- У каждого свои вкусы и любой заказчик подвержен влиянию времени. Хотя, наверное, можно сказать, что определенная мода существует. Если раньше многие любили многоцветие в садах, то сейчас чаще заказывают более спокойную цветовую палитру. Потребности и запросы клиентов увеличиваются год от года. Многие привозят идеи для своего сада из путешествий по миру. Сейчас уже почти никто не заказывает альпийские горки. А мы их не делаем принципиально уже лет восемь, потому что это неправильно. Сейчас в моде фонтаны, различный архитектурный декор, то есть возврат к настоящим русским усадьбам.

- Какова структура ваших заказов?

- Сейчас 60% - это частные лица, 40% - госструктуры. Это объясняется еще и тем, что госсектор весьма непредсказуем в плане оплаты  сделанных  работ. Очень многие компании пострадали от неплатежей, поэтому генподрядные компании в нашей республике можно пересчитать по пальцам. Если мы выезжаем в другую республику, то там все по-другому. В Казани же мы стараемся не брать госзаказы, потому что их много и в других местах, куда можно спокойно приехать, поработать и не иметь задержек по платежам.

- Какие сроки могут быть у заказов?

- Все зависит от заказчика. Если говорить о больших объектах, которые, как правило,  госзаказ, то практически все они авральные. Это и благоустройство базы отдыха в Боровом Матюшино, и благоустройство территории у дома правительства в Марий Эл и другие работы. Все они были очень быстрые – их надо было делать с огромной скоростью. Что касается частных территорий, то иногда большой заказ может выполняться и два года. Тут все зависит от финансирования. Если говорить об обычных частных заказах в стандартном объеме 25-30 соток, то он делается около двух месяцев, иногда больше, иногда меньше. Но для нас тут нет ограничений: если есть у заказчика ресурсы – просто на участке работает больше специалистов и заказ делается в более короткие сроки.

- Насколько известно, озеленением города Казани занимается Горводзеленхоз. Как вы оцениваете их работу?

- В последнее время они стали работать правильно, мне нравится, что они изменились в лучшую сторону. Это муниципальное предприятие и оно выполняет  работы согласно тем проектам, которые им предоставляют. Перед ними стоят другие задачи, которые они выполняют. Особых творческих амбиций там нет, у них – производственный поток.

ГДЕ ПАРКИ?

- Есть в Казани места, которые могли смотреться намного лучше?

- Я не могу сказать, что в восторге от того, как все выглядит в Казани. Сейчас у города есть очень большой потенциал, чтобы сделать его красивее, чтобы появились реальные большие парковые зоны. К примеру, у нас есть большой проект по внедрению в Казани городских парков с многоуровневыми автомобильными стоянками под ними. Причем парковки эти полностью автоматизированные. Это может быть не только парк, но и небольшой скверик, зеленый участок в центре города. Но пока особого понимания в этой части у нас с городом нет. И это при том, что сейчас в Казани вообще очень мало зеленых зон, а парка в реальном понимании этого слова в Казани и вовсе нет ни одного. А ведь машины и парки не антагонисты, а партнеры – это все широко применяется в других странах, в Москве – это все осознано и во благо людей. Здесь важна роль государства, которое должно понимать необходимость зеленых зон, а также архитекторов, которые, проектируя город, должны учитывать это.

- Вы сотрудничаете с жилищными организациями по благоустройству территорий в новых домах?

- Нет. Никто и никогда из жилищников не обращался, и не будет обращаться в ландшафтные компании, так как бюджет стройки формируется таким образом, что на благоустройство закладывается средства по остаточному принципу. Это общее правило, которое никто не пытается изменить. Есть некоторые социальные дома, которые вообще сдаются в нарушение всех норм, практически без парковок и зеленых зон. То есть там изначально ни машину припарковать, ни детям погулять – ничего этого нет. Такое ощущение, что людей стараются поместить в некое узкое пространство – их квартиры. Но ведь жизнь семьи состоит не только из ее жизни на определенном количестве квадратных метров, но и из прогулок, познания мира. А как ребенок будет познавать этот мир, если заперт в бетонной коробке и не видит ни бабочек, ни птиц? Есть в городе места потрясающей красоты, но они все просто запущены. Почему приятно гулять по хорошему парку? Потому что получаешь удовольствие от прогулки в зеленой зоне внутри мегаполиса. Парк – это некий оазис, вписанный в городской ландшафт - зона природы, где интересно пребывать, гулять, слушать музыку живой природы. В нашем городе, к сожалению, практически нет парков в их классическом понимании. У нас есть скверы, которые в городе должны быть просто на каждом углу по схеме: "несколько домов – сквер – несколько домов – сквер". У нас даже в тех местах в городе, где располагаются, казалось бы, элитные дома и живут соответствующие жильцы, тоже нет парков. Если взять в пример Москву или Санкт-Петербург, то в этих городах очень много зеленых зон. И если взять те же подземные паркинги, то они очень легко строятся в Москве, потому что там понимают насколько это актуально. Причем строят не только под землей, но и под водой, в руслах рек. А у нас сетуют на высокие уровни грунтовых вод.

- К чему стремиться ландшафтный дизайн? Какие тенденции будущего?

- Мы все дети природы и рождены, для того чтобы находиться внутри этого зеленого пространства. Важно, чтобы люди это понимали. Мы стараемся всегда украсить жизнь людей. Это часть нашего бизнеса, наша философия, если хотите. И когда человек сам делает несколько шагов сторону понимания этой красоты, его внутренний мир изменяется. Человек сам меняется – становится более добрым, гармоничным, понимает природную красоту, получает удовольствие от других вещей. Если человек выбирает не шоппинг в городе, а прогулку в парке или сквере – это уже говорит о том, что человек меняет свое мировосприятие. Вот характерный пример: мы озеленяли городскую территорию в Арске. Раньше люди привыкли там жить снаружи во внутрь, то есть проводили большую часть своего свободного времени в своих квартирах и домах, а с появлением благоустроенных территорий стали больше гулять. Когда первый раз мы посадили там розы, то очень много этих цветов было сорвано. Но на второй год уже не украли ни одного цветка. Это не потому, что у всех свои розы появились, а просто люди поняли, как плохо стало без цветов. Кстати, после этого в Арске появилось много заказчиков, которые стали обустраивать свои территории.

Тимур Касимов


Визитная карточка руководителя
Насыбуллина Лейла Риксовна
Образование: высшее экономическое и высшее специальное (садостроение)

Карьера: По окончании КФЭИ работала в минфине РТ, в момент перестройки организовала ООО, которое занималось продажей металлов, продукции нефтехимии. С 2000 года – гендиректор ООО "Ландшафт Плюс".