"ХАЛЯЛЬНОЕ ДЕЛО" ВЫШЛО НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. ЧАСТЬ 2-Я

Конфликт вокруг маркировки "халяль", вспыхнувший в республике по инициативе компании "Эссен Продакшн АГ" Леонида Барышева, вызвал большой резонанс в мусульманском мире. Целый ряд исламских порталов подали новость об этом как главную тему дня. Ситуацию официально прокомментировал представитель совета муфтиев России. Тем временем, вчера УФАС РФ по РТ перенес время принятия решения о возбуждении "халяльного дела" на неопределенный срок.

Напомним, конфликт начался после того, как  компания "Эссен Продакшн АГ" (торговая марка "Махеевъ") направила заявление в УФАС по РТ с требованием запретить казанскому жировому комбинату, входящему в группу "Нэфис", выпускать майонез с маркировкой "халяль". С точки зрения елабужского производителя,  майонезов, не соответствующих традициям ислама, не существует. А значит, считают в Эссен Продакшн АГ, маркировка дает КЖК необоснованное  конкурентное преимущество.

Вчера истек двухмесячный срок с момента подачи заявления, в течение которого УФАС РФ по РТ должен был принять решение о возбуждении дела (или отказе в его возбуждении). Тем не менее, как сообщили нам в пресс-службе антимонопольного ведомства, этот вопрос продолжает рассматриваться.

Тем временем к конфликту подключился и совет муфтиев России. Директор центра стандартизации и сертификации "халяль" совета муфтиев России (Москва) Жафар Азизбаев, комментируя ситуацию порталу Islamrf.ru, призвал  различать каноническое и юридическое понятие "халяль":  

- Первое означает, что все, что не является запретным, является халяльным, в том числе и гвозди. А "халяль" в юридическом смысле предполагает соответствие строгим международным и российским нормам.

Так, в России с 2002 года действуют международные стандарты "халяль" из свода стандартов Кодекс Алиментариус, которые обязывают заявителя подтверждать (сертифицировать) заявляемое свойство продукции "халяль" на соответствие требованиям религиозных органов. Эти требования, в частности, изложены в стандарте совета муфтиев России "Халяль-ППТ-СМР", такой же стандарт есть и в Татарстане.

Сертификация является добровольной, а ее нормы определяются в соответствии с федеральным законом о техническом регулировании и системами добровольной сертификации "халяль" (совета муфтиев России, ДУМ РТ). Сертификат "халяль", также как сертификаты РОСТ, ГОСТ и другие, является подтверждением соответствия качества товара заявленному.

По словам Азизбаева, сегодня в Индонезии и некоторых других странах исламского мира более 80% всего объема реализуемой населению продукции сертифицировано по стандарту "халяль": продукты питания, бытовая химия, косметика, медикаменты и т.д. И российская промышленность также идет по пути все более широкой сертификации "халяль". В России уже производятся и экспортируются в мусульманские страны дезодоранты, сухое молоко, супы быстрого приготовления под маркировкой "халяль".

Учитывая широту списка товаров, которые сегодня подлежат сертификации, "халяльное дело" может иметь большое прецедентное значение. Запрет маркировки "халяль" в Татарстане вполне может вызвать цепную реакцию и поставить под удар всю халяль-индустрию в России.

Особую же пикантность происходящему придает то, что скандал как назло разгорается в те дни, когда в Казани одно за другим проходят мероприятия, призванные сблизить республику с исламским миром: международная выставка-ярмарка халяльной продукции KAZANHALAL-2010, международный саммит исламского бизнеса и финансов KAZANSUMMIT 2010, а также IV фестиваль исламской молодежи.

«БИЗНЕС Online» продолжит следить за развитием событий.

БИЗНЕС Online