Забавный рассказ о создании в 17-18 веках концепции португальской истории. Отрывок взят из "Истории Португалии", написанной бывшим салазаровским министром образования Жозе Сарайва. Неплохо иллюстрирует процесс создания истории в отдельно взятой стране.

 

 

 

Все писатели без исключения искали темы для творчества в ушедших временах. Самым важным произведением, в котором проявилась эта любовь к истории, стала "Лузитанская монархия", состоящая из восьми частей, которые были опубликованы в течение – с 1597 по 1729 годы. Это первое большое издание португальской истории после "Всеобщей хроники Королевства", которую Фернан Лопиш составил в первой половине XV века.

 

Наиболее выдающиеся части произведения написаны монахом Антониу Бранданом, который обладал истинным талантом историка и которому португальцы в значительной мере обязаны знанием истории ранних царствований .

 

Но самыми выразительными книгами являются две первые части, написанные монахом Бернаду ди Бриту. Его повествование берет начало еще до сотворения, тогда, когда мир был всего лишь задумкой в мыслях Создателя. Само существование Португалии входило изначально в замысел Бога (из чего следует, что существование независимой страны является не исторической случайностью, но составной частью Божественного плана по сотворению мира). Бог спустился на землю, чтобы создать новое государство и сам беседовал об этом с Афонсу Энрикешем в Оурики.

 

Бернарду ди Бриту хорошо знал, что любая история должна быть основана на источниках, но и здесь так же, как в литературе, нормальный порядок был перевернут: исторический труд потребовал создания документов, а не документы создавали историю. Для обоснования своего повествования Бернарду ди Бриту старательно составил соответствующие источники. Наиболее известной из таких фальсификаций являются "Акты кортесов в Ламегу" - официальное подтверждение чуда в Оурики и юридическое обоснование португальской независимости.

 

В течение XVII и XVIII веков ни один подлинный документ не получил в Португалии такой известности, как эта подделка, которая рассматривалась как своего рода Великая хартия древних португальских свобод. В 1820 году народный судья Лиссабона, призванный приветствовать Конституцию, которая революция намеревалась издать, ошибся и крикнул: "Да здравствуют кортесы в Ламегу!".

 

 

 

На выходе мы имеем следующее (подчеркну, что это, так сказать, мейнстримный рассказ):

 

1. В стране-первопроходце морской и колониальной экспансии примерно полтора века никто особенно не занимался разработкой собственной истории.

 

2. История ранних королей Португалии (12-14 века) стала известна в подробностях португальцам почему-то в 17 веке.

 

3. Создание концепции собственной истории сопровождалось энергичным производством фальсификатов в ее подтверждение.

 

P.S. Кстати, считается, что большая часть первоисточников о португальских плаваниях эпохи Великих открытий погибла во время знаменитого землетрясения в Лиссабоне в 1755 году.

(cherniaev.livejournal, 03.06.10)