Материя первична, сознание вторично,
Ну, а мне-то лично все это безразлично…
(студенческое) 

Разрушительные  эмоции (раздражение, подозрение, страх  и т.п.) – симптомы разделенного восприятия реальности, когда концы с концами не сходятся и не хватает мужества додумать ситуацию до конца. Такого рода эмоциональные реакции неизбежны, пока человек еще не определился – что же у него самого в "базисе" и в "надстройке", что для него первично, а что вторично. Есть ли в экономике что-то такое, что находится за гранью добра и зла?

("Ну, это … за гранью добра и зла" - любимая присказка Гайдара, когда он впервые во второй половине 80-х появился в Казани и выступал в узком кругу лекторов общества "Знание"). Вполне ли достаточно для полноценной человеческой жизни производимых материальных благ или вам не хватает и надо добавить еще? Где грань между разумным сотрудничеством и использованием другого в качестве средства реализации своих интересов? Если такого рода вопросы вызывают лишь ухмылку, то мы пока еще только в процессе естественного отбора для человеческой экономики.

Раздражение – это когда не хочется вылезать из привычной "комфортной" колеи  представлений, даже если они явно не первой свежести и, что называется, "попахивают". Массовое сознание просто одержимо раздражением на несуразные действия и бездействия экономических и всех прочих властей. Под влиянием кризиса оно превысило эпидемический порог, и теперь – что бы власть ни предпринимала, все ее действия укладываются в известную формулу "что ни делает дурак (а также вор-коррупционер и т.п.) – все он делает не так". Под это, по закону больших чисел и централизованных действий с массовыми последствиями, подпадают даже единичные благонамеренные акции, например, раздача жилья ветеранам. Ни одна из антикризисных мер в этот разряд так и не попала – заливали пожар керосином, т.е. любимые банки и корпорации - ликвидностью. 

Типичный пример "оборонительного"  аргумента делового человека, основанного  на здравом смысле – ну что может поколебать доллар, ведь он опирается на мощь самой сильной экономики?! (Подставьте в эту "душеспасительную" формулу рынки или банки, коррупцию или инновации, – возьмите что угодно из существующего "применительно к подлости" порядка вещей в экономике, - и на дисплее вашего "бортового ПК" (на экране рассудочного сознания) появится типовой набор аргументов применительно к той же подлости). Понятно, откуда растет такой здравый смысл: на фоне самой больной экономики, обладающей хотя бы подобием валюты, российская экономика и валюта – просто никакие. При таком качестве управления (не определена база – "куда рулим", для чего и на какого "дядю Сэма"?) любая экономика станет никакой. Она теперь даже не сырьевая, а долговая, причем, не только и не столько в финансовом смысле (формально – по уровню госдолгов РФ даже "благополучна" на фоне стран-банкротов), а в прямом натуральном смысле пожирания ресурсов будущих поколений – своих детей и внуков. Деловой человек, худо-бедно, видит экономическую реальность не хуже других и понимает, что рубль – это не валюта, а лишь "квиток", причем, ненадежный и никем не гарантированный, на получение более авторитетной валюты. Какой – определят биржевые спекулянты, а в последнюю очередь, "задним умом" и применительно к подлости – ЦБ.

Раздражение в экономике это индикатор негибкости и неадекватности управления – самим собой и своим бизнесом. Оно проявляется обычно в извращенной форме – как недовольство качеством управления органов власти, партнеров и т.п. – ответственность проще сбросить на других, чем принять на себя. Негативный обмен энергиями между уровнями управления материализуется в виде взяток, "откатов" и других форм экономической реализации системной коррупции. Освобождение от этой химеры сознания начинается с попытки взять ответственность за Жизнь на себя, не спихивая ее на прочих, себе подобных.  

Подозрение в манипуляции, подозрение в "утопии" или манипуляции "духовкой" - этим нынче грешат многие, от политиков разного калибра до священнослужителей разных конфессий, не говоря уже о сектантской и шаманской самодеятельности.

Механизм  манипуляции путем возбуждения  эмоций и последующего массового  "съема" энергии хорошо виден  на примере современного "теле-бизнеса". Ощущение пустоты и бессмысленности  возникает именно потому, что из потока информации (неважно – развлекательной или "интеллектуальной") изымается стержень ("вертикаль") осмысленных знаний. Несущая частота видеоинформационного потока выбирается таким образом, чтобы постоянно поддерживать необходимое эмоциональное возбуждение и управлять вниманием. Но телешоу – это лишь гротескное отражение той "ярмарки тщеславия", в которую превратился современный "перезревший" рынок. 

Подспудный страх – самый "непреодолимый" барьер на пути к адекватному восприятию экономики жизни. Никто не избежал соблазнительного аргумента – "Да, я-то сам готов, но … у меня ж семья, ее кормить надо". Представьте, какой пищей мы вскармливает семью, рассуждая таким образом… Западные психоаналитики, говорят, насчитали примерно полтораста фобий, распространенных среди цивилизованных людей. Не стану развивать эту тему – достаточно того, что представлено в последних комментариях. Отмечу лишь, что, на мой взгляд, многого стоит позиция (фактор страха) и признание  человека, прошедшего на заре рыночных реформ "правоохранительную мясорубку" за то, что сподобился первым по делу и легально применить инновационный рыночный инструмент в финансовой сфере. С этим инструментом потом побаловались многие (но оказались неподсудны), а первая порция страха досталась одному –  и не всякий достойно пройдет такие уроки экономики жизни. Впрочем, каждый вправе судить по своей мере. 

Симптоматику эмоциональных реакций (для самодиагностики своего способа восприятия экономических реалий) хорошо проследить на примере модной темы "исламской экономики", точнее – "исламских финансов". И дело даже не в том, что "исламские финансы", на практике (в отличие от изначально благородных замыслов) сводятся к "исламскому банкингу", который на 99 процентов является лицемерным "симулякром", сконструированным на базе замаскированного ссудного процента. Отличить на практике людей, профессионально использующих финансовые ресурсы во благо себе и другим, от тех, кто научился ловко маскировать механизм наживы через "рост", не так уж сложно. Есть несколько простых критериев, которые безошибочно вскрывают эту ложь. Например, "математический": по условиям сделки геометрическая и арифметическая пропорции уравниваются в правах, что позволяет первой с удовольствием "съесть" вторую (кредитор гарантированно и кратно пожирает имущество заемщика, на которого переложил обманом свои риски).

Можно еще проще: посмотреть партнеру в  глаза или вспомнить проверенный  собственным опытом "анекдот" от А.Сергеева ("Александр ЛТД") – "Мужик взял в кредит рубль под залог топора" и т.д. И не нужно далеко ходить за примерами - по сути каждый день этот спектакль разыгрывается во взаимоотношениях казанского бизнеса с казанскими банками, только "режиссеры" и выгодополучатели разные (иногда бизнесу удается надуть банки). И разве формальное открытие в банке "исламского окна" и организация "шариатского Совета" способны сами по себе изменить в партнерах то, что укоренилось внутри и определяет их доверие и деловое поведение?

Все это – азбучные истины из учебника экономики жизни. Но что толку  от учебника, если ты смотришь в книгу, а видишь фигу? Надо же сначала настроить свой главный рабочий инструмент – способ восприятия.

29.06.2010

 

Рустам Курчаков – кандидат экономических наук, генеральный директор консалтинговой компании "ТАУ"