О том, как делается рекламный бизнес сегодня, куда он будет развиваться, какова цена входа в этот бизнес, какие уроки пришлось извлечь из кризиса, что за история вышла с георгиевскими ленточками на баннерах Набережных Челнов – Фанис Харисов, руководитель крупнейшей в Закамье компании "РекламаЦентр".
ПОД КОНТРОЛЕМ ТРЕТЬ РЫНКА
Фанис Хамитович, РекламаЦентр является одной из самых крупных компаний, занятых в сфере наружной рекламы в Закамье, сегодня можно говорить о том, что вы занимаете доминирующее положение на рынке?
- Сказать, что доминирующее? Не знаю. Если говорить о рынке наружной рекламы, то здесь на самом деле, очень простая арифметика – в Набережных Челнах около 500 рекламных конструкций, из них 150 – наши. Больше чем у нас действительно ни у кого нет. Есть еще две-три фирмы, у которых около ста или чуть меньше конструкций.
- Какова география вашей деятельности сегодня?
- Раньше мы и в Москве работали, там объекты были. Сейчас в основном, география работы с корпоративными заказчиками простирается, скажем так, от Бугульмы и Казани до Нурлата. Кроме стандартных щитов 3 на 6, у нас есть суперсайт – единственный в городе, кстати; и экран светодиодный; и световые лайтбоксы на остановочных павильонах. Лайтбоксы сейчас только мы изготавливаем. Их не так много - чуть больше 30. Но мы планируем и дальше их устанавливать.
- Они пользуются популярностью у заказчиков?
- Не то, чтобы пользуются большим спросом, просто, когда есть свободное время и с тем, чтобы загрузить свое производство, мы делаем такие вещи. Они рассчитаны на перспективу, скорее. Я вот, сколько по Европе ездил, практически в каждом городе видел такие остановочные павильоны с рекламными поверхностями. Не везде есть щиты 3 на 6, особенно в старых городах, в Великобритании, Германии, например. Там сложно уже разместить щитовую рекламу и, наверное, запрещено даже, особенно в исторической части городов. А вот остановочные павильоны с лайтбоксами есть везде. И рекламу в основном размещают именно на них. Поэтому, думаю, рано или поздно мы все равно к этому придем.
НЕ ВСЕ ДЕЛАЕТСЯ РАДИ ПРИБЫЛИ
- Можете назвать компании, с которыми вам приходится конкурировать?
- Я, честно говоря, за конкурентами не очень слежу. И потом, они названия очень часто меняют. Видимо, друг друга перекупают, что ли? Сейчас вот какой-то Золотой город появился, я так предполагаю, эта фирма, которая прежде называлась "Онегин". Раньше было две фирмы – "Онегин" и "РекламаЦентр". А сейчас новые появились. Кто за ними стоит, не знаю. Объемы у них, конечно, не самые большие. И потом, в основном узкой направленности эти предприятия. Если щитовой рекламой занимаются, то только щитовой, если изготовление вывесок – только изготовлением вывесок. Не как мы, не универсальные. Мы же занимаемся и вывесками, и печатью, – практически всем, что касается рекламы вообще. Сейчас в городе таких предприятий точно нет. Онегин был единственным, кто более-менее был близок к нам по объемам, но, кажется, закрылся.
- Сегодня заказчики приходят к вам сами или, наоборот, вам чаще приходится участвовать в тендерах на их условиях?
- В тендерах, конечно, участвуем тоже. Но, в основном, у нас постоянные заказчики. Мы ведь давно уже на рынке работаем, нас знают корпоративные заказчики всероссийского масштаба, баинговые компании. С ними хорошие контакты. Да и всех местных клиентов тоже наверное, можно назвать постоянными.
НА ДОКРИЗИСНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕНЫ ВЕРНУТСЯ ЕЩЕ НЕ СКОРО
- Сейчас вроде бы экономика стала оживать. А цены на рекламу еще не пошли в рост? И как сильно просели цены в начальной стадии кризиса?
- В кризис цены, конечно, сильно упали. Когда спрос стал нулевым, мы даже размещали рекламу бесплатно, лишь бы только что-то повесить. А сейчас, когда свободных мест на хороших сторонах уже практически нет, можем себе позволить цены немножко увеличить. Уже рентабельность появилась. Но на докризисный уровень, я так думаю, цены вернутся еще не скоро. И вернутся ли вообще, не знаю. Потому что в тучные годы вообще какие-то шальные деньги были.
- Доля социальной рекламы сегодня у вас велика?
- По договору с администрацией города мы четыре раза в год размещаем социальную рекламу бесплатно – это Новый год, День Победы, Сабантуй и День республики.
- Каков сегодня штат работников и насколько сильно загружено оборудование?
- Сейчас у нас в штате около ста человек. Кризис, конечно, заставил нас серьезно ужаться. И оборудование простаивало. Если до кризиса оборудование (четыре станка широкоформатной печати) работало практически круглосуточно, то сейчас неполную смену. Но уже загрузка есть, есть чем занять людей.
- РекламаЦентр - это больше рекламная фирма, учитывая, какую долю рынка вы занимаете, или все-таки больше строительная?
- РекламаЦентр – это на самом деле, группа компаний. Есть подразделение, которое занимается только рекламой, есть фирма, которая занимается только строительством. Реклама в нашем бизнесе сейчас, наверное, превалирует. Потому что строительство сегодня упало очень сильно. До кризиса было наоборот. Сейчас мы начатые объекты пытаемся закончить, а новые объекты уже не берем - денег нет.
- Насколько я знаю, ваша компания занимается сдачей спецтехники в аренду. Эта услуга сегодня востребована?
- Техника должна работать. Если мы сами не строим, то хоть так зарабатываем. Зарплату ведь нужно платить механизаторам. Не сказать, что технику прямо вырывают из рук, но определенный спрос есть. У нас много хорошей техники, которой на самом деле не так много в городе – подъемники, экскаваторы. И механизаторы очень профессиональные.
- Еще один вопрос на строительную тему. Производство пластиковых окон, которое у вас есть, учитывая сегодняшний уровень конкуренции в этой сфере, рентабельно?
- Мы цех по изготовлению пластиковых окон запустили на самом деле для того, чтобы удешевить стоимость своих строительных объектов. И не объяснять другим фирмам, что мы хотим. Что нам нужно, то и изготавливаем сами.
- Рекламные коммуникации не стоят на месте, постоянно развиваются. Вы чувствуете конкуренцию со стороны других коммуникационных возможностей, к которым могут прибегать ваши клиенты, и таким образом уменьшать объемы наружной рекламы?
- Это же совершенно разные вещи. Есть фирмы, которые в большей степени ориентированы на телевидение, кто-то – на радио, есть компании, которые все сферы рекламы стараются задействовать. Конкуренции со стороны я не вижу пока. Но я так подозреваю, что Интернет рано или поздно к этому приведет. Но еще не скоро, наверное.
НЕАВРАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ В НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ НЕ БЫВАЕТ
- В авральном режиме часто приходится работать?
- Аврал в нашей работе практически постоянно присутствуют. У нас же как происходит? Клиент до последнего тянет, а потом приходит и говорит, что рекламу нужно было сделать еще вчера. Неторопливых заказов у нас нет практически. Клиентам всегда нужно, чтобы работа была выполнена срочно. Чтобы сегодня оплатил, а завтра реклама уже висела.
- Сегодня на какой период у вас уже есть распланированные заказы?
- Загрузки на месяц вперед, как было раньше, сейчас нет. Сегодня мы заняты, но если завтра заказчики не придут, на следующей неделе нам уже нечего будет делать.
- Сколько времени проходит на согласования, связанные с установкой рекламной конструкции?
- Новые конструкции у нас практически уже не появляются. Их ставить уже некуда. Мест в городе, которые были бы востребованы со стороны заказчиков и пустовали бы до сих пор, уже нет. Это, во-первых, а, во-вторых, уже года три все проходит через аукцион. Там такая сложная система – ты выбираешь место, куда хочешь поставить конструкцию, потом подаешь заявку, администрация устраивает аукцион. И не факт, что это место выкупишь именно ты, может, и кто-то другой забрать.
- Как вы думаете, в городах немиллионниках появится спрос на настоящие билборды?
- Один-то мы уже поставили. Они, конечно хорошо бы смотрелись в нашем городе, потому что у нас проспекты широкие. Но они дороги. Вот наша конструкция, которая установлена на улице Центральной, около трех миллионов рублей стоит. Там металла много. Да и по монтажу такие конструкции сложноваты. Нам кран даже пришлось в Альметьевске заказывать. Срок окупаемости у них очень большой, рекламу на таком билборде еще продать ведь нужно. У нас эта конструкция стояла год почти без картинки, не могли сдать.
- Как вы думаете, лет через десять рекламные конструкции будут выглядеть так же, как сейчас, или там вместо баннеров будут стоять гигантские мониторы?
- Я не думаю, что все щиты станут электронными. Большие изменения через десять лет мы вряд ли увидим.
- Какие инновации сегодня используют рекламные фирмы в своей работе?
- В щитовой рекламе сложно инновации какие-то использовать. Прислали картинку, повесил ее, и все. Единственное, сейчас мы начали использовать подсветку светодиодную. Она и экономичнее, да и к городским сетям не всегда есть возможность подключиться. То напряжения не хватает, то еще чего-то. В этих случаях ставим светодиоды, получается инновация какая-то, да? Сейчас в Москве и за рубежом много роллерных конструкций. Но они небольшие – не 3 на 6, а 2 на
ЦЕНА ВОПРОСА – МИЛЛИОН ЕВРО
- Можно ли говорить сегодня, что рынок наружной рекламы в Челнах уже устоялся?
- Да, безусловно. Он уже года три как устоялся.
- Какова цена вопроса для игрока, который захочет войти в этот бизнес?
- Смотря, какие цели он перед собой ставит. Для этого, во-первых, ему придется приобрести у уже работающей фирмы какие-то конструкции или целиком какую-то фирму. Чтобы предприятие стабильно генерировало прибыль, мне кажется, нужно вложить около миллиона евро.
- С какими надзирающим и контролирующими органами в своей работе вам приходится сталкиваться чаще всего?
- С администрацией естественно. Наш бизнес - он на виду. Это же не в гараже запчасти продавать какие-то. У нас повесил картинку, ее сразу все видят. Если кому-то что-то не понравилось или труба у конструкции проржавела, сразу начинают звонить, факсы присылать. У нас же город чистый и любое упущение сразу бросается в глаза. К тому мэр объезд города регулярно совершает. Он очень внимательно за этим следит.
- Есть какие-то стандарты, регламентирующие срок службы рекламной конструкции? У нас ведь нередко бывают случаи, что конструкции падают?
- Тьфу-тьфу-тьфу, у нас такого давно уже не было. Мы конструкции обновляем. Еще пару лет назад, у нас все конструкции были двуногие, сейчас все "одноногими" стали. Стандартизация произошла. У них срок службы не менее 10 лет. Еще не пришел срок, чтобы менять. Может быть, когда-нибудь придем к чему-нибудь. Возможно, обратно на две ноги перейдем (улыбается).
ГЕОРГИЕВСКИЕ ЛЕНТОЧКИ И СУДЫ С "ЧЕЛНЫ ЛТД"
- Не могу не спросить про эти пресловутые георгиевские ленточки, которыми вам пришлось завешивать щиты по указанию исполкома города. Вы наверняка, уже подсчитали сумму ущерба?
- Ну, ущерба большого-то не было, их же убрали достаточно быстро. Я боялся штрафных санкций со стороны заказчиков. Потому что они уже на эту тему начали говорить. Безусловно, убытки какие-то мы понесли, но я их считать даже не стал – не глобальные они были. За неделю нам могли выставить штрафов максимум процентов на десять от месячной аренды. И то это не все заказчики, а только те из них, которые не хотят понимать таких вещей. Катастрофы, в общем, не случилось.
- Еще одна животрепещущая тема – ваш конфликт с газетой "Челны ЛТД" по поводу построенного бизнес -центра еще не разрешился?
- Нет, не разрешился, мы судимся. В настоящий момент ждем результатов экспертизы по определению стоимости работ, выполненных нашим предприятием. "Челны ЛТД" ведь нам оплатило всего пять миллионов рублей. А рыночная стоимость построенного здания сегодня 150 миллионов рублей. Мы после сдачи здания по договору с ними должны были получить 58 процентов площадей в нем. Но как только мы узнали, что все 100 процентов они на себя оформили и не собираются нам ничего отдавать, мы подали в суд. Если наши площади не хотят нам отдавать, пусть хоть заплатят деньги! Если бы они отдали нашу долю нам сразу площадями, для них это было бы очень выгодно. Ведь потратив пять миллионов, получить половину такого роскошного здания – это просто шикарнейшее предложение! Я был уверен, что они будут меня благодарить всю жизнь. Но когда такое случилось, я был просто в шоке. Сейчас суд назначил по инициативе "Челны ЛТД" экспертизу, которая оценит стоимость строительства. Мы предъявили актов на выполненные работы на 75 миллионов рублей. Экспертиза пройдет, ну, допустим, в 75 миллионов не оценит, оценит в 70 миллионов рублей. Денег у них таких, конечно же, нет. Здание в данный момент арестовано. Если все нормально сложится, оно будет выставлено на продажу, и я планирую сам же его и выкупить. И затем распределить инвесторам в соответствии с договорами.
- То есть газете там места не найдется?
- В лучшем случае. Для меня в лучшем случае. Потому что поступили они очень некрасиво. На что они надеялись, я не понимаю. И для чего им нужно это было?
- Они же мотивируют тем, что вы нарушили сроки строительства
- Во-первых, не нарушил сроков строительства, потому что в договоре нет даже сроков строительства. В дополнительном соглашении есть пункт: срок сдачи работ -16 сентября 2009 года. А 15 сентября 2009 года я им написал, что прошу принять объект, потому что все построено. Все было сделано по правилам. Но даже если бы я нарушил сроки строительства, это же не означает, что платить не нужно! Для меня это загадка, логики их я не понимаю.
- Вы можете назвать проект, который вам хотелось бы осуществить, такую своеобразную розовую мечту?
- В последнее время обстоятельства так складываются, что мне приходится в судах очень часто бывать (смеется). Я хочу построить здание городского суда. На Западе они такие красивые, солидные. А у нас здание суда – это подъезд девятиэтажного дома. Так там все некрасиво! Рядом детская площадка, дети играют, и тут же подъезжает какой-нибудь "воронок" с подозреваемыми, с осужденными в наручниках – картина, конечно, не красивая. А вот построить новое солидное здание суда, может быть, на той стороне, где находится сейчас новый ЗАГС, это было бы, мне кажется, интересно!
ВСЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В КРИЗИС
- Какие уроки вы извлекли для себя из кризиса?
- Я считаю, что кризис – это полезная вещь. Для моего предприятия, по крайней мере. Произошла переоценка ценностей, и от некоторых непрофильных видов деятельности, от некоторых специалистов, которые не приносили большой пользы, мы освободились. Все проявляется в кризис. Когда все хорошо, когда денег много, этого как-то не видишь. А в кризис и производство перестроить можно, и трудозатраты уменьшить, и дальше уже начать как-то планировать свою деятельность по-другому. Поэтому, я считаю, что кризис пошел нам только на пользу. Еще один аспект мне тоже хотелось бы отметить. Я в тучные годы жил в квартире в 400 квадратных метров, четырехуровневой. Как кризис начался, я понял, что это мне не нужно. У меня семья не многодетная, чтобы жить на такой большой площади, ее просто не используешь. Сейчас переехал в малогабаритную обычную квартиру. И считаю, что это не хуже. А даже как-то к членам семьи стал ближе, не ходишь, не ищешь по квартире родственников (смеется). Такая вот глобальная переоценка ценностей произошла.
- У вас есть какие-то увлечения, хобби?
- В футбол играю со старыми товарищами.
- В соревнованиях участвуете?
- Да нет, в нашем возрасте особо быстро не побегаешь. С животами, в основном, все дяденьки, поэтому занимаемся для себя…
- Вы являетесь депутатом горсовета. Как оцениваете сами свою работу - задачи, которые ставили перед собой, когда шли на эту должность, выполнили?
- Я считаю, что да. В нашем депутатском корпусе много специалистов из разных отраслей. Так сложилось, что каждый смотрит за своей сферой. Нельзя сказать, что лоббирует, но старается внимание обращать на то, в чем разбирается. Например, строители пытаются строительный бизнес урегулировать как-то, я со своей стороны рекламные вопросы стараюсь решить. В частности, налогообложение рекламы стало более мягким. Согласно новому налоговому законодательству коэффициенты вмененного налога принимаются на местах. Нам удалось добиться приемлемого уровня этого коэффициента. А в первый год, как его ввели, он был просто неприемлем для всех операторов рекламного рынка. Нам коэффициент поставили, как на Красной площади в Москве! Мы должны были платить за квадратный метр около 30 тысяч рублей! Это было просто нереально. Поэтому пришлось этот вопрос решать. В итоге для предпринимателей коэффициент стал подъемным, налог соответственно стал поступать в бюджет.
- Вы планируете баллотироваться на следующих выборах в органы местного самоуправления?
- Как партия скажет (смеется). Если серьезно, то подумываю над этим. Я же все пять лет работал в своем округе. Большая работа проведена. Правда, округа сейчас укрупняются.
Асхат Идиятуллин
фото автора
Визитная карточка руководителя Харисов Фанис Хамитович
В 1979 году, окончив среднюю школу, поступил в казанский инженерно-строительный институт. Получил квалификацию инженера-строителя.
В 1984 году начал трудовую деятельность в елабужском управлении механизированных работ в должности мастера.
С 1989 года работал в производственном объединении "ЕлАЗ" в должности инженера- проектировщика отдела генплана.
В 1991 году переехал в Набережные Челны, перешел в АО "КАМАЗ" ведущим инженером архитектурно-планировочной мастерской фирмы "КАМАЗархдизайн".
В 1997 году организовал производственное предприятие ООО "Архи", занимающееся проектированием и изготовлением конструкций для наружной рекламы.
С 2001 года директор предприятия "РекламаЦентр".
С 2005 года является депутатом городского совета муниципального образования город Набережные Челны, членом фракции Единая Россия
Женат, имеет сына и дочь.
ООО "РекламаЦентр"
Справка о предприятии
Основано в 1996 году на базе набережночелнинского филиала союза архитекторов России. До 2001 года фирма носила название ООО "Архи".
В июне 2000 года произошло объединение ООО "Архи" с КУП "Реклама", в связи с этим, в январе 2001 года, создано новое предприятие – "РекламаЦентр".
В настоящее время ООО "РекламаЦентр" является крупнейшим предприятием в регионе, специализирующимся на производстве всех видов наружной рекламы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.