ДАЖЕ ЕСЛИ ГРЕЦИЯ ПОКИНЕТ ЕВРОЗОНУ, ЕЕ ПРОБЛЕМЫ НИКУДА НЕ ДЕНУТСЯ

Мировой финансово-экономический кризис привел на грань банкротства Грецию. Ее бросились спасать Евросоюз и МВФ, выделив стране 110 млрд. евро. Одновременно Евросоюз на экстренном заседании совета ЕС, в котором участвовали министры финансов 27 стран ЕС, принял решение о создании общеевропейского антикризисного фонда размером в 750 млрд. евро. Спасет ли это от исчезновения евро и от развала еврозону? Эксперты высказывают разные точки зрения.

РАСПАД ЕЩЕ НЕ СТАЛ НЕИЗБЕЖНЫМ, НО…

Вот что пишет в израильской деловой газете Globes экономист Майк Астрахан:

Двенадцать лет назад, когда было принято решение о создании еврозоны, я, в числе еще нескольких экономистов за пределами Европы, предсказывал, что в один прекрасный день этот блок развалится. Однако еврозона продержалась много лет. В результате стоимость распада еврозоны выросла до чудовищных размеров. Распад еще не стал неизбежным. Быстрые и точные действия всех членов блока и, прежде всего, европейского Центробанка, наверное, еще могут реабилитировать евро. Однако при медленной и неуверенной реакции многих игроков, в особенности – Германии, Греции и ЕЦБ, надежды, возможно, тщетны.

Чтобы понять, как еврозона очутилась в своем нынешнем положении, достаточно вспомнить несколько фактов. Так, несколько недель назад выяснилось, что финансовое положение Греции гораздо хуже, чем считалось. Начались неторопливые дискуссии… В конце концов, в дело вмешался международный валютный фонд, а Греция была вынуждена согласиться на режим строгой экономии. За это ей пообещали 110 млрд. евро в течение трех лет. На том этапе казалось, что Греции понадобится примерно 150 млрд. евро, при этом стоимость ее выхода из евро и списание долга была бы примерно такой же. Так что решение было легким. Если можно помочь и за те же деньги стабилизировать евро, почему бы и нет. Однако это, на первый взгляд, простое решение повлекло за собой неожиданные последствия.

СЛАБЫЕ ЭКОНОМИКИ ТОЖЕ ПОПРОСЯТ ПОМОЩИ

Пошли слухи, что слабые экономики Европы – Португалия, Ирландия и Испания – тоже просят помощи. Об Испании, например, говорят, что ей нужно около $400 млрд. Неужели это действительно так? В конце концов, эта сумма примерно эквивалентна внешнему долгу Испании. Тем не менее, испанскому правительству может понадобиться такая сумма, если вкладчики банков страны выведут свои деньги в лучшие банки, находящиеся в таких странах как Германия, Швейцария и США. В этом случае правительству придется вливать огромную ликвидность в испанские банки. Кроме того, может случиться, что испанские кредиторы, давшие правительству в долг, купив государственные облигации, решат не пролонгировать кредит, и это еще увеличит финансовые потребности правительства.

Конечно, ЕЦБ может профинансировать такие суммы под подходящее обеспечение. Или нет? Согласится ли на это глава ЕЦБ Жан-Клод Трише, который всего два месяца назад боролся с несуществующей инфляцией, ведь подобные вливания наличности означают запуск печатного станка? Наконец, какая сумма в самом деле нужна? Это никому неизвестно...

Если правительство Испании сможет скоординировать свои действия с Трише, и то же самое произойдет с Грецией, Португалией и Ирландией, возможно, найдется решение, не предполагающее распад еврозоны. Для евро еще есть позитивные сценарии, но шансы на спасение невелики.

План спасения Греции предполагает, что экономика в этом году сократится на 4%, в будущем году наступит улучшение, а в 2012 году начнется рост. Эти предположения излишне оптимистичны, вряд ли они реализуются. Поэтому правы греки и их профсоюзы, устраивающие демонстрации и забастовки против этого плана.

Похоже, что было бы лучше, если бы Греция вышла (или была исключена) из еврозоны, ввела бы временный или постоянный долговой мораторий и вернулась к национальной валюте, стоимость которой, конечно, будет ниже, чем ее эквивалент в евро. Короче говоря, Греция могла бы провести девальвацию, снизить процентные ставки и спровоцировать инфляцию. Конечно, она не может предпринять эти шаги, оставаясь в еврозоне.

Если Греция выйдет из евро, проблемы других слабых членов блока никуда не денутся, и, вполне возможно, что Германии (может быть, вместе с Францией) тоже лучше было бы уйти, спровоцировав окончательный распад блока…

ЕВРО НАДО СПАСАТЬ

Президент финансовой группы "Союз немецких сберкасс и банков" Хайнрих Хаасис также считает, что бюджетные проблемы Греции поставили под угрозу единство всей еврозоны. В интервью Handelsblatt банкир Хаасис потребовал, чтобы за финансовый кризис Греции ответственность несли именно те, кто способствовал его развитию.

— Станут ли немецкие сберкассы вносить деньги в фонд спасения Греции?

— Деньги должны вносить те, кто учил греков "подчищать" финансовую отчетность и помогал им брать кредиты "нетрадиционными" способами. Платить должны и те, кто заработал, играя на ожиданиях дефолта Греции. Ни к тем, ни к другим сберкассы отношения не имеют. В принципе же против инвестиций в государственные облигации стран еврозоны никаких возражений нет.

— Каково ваше мнение о последних шагах ЕС по обеспечению стабильности евро?

— Соответствующие структуры отнеслись к этому очень серьезно. Сейчас главное — позаботиться об укреплении доверия к нашей общей валюте и экономической эффективности еврозоны в целом. Ни у кого не должно возникать сомнений в том, что гособлигации стран ЕС абсолютно надежны.

— Ну а вы лично стали бы сейчас покупать греческие бумаги или же бонды каких-либо других проблемных стран ЕС?

— Я рассуждаю так же, как и любой другой инвестор: если есть уверенность в том, что вложенные деньги будут возвращены, то преград для инвестиции нет.

— Результаты последней встречи министров финансов "двадцатки" оказались довольно бледными. Не кажется ли вам, что момент для того, чтобы улучшить контроль за финансовыми рынками, упущен?

— Надежды на то, что уроки кризиса будут усвоены, тают. Политики завязли в дискуссиях общего характера об увеличении собственного капитала банков или же о введении нового антикризисного налога для всех банков подряд. Это неправильно. Необходимо бить по виновникам кризиса.

— В рамках "двадцатки" сталкиваются самые разные интересы. Способна ли она вообще сдвинуть с места проблему регулирования рынков?

— "Двадцатка" является историческим шансом создания политического противовеса глобальным финансовым рынкам. Если бы на этом уровне удалось прийти к единому мнению, то от регулирования не смог бы ускользнуть ни один финансовый институт. Сложность заключается в том, чтобы и договориться, и не похоронить положительные особенности каждой из отдельных стран…

 

По материалам Globes, Handelsblatt, k2kapital.com, РБК daily