ПО МНЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЯ ПАЛАТЫ РЕМЕСЕЛ РТ, ЗА ВЫСОКОПАРНЫМИ ФРАЗАМИ О ЗАЩИТЕ ПАМЯТНИКОВ СТОЯТ ФИНАНСОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ 

Инициатива музея-заповедника "Казанский Кремль" о взимании платы с изготовителей сувениров за использование башни Сююмбике, мечети Кул-Шариф и других кремлевских символов столицы РТ наделала много шума в предпринимательском сообществе. Мастеров повергло в шок то, что им теперь придется платить сбор в 5-10% от стоимости сувениров. Газета "БИЗНЕС Online" решила представить своим читателям доводы обеих конфликтующих сторон – музею-заповеднику "Казанский Кремль" и палаты ремесел РТ. Сегодня мы публикуем интервью с председателем правления палаты Нури Мустафаевым, который выступает с резкой критикой самой идеи сбора денег за товарный знак кремля.  

ПЕРЕГОВОРЫ НИ К ЧЕМУ НЕ ПРИВЕЛИ

Вкратце напомним о сути спора. Руководство музея-заповедника "Казанский Кремль" в лице ее директора Рамиля Хайрутдинова настаивает на том, что вся продукция с изображением объектов Кремля должна им контролироваться. Плюс к тому – и это главное! - музей-заповедник требует заключения с ним договоров, согласно которым изготовители продукции с изображением башни Сююмбике, мечети Кул-Шариф, президентского дворца и т.д. должны отчислять ему сборы в размере 5-10% от стоимости товара. С такой постановкой вопроса не согласилась палата ремесел РТ, возглавляемая Нури Мустафаевым. Она обратилась к президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой освободить мастеров от выплат в пользу музея-заповедника. На минувшей неделе между Хайрутдиновым и Мустафаевым при посредничестве минкультуры РТ прошли переговоры, но они ни к чему не привели. Газета «БИЗНЕС Online» предложила стороны высказать свои аргументы. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей интервью с Мустафаевым, а завтра опубликуем разговор с Хайрутдиновым.

НАМ ВСТАВЛЯЮТ ПАЛКИ В КОЛЕСА

- Нури Амдиевич, в последние недели в Казани набирает обороты конфликт между палатой ремесел и музеем-заповедником "Казанский Кремль" по поводу платы за товарный знак кремля. Как вы можете прокомментировать его причины?

- В связи с регистрацией казанским Кремлем товарного знака с изображением  его памятников, ситуация на рынке сувенирной продукции может резко ухудшиться. Ведь сувениры в основном изображают архитектурное национальное достояние города. А это, прежде всего, казанский Кремль.

Перед празднованием 1000-летия Казани, мы неоднократно проводили конкурсы на лучшие образцы сувенирной продукции. Кремль, Кул Шариф, башня Сююмбике наши ремесленники изображали в своих работах посредством резьбы по дереву, кости, золотного шитья, художественной росписью, машинной вышивки. Наладили выпуск различных наборов открыток с видами нашего города. Прошло совсем немного времени и с тех, кто осваивал и развивал рынок казанских сувениров, берутся деньги за право изображать то, чем гордится весь Татарстан.

- 5 -10 процентов - на первый взгляд, вроде бы не так много?

- Наверное, немного. От 50 рублей это всего 2,5 рубля. А если сувениров тысячи?! Производители одних декоративных тарелок выпускают их сотни  и тысячи - и все с достопримечательностями Кремля. А кружки, чашки, магниты? Это самый ходовой товар.

Парадокс еще заключается в том, что с одной стороны государство вроде поддерживает предпринимателей, а с другой стороны, вставляет палки в колеса. Вот и в данном вопросе главным является не забота о культурном наследии, не высокопарные фразы о защите архитектурных памятников и музеев, а элементарно - финансы. Возьмите, к примеру, Московский Кремль! Пожалуйста, рисуй его, фотографируй, еще тебе спасибо скажут за то, что ты увезешь частичку Москвы в Тмутатаракань или на какой-нибудь Берег Слоновой кости. Да тут больше сказать нечего. Не знаю, на что работает музей-заповедник, но то, что не на развитие национального достояния Татарстана, это точно.

ДАЙТЕ СПОКОЙНО РАБОТАТЬ

-  Музей-заповедник "Казанский Кремль" объясняет взимание платы за изображение своих брэндов необходимостью зарабатывать средства на поддержание памятников. Как вы думаете, есть ли какие-то иные способы пополнения его бюджета?

- Заработать на использовании национального достояния - не объяснение! Не вижу ничего в этом позитивного. Это принцип "бей своих, чтобы чужие боялись". Ты производишь – плати, продаешь – плати. Двойное налогообложение получается, плюс последуют проверки. А не утаил ли производитель что-нибудь? Какой-нибудь сувенирчик за 5-10 рублей?

Надо дать производителям спокойно работать. Хорошо, купил производитель право на использование изображения кремля. Но почему при этом он должен ежемесячно предоставлять отчет по специальной форме? сколько произвел, куда поставил, где продал. Почему изготовитель сувениров должен разглашать сведения о своих заказчиках? Это уже лишнее. Я думаю, что ситуация должна разрешится в пользу мастеров.

- Какими будут ваши дальнейшие действия? Как планируете бороться?

- Да не боремся мы, только отстаиваем свои интересы… Сейчас центром народных промыслов и ремесел РТ совместно с палатой ремесел подготовлен проект программы развития народных художественных промыслов и ремесел, которая поможет выжить - я повторяю: выжить! -  нашим мастерам и ремесленникам. Посмотрим, как будет дальше, в конце концов,  может просто перестанем изображать Казанский кремль. Будем изображать памятник погибшим при взятии Казани, Казанский университет, улицу Баумана, другие здания. Будем изображать до тех пор, пока кто-нибудь не запатентует…

- Кто-нибудь из членов палаты ремесел уже прекратил выпускать продукцию с изображением кремля? Вы ведь заявляли,  что вынуждены будете пойти на такой шаг. Есть ли у вас единая позиция с другими участниками рынка, например, с турагенствами, которые в своем бизнесе используют изображение кремля?

-Единой позиции пока нет…

- Изучали ли вы мировую практику? Взимается ли плата за изображения архитектурных памятников в других странах?

- Все государства делают всё возможное, чтобы памятники культуры тиражировали, показывали, вывозили. А что у нас?  Решили наказать собственных производителей. А китайский товар будет наказан? Нет! Есть еще один момент, Казанский кремль - национальное достояние. Он реставрировался на наши налоги, сооружение мечети Кул Шариф финансировалось многими благотворительными организациями. Боюсь, плата за Казанский кремль - начало конца  сувенирной промышленности в Татарстане.

50% - КИТАЙСКИЙ ШИРПОТРЕБ

- Нури Амдиевич, как вы вообще охарактеризовали бы состояние сувенирного рынка столицы?

- В конце 90-х в стране рынок сувенирной продукции рухнул окончательно. Но в последние десять лет ситуация начала меняться. Сувенирная продукция стала пользоваться спросом. Во многом этому способствовало тысячелетие Казани, где мы достойно представили наши народные промыслы, ремесла, сувенирную продукцию. Развитие рынка сувенирной продукции после тысячелетия шло по возрастающей. Появились новые образцы различных видов художественных промыслов и ремесел. Например, мозаика, кожа, плетение, шитье, производство национальных костюмов, изготовление кукол, предметов керамики, гончарное производство, роспись по дереву, фарфору, стеклу. Но вместе с тем на татарстанском рынке сейчас на 50% китайская продукция. Огромные тиражи китайского ширпотреба делают их продукцию значительно дешевле.

- Значит, правда, что сувениры с татарской символикой на самом деле делаются в Китае, а не в Казани?

- Только часть сувениров. Есть определенные заготовки тарелок, кувшинчиков, колокольчиков и другой мелочи, на которую наносится  изображения видов Казани, как и других городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Рима, Барселоны, то есть того города,  где данный продукт востребован. Это проблема не только Татарстана. Наладить крупное производство сувенирной продукции в Татарстане довольно сложно. Это дорогостоящее  оборудование, станки, печи для обжига изделий. Плюс оплата работы технологов, художников. На сегодняшний день ни одно малое производство сувенирной продукции не готово выйти на другой уровень. Средств на это не хватает. А пока этим пользуются предприниматели, которые тиражируют в Китае татарстанские сувениры. В основном это – летние тюбетейки, тарелки, кружки, брелоки, платки, шали, то, что любят покупать туристы.

- Расскажите, кто входит в палату ремесел?

- Идея государственной поддержки народных художественных промыслов возникла в 1998 году. Тогда я по своей инициативе разработал положение по деятельности экспертного совета по художественному промыслу, в рамках которого была организована работа по разработке проекта государственной программы поддержки народных художественных промыслов республики. Сама палата ремесел Татарстана была создана в 2002 году. Это некоммерческое партнерство, целью которого является: защита интересов мастеров, художников, ремесленников, предпринимателей, которые нашли свою стезю в области народных художественных промыслов, производстве сувенирной продукции и творческой деятельности, связанной с традициями народов, проживающих на территории Татарстана. Первоначально в палату входило 26 членов, на сегодняшний день их около 400. Среди них мастера, ремесленники, декораторы, художники, предприниматели. В 2005 году с помощью палаты был разработан и принят проект закона о развитии народных художественных промыслов и ремесел в республике Татарстан.

Надежда Замалиева

Справка

Палата ремесел Республики Татарстан была основана в 2002 году в соответствии с постановлением правительства. В данный момент палата объединяет более 400 мастеров и ремесленников, продолжающих традиции народного творчества. В рамках правительственной программы в помощь мастерам за последние пять лет было выпущено большое количество методической литературы. Кроме того, утверждено звание "Мастер народных художественных промыслов и ремесел РТ", принято решение о создании фонда поддержки народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан. В 2005 году принят закон о народных художественных промыслах и ремеслах РТ.

Мустафаев Нури Амдиевич

Генеральный директор центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ.

Родился в 1958 г. в Ташкенте. Окончил Казанскую государственную консерваторию по специальности "преподаватель класса скрипки, солист оркестра" (1983 г.), Казанский государственный университет по специальности "преподаватель социально-политических дисциплин" (1986 г.). Владеет английским языком.
В 1976 - 1977 гг. - преподаватель детской музыкальной школы г.Белогорска.
В 1977 - 1979 гг. - служба в рядах Советской Армии.
В 1986 г- 1992 гг. - секретарь комитета комсомола КГУ (ответственный за организационную работу), командир студенческого отряда по ликвидации последствий аварии на Чернобольской АЭС, старший преподаватель КГУ.
В 1996 - 2003 гг. - заместитель министра экономики и промышленности РТ, генеральный директор департамента по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
С 30 апреля 2003 года - генеральный директор центра развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан, председатель художественно-экспертного совета РТ по народным художественным промыслам, председатель правления палаты народных художественных промыслов и ремесел РТ. Имеет государственные награды.
Женат, трое детей. 
Увлекается верховой ездой, восточными единоборствами.