ДИРЕКТОР МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ" УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ИНИЦИАТИВА ПО ВВЕДЕНИЮ ПЛАТЫ ЗА ИЗОБРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ СОГЛАСОВАНО ИМ НА САМОМ ВЫСОКОМ УРОВНЕ

Сегодня профсоюз предпринимателей малого и среднего бизнеса РТ организует собрание бизнесменов, которые используют в своей деятельности изображение Казанского Кремля. Таким образом, в спор между мастерами и музеем-заповедником "Казанский Кремль" вовлекаются все новые участники. Между тем, директор музея-заповедника Рамиль Хайрутдинов утверждает, что идея взимать деньги за изображение Казанского Кремля с коммерсантов вовсе не его ноу-хау – ей как минимум уже 18 лет.  Сегодня БИЗНЕС Online публикует интервью с Рамилем Хайрутдиновым, в котором он высказывает свою точку зрения на конфликт с Палатой ремесел РТ во главе с Нури Мустафаевым.  

ПЛАТУ НЕ ХАЙРУТДИНОВ ИЗОБРЕЛ…

- Рамиль Равилович, расскажите, у кого и как возникла идея взимать плату с предпринимателей за использование изображения Казанского Кремля? С кем вы согласовали эту инициативу?

- Плата за использование изображения Казанского Кремля - это не частная инициатива и не региональное новшество, а общефедеральная правовая установка. Так, согласно российскому законодательству о культуре, появившемуся в 1992 году, любой музей, как учреждение культуры обладает исключительным правом использовать собственную символику (официальное и другие наименования, товарный знак, эмблему), а также разрешать такое использование другим лицам на договорной основе. Предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, при наличии официального разрешения владельцев. Плата за использование изображения устанавливается на основе договора.

Подчеркиваю, введение платы не директор Рамиль Хайрутдинов изобрел, как пытаются представить некоторые журналисты, это, как видите, четкая законодательная норма. И музей-заповедник воплощает в жизнь то, что было заложено в законодательстве о культуре еще 18 лет тому назад. Плата за использование изображений объектов культуры упоминается не только в этом законодательном акте, но и в законе о музейных фондах РФ, вышедшем в 1996 году. Он гласит, что производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.

Производители же на протяжении длительного количества времени игнорировали законодательство и не обращались ни к нам, ни скажем, в министерство культуры республики за заключением соглашений о праве использования изображения Казанского Кремля и других архитектурных памятников. Они считали, что могут использовать изображение культурных памятников бесплатно.

НАЛОГ НА КРЕМЛЬ КАК ЗАКОН

- А кто и как определил процент, который вы собираетесь взимать с продукции с изображением кремля?

- Что же касается собственно согласований размеров роялти - могу ответить детально, с описанием каждого из этапов, конкретных дат, содержания официальной переписки и т.п., но если хотите услышать собственно суть, то она заключается в том, что музей как государственное учреждение в конце 2009 года обратился с просьбой в комитет РТ по тарифам с просьбой оказать содействие в разработке и утверждении ставок платежей за использование символики Кремля. Комитет в свою очередь, рекомендовал музею обратиться в уполномоченный орган -  министерство земельных и имущественных отношений РТ, которое оперативно ответило и предложило нам подготовить проект постановления кабинета министров РТ, с соответствующим экономическим обоснованием, положением о порядке взимания платежей и т.д. Мы, изучив российский опыт, проведя консультации со специалистами в патентном деле, разработали весь пакет документов и направили его на согласование.

В этот же время, в январе 2010 г. Кабинет министров РТ утвердил новую редакцию устава музея-заповедника в котором, в частности, прописаны его обязанности и права на выдачу разрешений на производство тиражированной продукции с использованием изображений объектов культурного и природного наследия, расположенных на территории музея-заповедника, в порядке, установленном соглашением между заинтересованными сторонами.

Заповедник получил возможность предоставлять в установленном федеральным законодательством порядке право на коммерческое использование видов Казанского Кремля и отдельных его объектов в соответствии с товарными знаками (словесными и объемными), зарегистрированными в установленном порядке федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Министерство земельных и имущественных отношений республики вскоре направило нам свое письмо, в котором констатировало, что наш музей в соответствии со своим уставом правомочен самостоятельно устанавливать ставки платежей за использование изображений, наименований и товарных знаков, а кроме того, не высказало замечаний по их размерам. Так в чем же заключается самоуправство музея-заповедника? Наоборот каждый шаг был взвешен и продуман, неоднократно согласовывался во всевозможных инстанциях.

- В том числе и в аппарате президента РТ?

- В том числе. Кроме того, на стадии экспертизы поданных нами в "Роспатент" заявок, мы ответили на все запросы этого учреждения в адрес Казанского Кремля, в том числе и по двум святыням – мечети Кул Шариф и Благовещенскому собору, предоставив в Москву письма-согласования духовного управления мусульман республики, казанской епархии и т.д.

ЗАДАЧА ПОСТАВЛЕНА ДАВНО

- Почему же тогда музей-заповедник "Казанский Кремль" столько лет позволял бесплатно использовать собственный товарный знак? Почему плата вводится именно сейчас?

- Когда я в 2007 году был назначен руководителем музея, одной из задач, поставленных передо мной, стала работа по упорядочению использования символов и регистрации прав Казанского Кремля на собственные изображения. Справедливости ради надо сказать, что эта цель ставилась управлением делами президента РТ и перед прежним руководством музея, но уверяю вас, что реализация этого большого и хлопотного дела могла стать возможной лишь после завершения программы реставрации и реконструкции ансамбля Казанского Кремля и проведения юбилея столицы республики.

Нами был подготовлен целый пакет документов, приглашены специалисты из "Артпатента", потому что только силами музея собрать  и подготовить документы, зарегистрировать товарный знак Кремля было бы невозможно. Сама процедура согласований и регистрации заняла полтора года. И лишь после того, как мы подтвердили свои права на владение товарными знаками Кремля, и встал вопрос о введении платы.

МЕЧЕТЬ НА ПИВНОЙ КРУЖКЕ

- На что вы рассчитываете? Какой эффект вызовет Ваше нововведение?

- У этого, как вы говорите "новшества", есть несколько целей. С точки  зрения геральдического совета при президенте РТ, - а я являюсь его председателем -  решение об обязательном заключении соглашений с правообладателем позволит в определенной мере навести порядок в использовании ключевых, знаковых символов республики и Казани. Не следует забывать о том, что на территории Кремля располагается резиденция президента РТ. В этой сфере нужны и определенные охранительные меры.

Как не кощунством и надругательством считать, например изображение Благовещенского собора, мечети Кул Шариф, президентского штандарта, государственного герба республики на пивных кружках? Мне говорят, что это "прикольно", но есть черта, за которую не стоит переходить. А ведь этими так называемыми "сувенирами" пытались торговать и на территории Кремля.

МАЛЕНЬКИЙ ШАГ В БОРЬБЕ С КОНТРАФАКТОМ

Очень важно говорить и о качестве производимой сувенирной продукции. Мы хотели бы убедиться, что изображение Казанского Кремля будет представлено на сувенирах хорошего качества. Музей-заповедник проводит сейчас мониторинг рынка сувенирной продукции, и многое здесь вызывает у нас вопросы. Я не являюсь специалистом в этой области, но и дилетанту очевидно, что рынок сложный, с особой конъюнктурой.

Много сейчас говорится о засилье китайской продукции. Ее действительно очень много, но что считать контрафактной продукцией? К этому термину я вообще сложно отношусь, потому что, как правило, у китайских производителей есть договора, заключенные с нашими поставщиками, выступающими в роли посредников. Обычно это недорогие фаянсовые чашки и блюдца, на которые уже в Китае или потом здесь накладывается изображение Казанского Кремля, а затем продаются с существенной наценкой. К сожалению, точного учета и цифр нет, все со слов Нури Мустафаева, называющего долю китайской продукции то 40%, то 50%. Государство, на мой взгляд, должно знать, что происходит на рынке сувенирной продукции на самом деле, сейчас же почти все находится в руках предпринимателей, частных лиц. В соответствии с законодательством, я особо подчеркиваю – с действующим законодательством, сегодня абсолютно вся производимая сувенирная продукция с изображением объектов Казанского Кремля является контрафактной! Интересы правообладателя – государственного учреждения, до сих пор были не защищены.

- Думаете, принятое решение решит проблему контрафакта?

- Полностью нет. Но оно будет маленьким шагом в сторону улучшения ситуации. Как я уже сказал, мы уже начали проводить мониторинг фирм производителей, организаций, которые использует символику Кремля. В нашей базе данных уже более 400 предприятий, предпринимателей, которые воспроизводят эти образы. Представляете, какой это большой сегмент рынка! После проведенного мониторинга стало понятно, по каким направлениям происходит использование нашего товарного знака. Это реклама, сувенирка, пищевая промышленность и т.д.

СХЕМА ВЫПЛАТ БУДЕТ ГИБКОЙ

- В какую сумму Вы оцениваете рынок сувенирной продукции, включающей изображение Кремля?

- Я ответить на этот вопрос не могу. Да мне и не нужно оценивать рынок в денежном эквиваленте. Наши полномочия заканчиваются на том этапе, что мы требуем заключения соглашений, но не регулируем ни ассортимент, ни рынок.

- И сказать, сколько Вы планируете собрать денег за использование изображения Кремля тоже не сможете? Как, кстати, Вы планируете их использовать?

- Деньги пойдут на уставные цели, музейные проекты и программы, реставрацию объектов Казанского Кремля. Это деньги, иначе, как на музеи и реставрацию, мы никуда их использовать не будем. Не туристические же фирмы, которые приводят в Кремль туристов и не производители сувенирной продукции реставрируют его, а мы! Все решают свои задачи, каждый пытается получить свою прибыль, а музей-заповедник как госучереждение занимается сохранением и развитием кремлевского ансамбля.

Назвать планируемый доход в денежном эквиваленте я не смогу, да и нет еще сопоставимых данных, наработанной практики. Деньги мы будем получать от оборота, от общего объема продукции с изображением Кремля, который будет реализован в течение фиксированного количества времени, в этом году, следующем. Это целая система, а не просто единичный сбор процентов, четкая схема, которая заработает. Она будет гибкой, ведь мы хотим, чтобы производители были заинтересованы в изображении Кремля.

ЗАЩИТАТЬ ИНТЕРЕСЫ КУЛЬТУРЫ ЛУЧШЕ ВМЕСТЕ

- Рамиль Равилович, как Вы можете прокомментировать претензии прокуратуры РТ о том, что "Казанский Кремль" зарегистрировал товарный знак Кремля с нарушением Гражданского кодекса РФ?

- Сомнения у прокуратуры возникли не в отношении наших прав на изображения объектов культурного наследия, ведь специальное музейное законодательство четко закрепило их за музейными учреждениями, а по трактовке процедуры регистрации товарных знаков в "Роспатенте". То есть, с одной стороны, нарушений они не усматривают, так мы действуем согласно федеральному законодательству, с другой стороны, прокуратура считает, что формальные основания для отказа в регистрации были. Так в качестве оснований для отказа в госрегистрации прокурорские чиновники упоминают запрет на регистрацию общепринятых символов и терминов. Но в юридических комментариях на статью кодекса, на которую ссылается прокуратура об архитектурных памятниках или объектах культурного наследия нет ни слова, там говорится о том, что к общепринятым символам терминам относятся лексические единицы, характерные для определенных областей науки и техники. Объясните, какое отношение это имеет к памятникам Казанского Кремля?

Говорится и об отсутствии письменного согласия собственника, в лице министерства земельных и имущественных отношений РТ. Отмечу, что форма согласования в этой статье гражданского кодекса не прописана, что же в таком случае считать письменным согласием? Тем более, в ходе подготовки документов в "Роспатент" музей-заповедник специально обратился в министерство с соответствующей просьбой и министерство уведомило нас, что дополнительного согласования не требуется, так как в целом ряде документов – договоре об оперативном управлении, уставе музея-заповедника и т.д. эти вопросы уже решены.

В прессе появились сообщения, что на музей-заповедник готовятся судебные иски, направленные на защиту прав предпринимателей (например, небезызвестным профсоюзом Сергея Ромадановского). Мне кажется, тут надо определиться. Либо в соответствии с законодательством мы вместе защищаем интересы учреждений культуры и государства, либо все отдаем на откуп правовому нигилизму.

НЮАНСЫ СПОРА С МУСТАФАЕВЫМ

- Как Вы планируете разрешить конфлликт с Палатой ремесел? Как оцениваете позицию Нури Мустафаева?

- В работе с Палатой ремесел есть определенные нюансы. Для начала требуется четкое понимание и осознание разницы между произведениями народных художественных промыслов и ремесел и коммерческой сувенирной продукцией. Никто, в том числе и музей-заповедник "Казанский Кремль" не заинтересован в дальнейшей стагнации и упадке важнейшего сегмента национальной культуры - народного творчества. Сама палата и возглавляемый тем же Нури Амдиевичем Мустафаевым Центр развития народных художественных промыслов и ремесел РТ призваны вдохнуть новую жизнь, создать условия в развитие традиционных ремесел. Государство через гранты  и заказы пытается оказать посильную помощь и поддержку мастерам, а значит вправе требовать эффективного использования средств и отдачи.

К сожалению, несмотря на все усилия по проведению разных ярмарок и выставок, мы с вами видим, что народные промыслы и ремесла в Татарстане переживают трудные времена. Прежде всего, это касается качества, технологий, свежих идей. Старые мастера уходят. Нет возможности у мастеров выезжать на мировые ярмарки, знакомиться с передовыми технологиями, обмениваться мнениями. А ведь музейщики и сувенирщики регулярно такие выставки проводят! Например, наши коллеги из "Эрмитажа" недавно приехали с лондонской выставки. Нужно же быть в курсе, знать, какие идеи есть, что сейчас развивается. А сейчас важнейшие вопросы развития этой отрасли, требующие принципиально новых подходов и решений подменяются обсуждением, так называемых, "острых тем" с китайской продукцией и кремлевской сувениркой. А это не просто подмена понятий, а говорит об откровенной коммерциализации этой сферы. Не следует смешивать проблемы развития народных промыслов с производством и реализацией массовой штампованной сувенирной продукции.

Нури Мустафаев просит дать фиксированную сумму оплаты с мастера, а дальше "не вмешиваться в этот бизнес". Он считает, что это внутреннее дело палаты, сколько, чего и как его мастера производят. Но на этом рынке очень много организаций и других мастеров, которые не хотят находиться под его руководством. У них возникает логичный вопрос: а нужно ли входить в палату ремесел? Опыт подсказывает, что лучше заключать конкретные договора под конкретный вид продукции. По большому счету, я предполагаю, что в перспективе мы перейдем к так называемым защитным маркам, которые будут показывать потребителю, что товар сертифицирован. Введение таких марок потребует времени, определенных затрат, обсуждения. Мы только в начале пути и никуда не торопимся.

- На днях в минкульте прошли переговоры, в которых участвовали Вы и Нури Амдиевич. Каковы были Ваши аргументы в этом споре? Чем он в итоге закончился? Какое было принято решение?

- Музей-заповедник, представители министерства культуры и министерства юстиции пытались вести диалог с палатой ремесел, выработать общие позиции, в том числе и по вопросу защиты национальных  ремесел от контрафакта. Но Нури Амдиевич слушать дальше не захотел. Поэтому решения никакого принято не было. Мустафаев просто взял и вышел. Его поведение, правда, никого не удивило, он регулярно так встает и уходит. Что же, надо попытаться еще раз. Я, по крайней мере, за то, чтобы встречаться, обсуждать, искать компромисс. Да, сложно людям перестроиться, надо начинать с малого.

БЕСПЛАТНЫЙ КРЕМЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА

- Рамиль Равилович, а диалог с другими предпринимателями Вы ведете?

- Конечно, помимо Палаты ремесел, мы неоднократно встречались с другими организациями, туристическими фирмами. Со всеми мы ведем разъяснительную работу, так как опыт подобного рода в целом по России небольшой. Есть он у Эрмитажа, у Московского Кремля. Мы изучаем  российский и мировой опыт, пытаемся его довести до всех участников этого рынка. Хотя, согласен, что наше общество в целом к такому решению пока не готово, поэтому наша задача – шаг за шагом все разъяснять, почему заключать соглашения по кремлевским брендам - это единственно законный путь. На данный момент вся сувенирная продукция незаконна, пора бы уже вставать на юридические рельсы. Покупателям ведь все равно, есть ли лицензия или нет ее, а с точки зрения государства должна существовать четкость и ясность.

- Но ведь речь идет не о бизнесе крупных компаний! Ни в одной стране, если не ошибаюсь, не берут плату за изображение национальных памятников?

- Повторяю, речь идет об использовании изображений национальных памятников в коммерческих целях. С государственных предприятий, министерств, муниципальных образований, социальных проектов платы взиматься не будет. Только с проектов коммерческого характера. У нас в стране отчего-то популярно искать лазейки, бреши в законодательстве, чтобы  закон не соблюдать. Но теперь пришло время придать отношениям  дирекции музея-заповедника и заинтересованных сторон юридический характер. Я, как директор музея, ни одному предпринимателю использовать изображения кремля не запрещал. И когда мне говорят о том, что Казанский Кремль заставляет убирать товар с прилавков, я утверждаю, что это неправда, полное искажение фактов.

Мы говорим немного о другом. Вы придете к нашим специалистам, заключите стандартный договор, получив который Вы можете использовать изображение кремля в любых целях, в том числе и коммерческих. Договоры у нас разных видов. Есть стандартное соглашение, а есть лицензионный договор, который заключается, с одной стороны, с музеем-заповедником, с другой стороны, с предпринимателем, с последующей регистрацией в "Роспатенте".

ПОКУПАТЕЛИ НЕ ДОЛЖНЫ СТАТЬ КРАЙНИМИ

-Знаете ли Вы о том, что ряд производителей сувениров уже перестали изображать Казанский Кремль на своей продукции?

- Не использовать изображение Кремля предприниматели не будут, так как есть устойчивый рынок, который приносит прибыль, а там, где есть прибыль, будет и спрос. Кто-то, конечно, уходит с рынка, но не по причине того, что мы ввели плату за бренды.

- Отдаете ли Вы себе отчет в том, что плата за изображение Кремля приведет к удорожанию сувенирной продукции?

- Ценовая политика складывается из разных факторов. Но не музею-заповеднику, а самим предпринимателям надо сесть и подумать о схеме "производитель-оптовик-розница". Главное, чтобы производители, оптовики и те, кто торгует товаром в розницу, договорились между собой. Если вы обратили внимание, цены на сувенирную продукцию варьируются, все зависит от конъюнктуры, желающих купить продукт за ту или иную цену. На цену влияют и  колебания цен на материал, работу, электроэнергию, коммунальные услуги, аренду помещений, сезонность и множество других. Всегда есть вилка, в рамках которых поддерживается рентабельность того или иного вида продукции. Очень важно, чтобы все свои издержки предприниматель не перекладывал лишь на плечи покупателей. Другое дело, что конкурентная борьба между предпринимателями заставляет их биться за каждый рубль, каждый процент.

- До Вас руководители музея-заповедника тоже придумывали способы, с помощью которых музей сможет приносить деньги, но они провалились. Как, например, плата за вход в Кремль. Не боитесь ли Вы, что Ваша идея также будет пересмотрена?

- Могу сказать, что в этой инициативе все строго согласовано с действующим законодательством. Наши действия в этом направлении отслеживаются и союзом музеев России, коллегами из Нижнего Новгорода и других городов. Музейщики понимают, для чего это делается. Провести  серьезную выставку можно сейчас в основном за счет государственных средств или государственных гарантий. Государственный изомузей  пытается заработать за счет собственных коллекций, привозных выставок, постоянной сменяемости своих экспозиций. Для нас это не выход, мы ратуем за постоянные и крупные выставки. Но в хорошую выставку европейского и мирового уровня нужно вкладываться. Сильный музей - музей с мощным попечительным советом, устойчивыми финансовыми партнерами. У нас в планах открытие музея православной культуры, музея истории Казанского Кремля, музея археологии. Все это нужно делать, не забывая о ремонте и реставрации коллекций и памятников.

Я – ученый, исследователь, управленец. Автор книг, связанных с историей культуры в Казани, Татарстане, татарского народа на территории России. Дорожу своей творческой и научной репутацией. Поэтому взвешено и вдумчиво пытаюсь разобраться с той или иной проблемой, последовательно решать поставленные задачи. Если бы я и коллектив музея-заповедника не были бы уверены в необходимости принятия этих мер, то не тратили бы столько усилий на проведение разъяснительной работы.

Предпринимателям трудно привыкнуть, им сложно с психологической точки зрения. Но с вольницей, которая имеет место сейчас, нужно заканчивать. Это должны осознать и производители. Заметьте, что крупные производители с доводами музея-заповедника соглашаются. Министерство юстиции, министерство культуры, министерство по делам молодежи, спорту и туризму также заинтересованы в скорейшем завершении переходного периода, быстрейшем заключении соглашений.

Двух толкований, двусмысленности тут быть не может. Представьте себе, что кто-то начал изготавливать продукцию с символикой Универсиады-2013. Никто не будет играться в прятки с дирекцией Универсиады, доказывать незаконность регистрации товарного знака, потому что сейчас Универсиаде уделяют пристальное значение. А здесь, у музея-заповедника, видите ли, общепринятые символы. Нет, принцип должен быть один! Что с нами будет, если всем будет плевать на законность и нормы права.

БОЛЕЕ 15 МИЛЛИОНОВ ЗАРАБОТКА

- Сколько средств зарабатывает музей-заповедник? И какими способами?

- Более 15 млн. рублей в год мы зарабатываем сами – на экскурсионной работе, билетах в музеи, реализации программ и проектов. К примеру, в 2007 году, когда я был назначен, экскурсии по Кремлю принесли музею-заповеднику доход чуть более 3 миллионов рублей, в 2008 - более 5 миллионов, 2009 – почти 9 миллионов. В этом году планируем не отстать в показателях. Обратите внимание, что количество посетителей на порядок не меняется, а сумма растет, прежде всего, за счет повышения эффективности и оптимизации работы наших служб, четкой организации и контроля, наведения элементарного порядка во взаимоотношениях с нашими партнерами.

Еще я хочу сказать, о том, что музей-заповедник, вопреки распространенной в СМИ информации, не вел никаких тяжб с Акибанком, банком "ВТБ-Казань" и казанским хлебозаводом № 3. В реальности все иначе. В газетах пишут, что банки отбились от претензий Хайрутдинова. Напротив! Именно мы как раз и говорили о том, что предъявлять претензии к банкам не имеет никакого смысла. Наша позиция такова: мы выстраиваем отношения на договорной основе, а не вступаем в конфликты и споры. В данный момент мы налаживаем работу с производителями сувенирной продукции, туристическими фирмами, производителями пищевой и промышленной продукции. Шаг за шагом, последовательно идем по правовому пути.

Надежда Замалиева
фото Ильи Лавриненко

Справка

Музей-заповедник "Казанский Кремль"
Музей-заповедник создан на основании постановления кабинета министров РТ от 31 января 1994 года. Музей-заповедник является объектом исторического и культурного наследия федерального значения и особо ценным объектом культурного наследия РТ. Комплекс Казанского Кремля расположен в центре города, на мысу высокой террасы левого берега Казанки. Территория музея-заповедника составляет 13,45 га. Общая площадь территории кремля составляет около 150 тыс. м2, наружный периметр стен — около 1800 м.
В состав музея-заповедника входят: городище "Казанский Кремль" (X—XVI века), каменно-кирпичный кремль (XVI—XVIII века), архитектурные сооружения (XVI—XIX века). На территории музея-заповедника открыты экспозиции ряда музеев: музея государственности татарского народа и РТ, центра "Эрмитаж-Казань", музея исламской культуры и музея естественной истории Татарстана. Представлены также экспозиции из фондов национального музея РТ — музей Великой Отечественной войны и музея изобразительных искусств РТ — художественная галерея.
Музей-заповедник "Казанский Кремль" в 2000 году был включен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Хайрутдинов Рамиль Рамилович
Директор музея-заповедника "Казанский Кремль".
Родился в 1964 году в деревне Черки-Кильдуразы Буинского района РТ. В 1986 году с отличием окончил исторический факультет КГУ, в 1989 году - аспирантуру КГУ.
В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Управление государственной деревней Казанской губернии в конце XVIII - первой трети XIX вв.". С 1990 года Рамиль Хайрутдинов трудился в ннституте языка, литературы и истории АН РТ, с 1997 года - в институте истории АН РТ. В 1997 году был назначен заведующим отделом свода памятников истории и культуры РТ, в 1998 году - заместителем директора института истории АН РТ по научной работе, с 2006 году - и.о. заведующего отделом новой и новейшей истории. В 2002 году был назначен заместителем председателя геральдического совета при президенте РТ. С ноября 2006 года - председатель геральдического совета при президенте РТ, с августа 2007 года - директор музея-заповедника "Казанский Кремль".