СПИКЕР ГОССОВЕТА РТ СЧИТАЕТ, ЧТО ФИНАНСОВУЮ ПИРАМИДУ С ОТЧИСЛЕНИЕМ 70% НАЛОГОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР, НАДО ПОМЕНЯТЬ

Сегодня председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин перед парламентскими каникулами встретился с журналистами для подведения итогов с начала года. Однако разговор получился не только о законотворчестве – тут как раз все понятно, но и о том, как повезло некоторым vip-чиновникам с женами, о хитростях переписного листа и сравнил по доходам нефтяную промышленность республики с маленькой американской компанией со штатом в 15 человек

О ВЫБОРАХ ПО СМЕШАННОЙ СИСТЕМЕ

- Проведением избирательной кампании осенью 2010 года мы сделали шаг вперед к партийному строительству, - рассказывает Мухаметшин. - Мы будем в четырех городах – Казани, Набережных Челнах, Альметьевске и Нижнекамске – проводить выборы по смешанной системе. Раньше этого никогда не было, у нас были одномандатные избирательные округа. Теперь в городах, с населением свыше 100  тыс. человек половина будет избираться также по партийным спискам. Повышается роль представительства партии, с тем, чтобы через партийное большинство они оказывали влияние на принятие решений и на местном уровне, и на республиканском. Такова тенденция.

О ПЕРЕПИСИ

При подготовке переписного листа основательно поработали ученые. Им надо записать – боюсь, не политические ли цели преследовались? - сто разновидностей татар в переписном листе. Записали не так, как мы рекомендовали "татары: казанские, астраханские, тюменские, тептяры и другие". Написали по алфавиту  - и всех раскидало по списку. Приди к 70-летнему пожилому человеку и дай ему переписной лист, чтобы он, мишарин, себя там нашел… Глубина такого анализа, если это сработает, наверно, ученым для дальнейшей аналитики нужна. Но я лично склоняюсь к тому, что татарин хоть он в Тюмени живет, хоть на юге – все равно татарин.

Мы постараемся проводить разъяснительную работу, использовали для этого активно Сабантуй. Обращали внимание на перепись, чтобы ее итоги оказались такими, чтобы татары реально предстали по численности. Это не погоня за каждым татарином, это ради объективности.

О НАНОТЕХОЛОГИЯХ

Когда я был в январе в Америке, изучал нанотехнологии, мне стало настолько ясно, что мы со своей громоздкой промышленностью, весьма тяжело приспосабливающейся к рынку, упустили время. Я привез тарелку из американского города Суни, на которой расположено четыре миллиарда чипов! Эти чипы они поставляют на весь мир – для телефонов, часов, военной техники. Производят их полтора десятка людей. Но доходы от продажи продукции равноценны десяткам и сотен миллионов тонн нефти, которые мы очень тяжело, с большими издержками, добываем и продаем по миру. Вот вам инновационный подход!

Мы нащупали эту изюминку.  Развивая инновационную продукцию, мы должны двигать экономику Татарстана. Химики уже производят продукцию по новым технологиям, с новыми людьми, которые и мыслят по-другому. Это не те, кто переписывает этикетки на тортах "изготовлен по нанотехнологиям".

О РЕФОРМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В 2006 году мы первыми в Российской Федерации перешли на полное местное самоуправление. Я лично остаюсь сторонником того, что принцип передачи полномочий на тот уровень власти, где он будет наиболее эффективно реализовываться, это правильный подход.

Но реформа местного самоуправления каждый раз спотыкается о финансовую недостаточность муниципальных образований, особенно, поселенческого уровня. Приходится субсидировать. Хотя весь смысл передачи полномочий на места заключатся в том, чтобы привлечь как можно больше людей к решению своих территориальных вопросов. Они должны получать доходы, стараться развивать свою налогооблагаемую базу и на эти доходы сами решать насущные проблемы людей своей территории. Пока местное самоуправление в полную силу не заработало и в первую очередь из-за отсутствия реальной налоговой базы и доходов для решения собственных вопросов.

О КАДРАХ И ПЕРЕЧИСЛЕНИЯХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Сегодня для муниципалитетов нужна администрация в лице глав поселений, которые должны быть и юридически, и финансово подкованы. Мы не можем вмешиваться в их решения, и здесь повышается ответственность кадров за юридически правильные решения. Мы анализировали решения многих районных и поселенческих организаций, там куча – сказать беззакония будет громко – но нарушений с превышением полномочий. Что и опротестовывается бесконечно прокурорами на местах.

Конечно, встает вопрос о повышении заработной платы, она достаточно низкая и сложно привлекать квалифицированные кадры. Мы предлагали несколько вариантов федеральному центру – уменьшить муниципальным образованиям налоговое обременение, оставлять им часть заработанных налогов. Пирамиду, перевернутую вверх с отчислением порядка 70% доходов всей республики в федеральный центр, мы предлагали поменять. Хотя в бы в пропорциях - 40% муниципалитетам, чтобы заинтересовать их зарабатывать. Особого интереса нет, когда ты заработал 100 рублей, из них 70 надо отдать, а потом ходить с письмами для решения насущных проблем. Думаю, постепенно с выходом из финансового кризиса мы к этим вопросам будем более обстоятельно подходить.

О ДОХОДАХ ЧИНОВНИКОВ И ЖЕНАХ

Много сделано в борьбе с коррупцией – и подарки теперь декларируют, и доходы свои и не свои, и не только депутаты. Но мы же видим, как переписывают на кого-то свои доходы, а корабли и яхты не показывают. Казалось бы, у всех госслужащих одна тарифная сетка, но у одних министров доходы одни, у других – другие. У некоторых жена в три раза больше получает. Может, выдающаяся жена попалась? С нашими женами далеко не поедешь.

Порядок должен быть – если декларируют доходы, то проверка отчетности должна быть – откуда они, насколько легитимны? К сожалению, до конца этот закон не работает.

Записал Владимир Казанцев

Справка

С начала года республиканские парламентарии провели шесть заседаний Госсовета РТ, рассмотрели 206 вопросов, приняли 47 законов и 269 постановлений.

С начала года в Госсовет было внесено 45 законопроектов: 7 президентом РТ, 13 депутатами Госсовета РТ, 7 – комитетом Госсовета РТ, 11 кабинетом министров РТ, 5 – представительными органами местного самоуправления, 2 – уполномоченным по правам человека в РТ.

За отчетный период проведено 4 совместных заседания фракции "Единая Россия" и депутатской группы "ТНВ". Фракцией КПРФ проведено 8 заседаний, выпущено 7 информационных бюллетеней, проведено 4 пресс-конференции, 2 "круглых стола". Подготовлены и озвучены на заседаниях ГС РТ 4 политических заявления, 7 депутатских запросов.
Комитетами проведено 53 заседания, рассмотрено 335 вопросов, обсуждено свыше 220 проектов федеральных законов и 57 законодательных инициатив и обращений субъектов РФ, рассмотрено 16 контрольных вопросов. Проведено 2 выездных заседания.
Активно работали Комиссии ГС РТ по контролю за реализацией национальных проектов. Проведено 5 заседаний, в том числе 4 выездных.

Подготовлено и подписано пять соглашений о межпарламентском сотрудничестве, в том числе с сенатом штата Нью-Йорк, сенатом парламента Чешской Республики, представительными органами госвласти Астраханской и Ленинградской областей, Санкт-Петербурга. Были организованы визиты делегации Госсовета РТ в США, Польшу, Францию.

В первом полугодии 2010 года в Госсовете РТ  зарегистрировано свыше 6,5 тыс. входящих и более 25,8  тыс. исходящих документов. Поступило 1199 писем и телеграмм, побывало 192 посетителя.