В РЕСПУБЛИКЕ ДВЕ  ТЫСЯЧИ ЧЕЛОВЕК, СДАВ СТАРЫЕ АВТОМОБИЛИ, ВЫНУЖДЕНЫ ЖДАТЬ, КОГДА ДИЛЕРЫ ВЫПОЛНЯТ ОБЕЩАНИЯ 

Сегодня в кабмине РТ были озвучены итоги первого этапа программы утилизации автомобилей в Татарстане. Из семи с половиной тысяч участников жителей республики получили сертификаты в обмен на старые машины около 5 тыс. человек. Остальные все еще ждут своей очереди – допинг для авторынка в виде программы оказался настолько сильным (рост авторынка составил 45%), что машин на всех желающих не хватает. При этом возникли серьезные проблемы с утилизацией старых машин – оказалось, компании-утилизаторы, разобрав их на части, не знают, что делать дальше. 

МАШИНУ ПРИДЕТСЯ ЖДАТЬ ДО СЕНТЯБРЯ

Как рассказала на брифинге замминистра промышленности и торговли РТ Гульнара Ахмадеева, в Татарстане из 40 официальных дилеров, вошедших в перечень минпромторга России для участия в госпрограмме по утилизации старых автомобилей, работают 28. Такие марки как Chevrolet, Kia, Nissan, Toyota, по словам замминистра, участия в программе не принимали.

За период с 8 марта по 24 июня этого года в республике было выдано более семи с половиной тысяч свидетельств об утилизации автомобилей, вышедших из эксплуатации. При этом продано и передано покупателям чуть более пяти тысяч машин. Ожидают получение своего  автомобиля в настоящее время около двух с половиной тысяч участников программы.

Согласно приведенной  Ахмадеевой информации, в Татарстане почти 88% владельцев сертификатов покупают автомобили производства АвтоВАЗа. Российская статистика по выданным сертификатам в процентном соотношении в этом смысле немного отличается от татарстанской. Из представленного минпромторгом России 200-тысячного лимита сертификатов, более 161 тыся. покупателей предпочли продукцию АвтоВАЗа (более 80%), более 10 тыс. купили Renault  (более 5%). За руль автомобилей других марок предпочли сесть 28 тыс. автолюбителей (около 14%).

Об эффективности действия утилизационной программы может говорить тот факт, что за пять месяцев текущего года, производство легковых автомобилей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросло в России на 65%. Рост мог бы быть еще выше. Но из-за нехватки имеющихся мощностей на автозаводах, оказавшихся не готовыми к резкому росту спроса на автомобили по утилизационной программе, в настоящее время, практически повсеместно наблюдаются срывы сроков передачи машин покупателям.

По словам заместителя директора казанского автосалона "КАН-Авто" Сергея Чернова, полностью рассчитаться с клиентами его компания рассчитывает к 10 сентября этого года. Предварительных договоров, по его словам, на сегодня, заключено 1982. Как рассказал Чернов, что с мая этого года АвтоВАЗ для того, чтобы спланировать производство автомобилей по моделям, по цветам и комплектациям требует от дилеров заключить соглашение с клиентами, желающими купить машину по программе утилизации, предварительный договор. Информация по необходимой клиенту модели, цвету и комплектации поступает на завод и после изготовления машины она отгружается именно в тот дилерский центр, который и заключил договор.

- Мы рассчитываем, что с клиентами сможем рассчитаться до 10 сентября 2010 года. На АвтоВАЗе в настоящее время ощущается очень жесткий дефицит фар и стеклоподъемников для "Калины". В Тольятти эту проблему обещают решить до 20 июля" - сказал Чернов.

Также, по информации Чернова, пока в стране никому из автодилеров не оплачены транспортные расходы на перевозку утилизируемых машин.

ЧТО ДЕЛАТЬ С РАЗОБРАННЫМ АВТОМОБИЛЕМ?

Между тем в республике разборкой старых машин занимаются четыре предприятия-утилизатора. Они имеют лицензии на право работы с отходами 2-4 классов опасности - это Булгар-АвтоВАЗ, Татвторчермет, Sollers-Набережные Челны и Экоресурс. Эти предприятия разбирают и передают в переработку старые автомобили, что позволило расширить республиканский рынок вторсырья - рассказала Ахмадеева. Большая часть машин,  по ее словам утилизируется в Булгар-АвтоВАЗ. Всего с начала действия программы здесь было принято в переработку 6276 автомобилей (от дилеров АвтоВАЗА - 5824). Однако, далее выяснилось, что переработчики не знают, что делать с разобранными на автомобилями.

Вадим Максимов - генеральный директор "Булгар-АвтоВАЗа" поднял на брифинге тему дальнейшей судьбы вторсырья, отметив, что в Татарстане очень слабо развит вопрос переработки вредных и опасных отходов. Он особо подчеркнул: не утилизации, а именно переработки. Он сказал, что сегодня упор в республике делается на расширение полигонов для хранения. "Наши отходы отсортированы по видам, и мы готовы платить за их переработку и перевозку. Однако возможности у нас есть только для размещения и хранения. Все лицензированные в республике предприятия занимаются сегодня только хранением, - сказал гендиректор Булгар-АвтоВАЗа.

Далее он привел такие цифры - в среднем, после разборки машины получается 25,4 кг стекла, 683 кг металла, 50 кг шин и РТИ, 24 кг пластмассы, 13,3 кг аккумуляторных батарей, 5 кг топлива и почти столько же масла. "Это самые проблемные отходы, которые у нас образуются. Как вы сами понимаете - наши доходы - это металл и аккумуляторы. За все остальное платим мы. Самая огромная проблема на сегодняшний день  - это утилизация поролона".

По словам Максимова за утилизацию одной тонны поролона его организация платит 60 тыс. рублей. "Это очень много! Шины мы сдаем в Набережные Челны, на предприятие "Экойл" и в фирму "Экотрейд" в город Киров. В Кирове шины дробят в крошку и используют при укладке асфальта. Мы обращались в Татарстане к дорожникам, даже готовы были поставить за свой счет дробильную установку, чтобы только крошку эту у нас дорожники брали. Но они категорически отказываются, говорят, что у них нет формулы и ссылаются на ГОСТы, действующие с брежневских времен.

Максимов предложил заняться созданием бизнеса, которые целенаправленно занимался бы переработкой опасных отходов, предложив даже для этих целей не только предоставить 7 га земли на территории своего предприятия, и пообещал сам вложиться в этот бизнес.

Асхат Идиятуллин