕННАЯ ЗАЩИТА БИЗНЕСА

- Можете привести еще примеры из вашей практики?

- Есть недавний пример из сферы продуктов питания, связанный с известным  брэндом "Раифский источник". Наш клиент, компания "Раифский источник" много лет владеет и продвигает данную торговую марку воды. И вдруг выяснилось, что другая фирма изготовила продукт с аналогичным названием, полностью его имитирующий.  Или другой пример, когда Набережно-челнинский мясокомбинат зарегистрировал на себя товарный знак своего конкурента "Челны-мясо" и потом предложил приобрести этот знак самому  же собственнику за 10 миллионов рублей.  Получив отказ, комбинат подал иск в суд против "Челны-мясо" с требованием  о выплате компенсации.  Дело было не простым, но нам удалось отстоять интересы "Челны-мясо". Это еще одна угроза и предостережение, говорящее о том, что товарные знаки нужно регистрировать вовремя. Другой пример: наш клиент – известный казанский дизайнер Альберт Эйналиев разработал дизайн казанского кафе "IQ интеллект бар". Помещение было отремонтировано полностью согласно его дизайну. В итоге денег ему не заплатили. А ведь это очень частая практика, когда такие разработки просто заимствуются или затем не оплачиваются по причине неподписания акта выполненных работ. Поскольку эта тема творческая, то всегда можно придраться к каким-то малозначимым деталям. Защита таких интересов – это и есть наша работа.

- Как и когда вы рекомендуете регистрировать изобретения?

- Прежде всего, следует помнить, что если вы, владея инновационной разработкой, запускаете в производство и не подали вовремя заявку на патент, вы рискуете потерять все преимущества и возможности защиты. И дело не только в конкурентах, которые могут воспользоваться незащищенным продуктом. Заявку на патент необходимо подавать не позднее шести месяцев с начала открытого применения технологии. В противном случае новизна объекта (способа, устройства, вещества) будет уже утрачена и вам просто откажут в регистрации патента. Очевидно, но не для всех, к сожалению,  патентовать и защищать свои разработки необходимо еще до выпуска продукции на рынок. На практике же часто существует такая ошибка: что-то придумали, выпустили товар на рынок, он оказался успешным и нашел своего потребителя, и только потом вспоминают, что новую разработку нужно запатентовать. Но выясняется, что время  и возможность патентной защиты уже безвозвратно упущены.  Это что касается производственной части.

Второй момент – взаимоотношения с авторами разработок. Что делать, если они находятся не в штате предприятия, а где-то на стороне? В таком случае, обладая исключительными правами на разработку, они могут продать технологии конкурентам. Этот момент также нужно вовремя урегулировать. Кроме того, как мы уже говорили,  рынок полон таких конфликтов, когда конкуренты создают брэнд с похожим названием, пользуясь тем, что потребитель уже знаком с раскрученной продукцией. Все эти войны, связанные с названиями и брэндами, в частности, вокруг "Раифского источника", борьба за технологию производства майонеза на перепелиных яйцах  и так далее, свидетельствует о том, сейчас война на рынке идет уже не за счет материальных активов, а за счет марок и новых технологий. Мы приходим к тому, что главным активом предприятия становятся собственные разработки. Диалог же с потребителем идет через торговые марки. И если десять лет назад, когда мы только начинали работать, это было новшеством и многие предприниматели не обращали на это внимание, то сейчас все те, кто выходит на рынок обязательно приходят к осознанию необходимости защиты своей интеллектуальной собственности.

10 МИЛЛИОНОВ ЗА ТОВАРНЫЙ ЗНАК

- Сколько стоит регистрация товарного знака?

- Регистрация товарного знака стоит порядка 35-40 тысяч рублей. Из них две трети – это госпошлина. За подачу заявки пошлина составляет от 10 до 20 тысяч в зависимости от перечня товаров и услуг, которые заявляет компания, плюс 12 тысяч рублей за получение свидетельства на товарный знак. Оставшаяся сумма – стоимость услуг агентства по подготовке  и сопровождению заявки в Патентном ведомстве.  Таков усредненный ценовой подход. То есть по большому счету, затраты на регистрацию несоизмеримо малы по сравнению с теми возможными потерями, которые грозят компании, если она вовремя не защитит свой знак и свои права.

- Каким может быть ущерб от несвоевременной регистрации товарного знака?

- На сегодняшний день экспансия любого бизнеса в другие регионы без регистрации своего товарного знака утопична. Был такой случай, лет восемь назад, когда одна московская компания пренебрегла таким вопросом. Это один из российских крупных брэндов пищевой отрасли, который как не странно не был зарегистрирован как товарный знак. При этом реклама этого брэнда шла по центральному ТВ. Один из наших клиентов вдруг обнаружил, что он владеет правами на аналогичный одноименный товарный знак в той же самой отрасли. Связавшись с московской компанией, он предложил им выкупить права на знак за сумму около 10 тысяч долларов. Тогда компания отказались, заявив, что если что проблем у них не возникнет.  Через три года эта московская фирма сама  связалась с нашим клиентом с предложением покупки товарного знака. Но его цена выросла уже до 10 миллионов рублей. Москвичи согласились не торгуясь.

- Насколько серьезная конкуренция на вашем рынке услуг?

- Наш рынок расширяется, существует здоровая конкуренция. На сегодняшний день темпы роста этого бизнеса довольно большие, так как и к мелким, и к крупным компаниям приходит осознание того, что без грамотной патентно-юридической защиты своей фирмы, своих технологий и своей продукции, нельзя быть конкурентноспособным на рынке. Но, несмотря на конкуренцию, мы общаемся, дружим, по необходимости помогаем друг другу по каким-то вопросам. Хотя первые лет пять своей работы мы не испытывали практически никакой конкуренции. Впрочем, сейчас у каждой из компаний, работающих на нашем рынке, появляется своя специализация. К примеру, компания "Артпатентъ" обладает наибольшим опытом в защите авторских прав, в сфере защиты товарных знаков, в тех делах, которые касаются юридического сопровождения. Учитывая длительность работы компании на рынке, у нас есть наработки, которые позволяют нам предоставлять тот уровень сервиса, который ожидают самые серьезные клиенты и решать поставленные ими  задачи. У нас есть опыт регистрации торговых марок за рубежом в 47 странах мира. Основными являются, безусловно,  страны Европы, СНГ, Китай, США – то есть там, где продукция может быть востребована. Это товары народного потребления, продукты питания, химия, финансовые услуги. Если какое-то татарстанское предприятие выходит на зарубежный рынок – ей необходимо регистрировать свой товарный знак за рубежом. Тут существует еще одна опасность: в некоторых случаях зарубежные партнеры российских компаний регистрируют товарный знак компании на себя и диктуют впоследствии свои условия – эта практика часто применяется на Украине. Это еще одна ошибка маркетинговых служб компаний, которые, выходя на другие рынки, недооценивают риск, связанный с продвижением незащищенной марки. То же самое можно сказать и о зарубежных компаниях, которые выходят на российский рынок. Сейчас мы представляем интересы целого ряда  иностранных брэндов, среди которых есть такие, как компания Camper - производитель спортивной и туристической обуви, Frank Muller – производитель часов и товаров в сегменте luxury и ряд других.

ДЕВЯТЬ ЛЕТ НА РЫНКЕ

- Какую долю рынка в Казани вы занимаете?

- Не стану приводить какие-либо конкретные цифры. На сегодняшний день можно вести речь о 5-6 компаниях, которые работают на нашем рынке, оказывая подобные услуги. Это представительство московской компании, татарское агентство интеллектуальной собственности, российское авторское общество, некоторые патентные поверенные, которые работают отдельно и ряд компаний, которые оказывают все виды юридических услуг, в том числе и по защите авторских прав. Агентство "Артпатентъ" созданное в 2001 году было первым в Республике Татарстан частным юридическим агентством, специализирующимся только на вопросах защиты интеллектуальной собственности. Поэтому у нас уже есть определенные наработки и клиентская база, что помогает нам чувствовать себя уверенно и сохранять свои позиции на рынке.

- С чего начинался ваш нынешний бизнес?

- До создания "Артпатента" у меня была несколько иная деятельность. Еще будучи студентами, мы с друзьями создали фирму, которая занималась продажей строительного инвентаря и оборудования. Впоследствии возникла потребность в юридическом образовании. Окунувшись в него, в поле зрения попала такая тема, как интеллектуальная собственность. В тот момент она была крайне не развита у нас  в республике. В итоге увлечение этим направление юриспруденции вылилось в желание создать фирму, которая бы занималась проблемами, связанными с защитой интеллектуальной собственности. В 2001 году начало работать агентство "Артпатентъ". На первых порах наш штат составлял буквально 2-3 человека. Постепенно мы нарабатывали опыт и пришли к тому, что направление, которое мы выбрали на рынке юридических услуг – оно за нами и сохранилось. Мы отказались от какого-либо дополнительного юридического сервиса по таким традиционным направлениям, как налоговое сопровождение, трудовое и уголовное законодательство. Это позволило не отвлекаться и набираться опыта в том сегменте рынка, на котором мы работаем по сей день. Сейчас штат компании составляет 12 человек, при этом мы планируем его расширить, потому что появляются новые направления, такие активная судебная защита интересов российских и зарубежных  правообладателей, разработка и внедрение индивидуальных системы управления интеллектуальной собственности на предприятиях – это разработка внутренних регламентов  и формирование системы управления инновационной  деятельностью.

"ТРЕТЬЯ СТОЛИЦА" СТОИТ 40 ТЫС. РУБЛЕЙ

- Хотелось поговорить о двух ваших работах, которые широко обсуждались, в том числе и в СМИ. В-первую очередь, о регистрациях товарного знака "Казань – третья столица России"…

- Регистрация товарного знака "Третья столица" являлась поручением мэрии Казани и в этом случае мы решили эту задачу оперативно, без каких-либо трудностей. Мы подготовили и подали заявку на регистрацию этого брэнда с таким подходом, чтобы избежать каких-либо возражений со стороны ведомства. Тем самым это позволило закрепить позиции города данным брэндом. Ничего экстраординарного здесь не было. Эта была стандартная работа, просто она была сделана быстро и своевременно.

- В какую сумму обошлась Казани регистрация этого знака?
- На самом деле тут все довольно просто: эта работа оценивалась по тем же самым расценкам, то есть около 40 тысяч рублей.

- А что касается регистрации  интеллектуальных прав музея-заповедника "Казанский Кремль"?

- Говоря об этом проекте, следует, прежде всего, сказать, что права музея–заповедника "Казанский Кремль" на регламентирование коммерческого использования изображений объектов культурного наследия, находящихся в его ведении, закреплены в целом ряде законов Российской Федерации. Так, согласно "Основам законодательства  РФ о культуре" и закона РФ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"  использование в рекламе товаров и услуг, а также производство  печатной, сувенирной продукции, товаров народного потребления и т.д. с использованием изображений и названий объектов культурного наследия, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев осуществляется с разрешения дирекций музеев. Необходимое получение разрешений музеев на подобное использование изображений и наименований культурных ценностей на возмездной основе –  практика, широко известная как  за рубежом, так и в России.  Такая практика есть у Третьяковской галереи, Эрмитажа, мировых музеев. Регистрация же объектов и наименований музея в качестве товарных знаков является  необходимым дополнительным правовым механизмом, предусматривающим, как специальный порядок  долгосрочного использования– заключение лицензионного договора,  так и серьезные меры юридической ответственности, что способствует эффективной  защите прав музея.

- Насколько кризис повлиял на развитие вашего рынка?
- Первая волна кризиса повергла всех в шок. Все буквально затаились и обдумывали, как жить дальше. Но это длилось недолго. Наверное, уже в начале апреля прошлого года пошло оживление и уже сейчас можно сказать, что снижения спроса на нашем рынке нет. Впрочем, это неудивительно, ведь сейчас конкуренция на рынках, в том числе и из-за кризиса, обостряется, возникает потребность в инструментах конкурентной борьбы. А товарный знак, интеллектуальная собственность как раз и являются теми инструментами борьбы за потребителя и в то же время способами защиты своего бизнеса от недобросовестной конкуренции. А недобросовестная конкуренция сейчас – это тоже один из способов зарабатывания денег. Поэтому интерес к патентам в период кризиса вырос в несколько раз.

- Оформить патент дороже, чем зарегистрировать товарный знак?
- Нет, стоимость регистрации патента и товарного знака примерно сопоставимы. Другое дело, что в случае с патентами работа специалиста оплачивается выше, потому что эта более трудоемкая работа. Ведь нужно провести исследование, сформулировать формулу изобретения, вычислить наиболее важные объекты. Поэтому большая часть суммы уходит на гонорар специалисту. А стоимость госпошлины за регистрацию патента намного меньше, чем за товарный знак – порядка полутора тысяч рублей.

Тимур Касимов

Визитная карточка компании
Авторское агентство "Артпатентъ"
Год основания: 2001
Количество штатных сотрудников: 12

 

Визитная карточка руководителя
Бусарев Григорий Глебович
Год и место рождения:
17 апреля 1975 года
, Казань
Образование: экономфак ТИСБИ, юрфак КГУ. В 2003 году аттестован в качестве патентного поверенного РФ. Член татарстанского отделения кафедры ЮНЕСКО по интеллектуальной собственности, преподаватель программы MBA КГФЭУ.

Карьера: 1994 - ООО "Стройцентр", 1998 – ООО "Элби", с 2001 – "Артпатентъ".