28 МАГАЗИНОВ СЕТИ ОКАЗАЛИСЬ ПОД УГРОЗОЙ ЗАКРЫТИЯ ИЗ-ЗА ЖАЛОБЫ "АК БАРС ТОРГА"

20 мая состоится очередное заседание арбитражного суда Татарстана, на котором будет продолжено рассмотрение дела "УФАС против Пятерочки+"… или "УФАС за Пятерочку". ООО "Агроторг" (Санкт-Петербург, входит в X5 Retail Group) добивается через суд отмены решения УФАС по РТ, которое поставило под угрозу закрытия магазинов "Пятерочка+". Антимонопольное ведомство посчитало развитие сети недобросовестной конкуренцией. Основанием стало то, что еще шесть лет назад Агроторг предоставил права на брэнд "Пятерочка" татарстанскому ООО "Ак Барс торг", а два торговых знака сходны до степени смешения.

ШТРАФ В 10 МЛН.

Татарстанское управление ФАС возбудило дело против "Пятерочки+" еще 5 июня 2009 года – после обращения в ведомство Ак Барс торга. Суть дела такова: в декабре 2004 года был заключен договор коммерческой концессии, по которому Агроторг (как правообладатель торгового знака "Пятерочка") предоставил Ак Барс торгу право работать под этим брэндом в Татарстане. В конце 2009 года сеть "Пятерочка" в республике насчитывала уже более 70 магазинов. Всего их количество планируется увеличить до ста.

Тем временем в феврале 2009 года Агроторг неожиданно  начал открывать в РТ собственные магазины, уже под брэндом "Пятерочка+". На сегодняшний день открыто 28 таких магазинов, причем планируется открыть в 2010 году в республике еще 40.

Управление ФАС по РТ пришло к выводу, что Агроторг развивает в Татарстане сеть магазинов "Пятерочка+" с нарушением принципов добросовестной конкуренции. По мнению антимонопольного ведомства, причина этого в "тождественности" товарных знаков: "Пятерочка" и "Пятерочка+" сходны до степени смешения, а это "вводит в заблуждение потребителей и контрагентов". УФАС посчитало, что в итоге Агроторг получил в Татарстане "ряд преимуществ", включая "поток клиентов и покупателей" уже несколько лет работающих в РТ магазинов "Пятерочка".

Антимонопольщики говорят и о "неравных условиях" компаний. Так, Ак Барс торг по договору концессии внес единовременный платеж (его сумма не разглашается). К тому же согласно договору он каждый месяц выплачивает роялти в сумме в среднем 1,3 млн. рублей. Агроторг подобных расходов не несет.

После изучения всех обстоятельств 17 декабря 2009 года УФАС признало, что Агроторг нарушил ч. 1 и 2 статьи 14 федерального закона "О защите конкуренции". Питерская компания была оштрафована на сумму около 10,6 млн. рублей (одна сотая от суммы выручки за прошлый год в РТ).

ТАТАРСТАН – НАША ТЕРРИТОРИЯ

На заседании арбитражного суда в Казани представитель Агроторга Артур Сибгатуллин заявил, что компания считает решение УФАС "незаконным и необоснованным", поскольку заключенный в 2004 году договор Агроторга с Ак Барс торгом содержит целый ряд ограничений. Так, Ак Барс торг обязан по этому договору не конкурировать с Агроторгом, а питерская компания, в свою очередь, обязана не предоставлять права на товарный знак "Пятерочка" третьим лицам. "Однако, – заявил Сибгатуллин, – ограничения для нас на ведение в Татарстане самостоятельной деятельности в договоре не установлено... В Башкирии ситуация иная – там договор с франшизером предусматривает запрет для нас вести самостоятельную деятельность".

Выступая на заседании суда, представитель УФАС Алексей Гаранин сообщил, что антимонопольное ведомство считает свое решение законным и просит отказать Агроторгу в иске. Это поддержал и зам. директора по общим вопросам Ак Барс торга Эдгар Сардар. Он заметил, что Ак Барс торгу было передано не право на использование, а непосредственно сами исключительные права на брэнд "Пятерочка", а также на технологии компании и коммерческую тайну, так что "Татарстан – это наша территория, где мы вправе владеть и пользоваться товарным знаком "Пятерочка".

Рассмотрение дела в Арбитражном суде РТ продолжится 20 мая.

По материалу газеты "Коммерсантъ" (Казань)

 

Справка

"Пятерочка" – федеральная сеть магазинов, ориентированных на быструю покупку рядом с домом продуктов и сопутствующих товаров повседневного спроса по низким ценам. Основана в январе 1999 года. На конец 2009 года работало уже около 1000 "Пятерочек" по всей России. Выручка дискаутеров по итогам 2008 года составила $4,5 млрд. В 2010 году планируется открыть в РФ 200-250 новых магазинов "Пятерочка".