ДО ПОЛОВИНЫ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЗОЛОТА В ЮВЕЛИРНЫХ МАГАЗИНАХ ТАТАРСТАНА СОСТАВЛЯЕТ ПРОДУКЦИЯ, ВЫПУЩЕННАЯ В ОБХОД ЗАКОНА, УТВЕРЖДАЮТ ЛИДЕРЫ ОТРАСЛИ

Вчера на VIII специализированной выставке "ЮвелирЭкспо. Казань" была озвучена шокирующая информация: от 30 до 50% изделий из золота в магазинах Татарстана составляет контрафакт. Такую оценку ситуации дал Флун Гумеров - президент Алмаз-холдинга - одного из лидеров отрасли. Его мнение разделяют и регуляторы рынка – так, по словам Ларисы Межениной - начальник Волго-Вятской государственной инспекции пробирного надзора, контрафактной продукцией заполнены не только мелкие ювелирные лавки, но и магазины с солидными вывесками в торговых центрах. 

СПРОС ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ, НО ЕГО УДОВЛЕТВОРЯЕТ КОНТРАФАКТ

В специализированной выставке "ЮвелирЭкспо. Казань", проходящей на Казанской ярмарке принимают участие более 200 компаний. Год назад их было на 50 больше, однако, участники выставки считают, что это вовсе не показатель ухудшения ситуации в отрасли. Напротив, производители и продавцы ювелирной продукции отмечают, с начала года отмечается рост продаж и восстановление потребительского спроса.

Сейчас многие ювелирные компании беспокоит другая проблема – рынок заполнен контрафактной продукцией – то есть не прошедшей проверку в пробирном надзоре. Эта тема стала центральной на пресс-конференции, которую дали вчера руководители нескольких компаний и инспекции пробирного надзора.

Первым тему поднял Флун Гумеров – президент ювелирной компании "Алмаз-холдинг".

- От 30 до 50 процентов ювелирной продукции в Татарстане – контрафакт! – заявил он. - Его легко распознать по цене. Если вы приедете на бензоправку и вам предложат бензин за полцены, станете ли вы его покупать? – спросил участников пресс-конференции Гумеров. -  Мы пытаемся противостоять контрафакту, пытаемся узаконить рынок ювелирной продукции, но сделать это непросто. Чтобы открыть собственное ювелирное производство, предпринимателю необходимо иметь от 5 до 10 млн. рублей. Если у производителей, торгующих золотом на базарах и в подвалах, есть деньги на дорогой ювелирный товар, почему они не могут открыть нормальный магазин, контролируемый госорганами?

Лариса Меженина - начальник Волго-Вятской государственной инспекции пробирного надзора, добавила, что контрафакта достаточно не только в подвалах, но и в крупных торговых центрах. В целом,  большой процент контрафактной Меженина связала с несовершенством законодательства РФ и менталитетом российских бизнесменов. В частности, по словам Межениной, недавно были ограничены полномочия пробирного надзора. Кроме того, мало кто из бизнесменов обращает внимание на запрет на выносную торговлю ювелирными украшениями.

В Татарстане, по словам Межениной, только 8% предпринимателей, занимающихся ювелирным бизнесом, подают данные о своей деятельности в государственную инспекцию. Для сравнения: данные о своей деятельности в государственную инспекцию в Нижнем Новгороде подают 77% предпринимателей, связанных с ювелирным бизнесом.

Сложившуюся ситуацию газете  «БИЗНЕС Online» прокомментировал Андрей Волчков - коммерческий директор ювелирного завода "АЛМАЗ" (дочерняя организация ЗАО "Алмаз-Холдинг.Казань"):

- Ювелирная промышленность очень тонко чувствует все подводные камни рынка. Сейчас появилось много контрафакта, потому что очень много маленьких компаний. Все-таки это не очень хорошо, золото и драгоценные камни надо проверять! Чем больше мелких производителей, тем выше шанс купить недоброкачественную продукцию.

В Казани, до того как появилась государственная пробирная инспекция, мелкому производителю было невыгодно ездить в Уфу, чтобы сделать апробацию своего товара. Представляете, вот он произвел заказ на пять тысяч и на пять тысяч ему нужно сделать апробацию. Наверное, предприниматель не поедет, а будет вынужден обмануть, поставив поддельное клеймо.

ЗОЛОТО КАК БЕТОН

Введение акциза на предметы роскоши, который предлагает ввести минэконразвития РФ, по мнению специалистов ювелирной отрасли, также может привести к увеличению доли контрафактной продукции. Многим компаниям, работающим с соблюдением всех требований регуляторов, придется закрыться, если налог будет введен. Таким мнением с журналистами поделился Гумеров.  

- У населения нет лишних денег, - сказал он. - Золото для нас – это ведь как бетон для строителей. Если налог введут, большинство ювелирных компаний будут думать о выходе за рубеж. Алмаз-холдинг только в прошлом году 30% своей продукции вывел на мировой рынок. Налоговое бремя для производителей, например, в Казахстане, гораздо меньше.

СТРАХ ПРОШЕЛ

Однако, несмотря на перечисленные проблемы, в целом рынок ювелирных изделий после кризиса ожил. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Рамиль Мусин – коммерческий директор казанского ювелирного завода "Кулон", ведущим компаниям в первом полугодии удалось поднять объем продаж на 30%.

Волчков также поделился своими оптимистическими прогнозами:

- Ювелирная продукция всегда будет пользоваться спросом, несмотря ни на какой кризис. Мы можем вспомнить, что во время войны женщины даже в окопах первым делом заботились о своей красоте. Другое дело, что сейчас стали покупать больше недорогих изделий. Крупные бриллианты продаем реже, чем раньше. Мы продаем камни не в карат, не в полкарата, а в 0,10 процента от карата. Раньше таких людей было больше, хотя рынок постепенно восстанавливается. Ювелирный рынок, наверное, третий, после автомобильного и жилищного, по состоянию которого можно судить о тенденциях в стране. Сейчас у покупателей прошел страх, поэтому продажи увеличиваются. Кроме того, сейчас увеличилось количество производителей, это тоже о многом говорит.

Анастасия Смирнова – директор казанской сети магазинов "Золотая рыбка", также придерживается мнения, что рост интереса к серебряным и недорогим золотым украшениям можно объяснить снижением затрат на ювелирную продукцию у жителей Казани. По оценке Смирновой, на рынке многое поменялось: изменился ассортимент и тенденции, "омолодились" участники, возрос интерес к проблемам, встающими перед производителями сувенирной продукции.

Надежда Замалиева
фото Ильи Лавриненко

Справка

Выставка "Ювелирэкспо. Казань" - одно из крупнейших мероприятий Поволжья, которое отражает состояние и перспективы развития ювелирной промышленности в Татарстане и России в целом. В прошлом году выставку "ЮвелирЭкспо. Казань" посетили более 12 тыс. человек. Место проведения – Казанская ярмарка.

 Тематика  выставки 
• ювелирные украшения;  
• драгоценные  камни;              
• часы;
• аксессуары; 
• посуда;
• предметы украшения  интерьера;                      
• высокохудожественные  народные промыслы;
• оборудование и инструменты для   изготовления и 
  ремонта  ювелирных  изделий;
• безопасность ювелирных магазинов;
• диагностика и оценка    ювелирных  изделий;
• упаковка  для ювелирных изделий.
В программе  выставки:
Оптовая и розничная торговля; семинары, "круглые столы", тренинги для представителей  торговых организаций; деловые встречи, переговоры, заключение договоров; конкурс ювелирных изделий "Алтын Барс";  насыщенная   культурная  программа.