Когда-то советское кино приносило государству огромные прибыли. Даже при том, что 55% дохода шло в госбюджет, денег хватало, чтобы финансировать производство сотен игровых, документальных и мультипликационных фильмов каждый год, да еще содержать убыточные студии в национальных республиках.

Телевидение тогда показывало мало чего интересного, да и техническое его воплощение оставляло желать лучшего (цветной телевизор до середины 80-х годов был экзотикой), так что конкурентов кинематографу не было. В особой рекламе кино не нуждалось. Когда показывали кассовые хиты — «Фантомаса», гайдаевские комедии, «Пиратов XX века», каких-нибудь «Новых центурионов» (был такой американский фильм, весьма средний, как мы теперь понимаем, но народ рвался) — никакой рекламы не требовалось. Достаточно было объявлений и слухов.

Сейчас и кино, и зритель — совсем другие. Нынешний американский продюсер, планируя фильм, исходит из того, что основная масса кинозрителей — это цветные подростки, преимущественно неграмотные. Поэтому и пошли в ход комиксы — разнообразные «Халки», «Люди-пауки», «Трансформеры» и прочее подобное. Хотя в России комиксы не в чести — у нас система образования, несмотря на все усилия некоторых реформаторов, до сих выпускает по-настоящему образованных людей, которые после выхода из возраста рассматривания «Мурзилки» к комиксам никогда более не прикасаются, — но американские фильмы - комиксы пользуются успехом.

Судя по цифрам, в России с кинопрокатом вообще всё хорошо. Правда, не с нашими фильмами. Хотя о бщая касса кинопроката в России в 2007 году выросла на 37% по сравнению с 2006 годом (собрали более 560 млн. долларов), на российское кино из этих денег приходится лишь 25%.

Казань, если кто не знает, — передовой город России по насыщению кинотеатрами. По данным известной компании Невафильм Research, уже к началу 2007 года Казань занимала первое место по количеству кинозалов среди городов с миллионом и более жителей — 3,95 кинозала на 100 тыс. жителей. После идёт Москва (2,77) и Санкт-Петербург (2,53). Об остальных и говорить нечего.

Это ещё далеко от городов Европы, где в среднем на 100 тыс. жителей приходится 8 кинозалов, но для нас — это уже состояние насыщения. Оно было достигнуто ещё во время празднования 1000-летия Казани, но с тех пор посещаемость кинотеатров увеличить не удалось. Настоящая цифра наполняемости залов — конечно же, коммерческая тайна, но по экспертным данным она ниже, чем по России в среднем (по данным Федерального агентства по культуре и кинематографии — 40–45%), и составляет 15-20%. При этом в ходе реконструкции торгового центра «Южный» новый собственник собирается снабдить его шестью(!) кинозалами. Об этом поведал один из совладельцев «Кастро Инвеста» (компании, которой принадлежал «Южный»), первый заместитель гендиректора ЗАО «Татгазинвест», депутат Госсовета РТ Камиль Абдуллин. И это должно произойти не позже чем через два года.

Как же казанские кинотеатры собираются выживать в таких условиях?

Если говорить о российских фильмах, то считается, что реклама обеспечивает до 40% успеха, при условии, что рекламный бюджет обычно равен стоимости производства, и уж никак не менее 0,5 млн. долл.

Есть, однако, и другие мнения. Как сказал в последнем воскресном эфире РБК-ТВ (программа «Сфера интересов») актер театра «Квартет И» и продюсер Ростислав Хаит: «Все агентства, все специалисты по рекламе, по-моему, полная туфта… На рекламу «Дня радио» вместе с печатью копий было потрачено 1,5 миллиона долларов, на «День выборов» — 3. Я не исключаю, что если бы на «День выборов» был потрачен 1, а на «День радио» — 0,5 миллионов, ничего бы не изменилось».

Но это мнение — крайность. Очевидно, что в условиях явного, и к тому же увеличивающегося насыщения кинорынка без рекламных кампаний не обойтись. Придётся что-то придумывать.

Пока казанские кинотеатры яркой фантазией не отличаются. Все они действуют примерно одинаково. Как рассказала мне сотрудница отдела маркетинга «Корстона» Валентина, «мы не размещаем собственную рекламу на телевидении, потому что это слишком дорого. Основные фильмы и так рекламируются по центральному телевидению, и нам этого достаточно». Действительно, увидеть рекламу казанских кинотеатров на ТВ можно не часто.

Телереклама — самый эффективный вид рекламы, но и самый дорогой, поэтому казанские кинотеатры довольствуются рекламой самих фильмов, которую размещают прокатчики на центральном ТВ, в надежде, что посетитель забредет посмотреть фильм, на который он обратил внимание, именно в данный кинозал, а не в другой. Поэтому цель рекламной кампании кинотеатра — сообщить о прокате в нём фильма. Для этого используются буклеты, афиши, реклама в глянцевых журналах — как платных, так и бесплатных, — иногда наружная реклама.

Но главное рекламное оружие — Интернет. «Мы сотрудничаем с интернет-сайтами, размещающими рекламу фильмов», — говорит Валентина. Главный из этих сайтов — «Киноафиша» (http://www.kazan.kinoafisha.info/). Как и многие казанские кинотеатры, это не собственно казанский сайт, а сетевой, работающий на Москву, Санкт-Петербург и ещё 15 городов, в том числе и Казань. Поскольку основные посетители кино — это молодые люди до 30 лет, то естественнее всего привлекать это Интернет-поколение именно через Сеть, поскольку первое движение современного молодого человека, желающего что-то узнать, — это в неё залезть.

Пока этого хватает. Но, скорее, ненадолго. Помимо неизбежного увеличения количества кинозалов в Казани, а стало быть, резкого обострения конкуренции, у кинозала есть мощный соперник — домашний кинотеатр, который вот-вот перейдёт на новый формат Blue -ray . В сочетании со скоростным Интернетом, который становится всё более доступным, это будет опасный конкурент, с которым кинотеатрам придётся вести серьёзную борьбу. Пока схватка эта идёт в основном по линии увеличения и усиления спецэффектов, но когда дома можно будет получить точно такой же результат, всё равно придётся придумывать что-то новое.

Полагаю, что это новое будет лежать совсем не в плоскости объёмного звука, изображения и сказочных спецэффектов, а совсем наоборот.

Но это уже — другой разговор.