О рынке музыкальных инструментов и аппаратуры, об осуществленной детской мечте открыть магазин, в котором свободно продавались бы американские гитары, и о многом другом в своем интервью «БИЗНЕС Online» рассказал генеральный директор фирмы "Музмаркет" Сергей Фролов.

"ИНСТРУМЕНТЫ ВСЕГДА НУЖНЫ"

- Сергей, что собой представляет рынок музыкальных инструментов у нас в России? Что продают и кто, насколько это востребовано? Ведь сейчас музыка в основном не живая: поставил диск, или даже скачал файл из Интернета - и слушай что хочешь и сколько хочешь

— Не согласен. Прошел некий период, лет 10 - 12, и живой звук поднимается. Пока еще не на должный уровень - но, слава Богу, что хоть так. Покупают барабаны, электронные барабаны, живые клавиши, акустические инструменты, духовые. Покупают все. Не в таком объеме, как хотелось бы, не в таком объеме, как в развитых странах, но - покупают. На одной из конференций по ударным один из слушателей сказал представителю компании, производящей пластики для барабанов: "Как же так, вы нам так мало и плохо посылаете, у нас недостаток по рынку!" Тот отвечает: "Хорошо, берем Францию и Россию. Годовое потребление во Франции больше, чем в России, в восемь раз".

- Кто же все это потребляет? Ведь Франция не рок-н-ролльная страна.

- Там очень много джазовых коллективов, фолковых. Я там пожил, в центре Парижа, поработал там. Музыки много. И это профессионально: не так, как у нас, бьют до дыр - по два года пластик стоит,  - а меняют после каждого концерта, как делают профессионалы. Уровень затратной части на обслуживание музыки очень высокий. На Западе никто не работает под фонограмму - это запрещено законом. Если поймают - можешь больше не попасть на сцену никогда. Были такие случаи.

- А как у нас с этим дело?

-  "Фанера" у нас на каждом шагу. Но постепенно сокращается. И готовят ряд законов и поправок, чтобы ее искоренить совсем. Но вот что до эстрады в нашей республике, - так это тихий ужас. Это просто можно включить магнитофон и вообще не выходить на сцену. Все и так знают, что магнитофон включат все равно. Но в целом народ поднимается. Отрадно. Создаются группы, покупают дорогие, хорошие инструменты. В любой профессии, в любом деле - в искусстве, в спорте, куда ни кинь, - важно техническое решение задачи. Если это альпинист - у него должно быть хорошее снаряжение, если это гонщик - у него должна быть хорошая машина. Так же и в музыке. Хотите, чтобы у вас ребенок хорошо заиграл, - дайте ему сразу хороший инструмент. Чтоб не было, как иногда бывает: приезжает мама на "Мерседесе", в шубе за 20 000 евро, и говорит: "Дайте моему балбесу гитарку какую-нибудь". Я отвечаю: "Тогда оденьте пуховик с рынка, и вы с ним будете наравне".

-  Когда играют под фонограмму, инструменты не нужны?

- Инструменты всегда нужны. Я сам продавал, еще не имея магазина, и продавал, и перепродавал, и сам покупал. У фирмачей покупали, у заезжих музыкантов покупали. Тем, кто сам играет, нужны хорошие инструменты. Я сам почти 30 лет проработал в клубах и ресторанах, в Интуристе, за рубежом и здесь, и у меня всегда были хорошие инструменты. В восьмом классе у меня уже была болгарская гитара "Орфей". Потом уже был хороший самопал - Саши Козлова работа, а после армии я купил уже "американца". Я мог себе позволить инструмент по цене машины. Это середина 70-х, машина стоила, по-моему, пять триста, а инструмент у меня стоил пять с половиной тысяч. Знаменитый инструмент — полмира на нем играет.

- Есть у нас в Казани хорошие музыканты, которые покупают дорогие инструменты?

- И любители покупают дорогие инструменты. Играют дома для себя.

- Что для дома покупают - гитары, клавишные, может быть, ударные?

- Клавиши, гитары, электрогитары, комбики. Клавиши все-таки поменьше, но тоже покупают. Такая тенденция, которая есть на Западе у ребятишек, тинэйджеров, - дома обязательно должен быть набор: компьютер, скейтборд, гитара и комбик, - теперь и у нас есть. В США не дадут школьный диплом, пока не научишься играть на гитаре. Там очень высокий уровень музицирования. Там в подземном переходе играют лучше, чем у нас на эстраде. Уровень совсем другой - профессиональный. Намного выше, чем у нас.

У нас эта тенденция началась в Москве, сначала у мальчишек, а теперь и девчонки такой набор требуют. И коньки еще роликовые можно. У коренных москвичей такой набор почти в каждом доме. У него там в своей комнате комбик, процессор или пара-тройка приставок, гитара - а то и две, - микрофон и компьютерная программа для записи гитары с оркестром.

- В музыкальных школах все-таки в основном на клавишных учат.

- Да. Но вот Натан Рахлин расписывал партию для оркестра, играя на шестиструнной гитаре.

"МЫ БУДЕМ ВАС СОПРОВОЖДАТЬ,
ПОКА ВАШ РОЯЛЬ ИЛИ ВАШИ КОЛОНКИ НЕ РАССЫПЯТСЯ В ТРУХУ"

- Я зашел к вам в магазин — ни одного покупателя… А вид у магазина — процветающий. Как это получается?

- Музыкальная инструменты — это не та штука, которую покупают каждый день. Утром вот пришли, купили синтезатор за 30 тысяч. Струны, палочки, дым-жидкость, пластик — это расходные материалы. Они продаются каждый день. Не скажу, что много, но нормально. Это идет и расходится всегда, потому если сломалась палочка, кулаками колотить не будешь. Струны порвались — идут покупать новые. Хотя до этого струны нельзя доводить, их надо менять через каждые два-три месяца. Они сами по себе начинают растягиваться, удельный вес падает, и они перестают строить.

- Много у вас конкурентов?

- Очень много. Причем как вменяемых, так и не особо.

- Невменяемые — это как?

- Это то, что раньше называли спекулянтами. Привез из Москвы по дешевке гитару, заработал 50 долларов - и неделю гуляет.

- Но разве они могут составить вам конкуренцию?

- Они не то чтобы составляют конкуренцию, но портят общий фон понимания, что такое музыкальный инструмент. Люди по своей наивности готовы схватить подешевле, а потом смотрят — гриф повело. Куда бежать? К нам. Мы видим: некачественный инструмент, порожки пережаты, перекусываются струны. Механика плохо работает. Электроника не очень… Но основная проблема — конечно, дерево. Гриф если повело — то уже только выкинуть. Бывает, конечно, что попадаются инструменты за умеренную цену просто удачные, — но это уже везение. Обычно не так… У нас на удивление любят как-то вот поехать в Москву, купить синтезатор дороже, чем у нас, притащить, намучившись, на себе или через какую-то транспортную компанию привезти без страховки, рискуя, что украдут, тюкнут, и на круг выйдет дороже, и потом опять же нас пригласят это дело установить и настроить…

- А в чем смысл таких странных действий?

- "Ну мы же купили дешевле, без посредников!" Я говорю: "Цифры покажите! Сколько? Столько-то?" — "Не-ет, дороже!" Я говорю: "А у нас вот столько — здесь. С гарантией, со страховкой груза, с нашей установкой, с нашим сопровождением".

- Может быть, об этом просто никто не знает?

- Это  как не знать, что есть спички, и высекать огонь из кремня. Зашел в Интернет — вышел список магазинов. Задал марку рояля. Нашел. Посмотрел цену. Дальше — логически: у кого магазинов больше? Ага, вот два магазина: на Чистопольской и на Хади Такташа. Начнем с них. Позвонил… Ну вы хотя бы купите у себя в городе, мы тут налог заплатим, хоть один человек пенсию получит!.. И вообще — у меня есть пожелание руководителям компаний и госструктур: если хотите что-то закупить, посмотрите, нет ли чего-то рядом, на соседней улице. И потом уже принимайте решение — ехать за тысячу верст, а то и за границу, или нет, потому что вменяемые люди — а у нас есть клиенты, которые могут себе позволить сесть в свой самолет и слетать за гитарой в Нью-Йорк, - покупают у нас. Мы у себя дома будем вас сопровождать, вести, пока ваш рояль или ваши колонки не рассыпятся в труху.

- Пожизненная гарантия?

- Не пожизненная, но ведем очень долго. В одном клубе здесь колонки работают уже 16-й год. Хотя у них стандартный срок службы 5 лет, минимальный — 3, максимальный — лет 7 – 8. Ломаются, мы ремонтируем.

- Может быть, они эксплуатируются очень мало?

- На всю катушку. Эксплуатируются ди-джеями так, что мама не горюй. Разве что битой не дубасят. Пепел на приборы сыпется, кока-кола льется, наушники падают, а после падения на них наступают… Приносят микрофон. Я говорю: "Честно скажите, что с ним? Уронили?" — "Нет, наступили…"

- И после этого он ремонтопригоден?

- Пригоден.

"ГИТАРЫ БЫВАЮТ АМЕРИКАНСКИЕ И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ"

- Где делают лучшие гитары?

- Америка - законодатель мод в гитарах. Лео Фендер придумал добрую половину всего, чем пользуются музыканты по сей день. Звукосниматели на гитарах делались и до него. Он сделал рывок тем, что изобрел форму — Stratocaster, Telecaster, — и в короткий срок сделал электрогитары популярными. Параллельно с ним шел Гибсон — немного другим путем. Мы вот как раз собираемся осенью к ним на фабрику. У него гитары поспецифичнее и посерьезнее. Но тоже выбор не широк — SG Standard и серия Les Paul. Так что сначала идут американцы, рядышком Япония, потом Канада. Японцы по технологиям умыли всех, но закон такой: бывают гитары американские и все остальные. Очень многие известные музыканты играют на японских гитарах, на французских. Шведы очень хорошие гитары делают. Но законодатели все-таки американцы. Так же, как немцы и чехи — в роялях. В 45-м году в Германии была уничтожена большая часть фортепианных фабрик, и примерно в это же время был построен завод Steinway. В США немецкая школа роялестроения. Хотя Steinway считается самым дорогим в мире. Сейчас многие хорошие рояли делают: японцы, американцы - но школа немецкая. Даже корейцы очень хорошие рояли делают. Китайцы делают очень хорошие. Китайцы не стесняются спросить, если сами не знают.

- Сколько стоит хороший инструмент — гитара, например?

- Очень хороший - 157 тысяч долларов. Я в Америке такой видел. Говорят, у Клэптона более 150 инструментов в коллекции, и доброй половиной он пользуется.

- У вас постоянные контакты с ведущими зарубежными фирмами?

- Много таких инструментов, как Gibson или Fender, мы не продаем. Много таких продается только в Москве. Но на витрине всегда держим. У нас всегда есть вся линейка: от самых дешевых до самых дорогих.

 - Дешевые - это отечественные?

- Нет. Наших инструментов хороших нет.

- Это всегда так было или только вот сейчас?

- Так всегда было, к сожалению. Для академической музыки делали что-то, для народной - балалайки хорошие,  духовые, "Красный октябрь" что-то делал с переменных успехом… и все. На фоне нашей эстрады у симфонистов хоть что-то было. А на Западе есть традиции, есть технологии. А сейчас китайцы их купили, очень хорошо делают. С такой ценой и таким качеством. Просто молодцы.

- Что они делают, кроме роялей?

- Все. Кое-что у них пока не очень получается, но они быстро нагонят. За прошлый год они сделали автомобилей больше, чем американцы. И по качеству вполне достойные, хотя еще уступают американским. Но это ненадолго. Через несколько лет они будут неотличимы. Вот таких одухотворенных лиц и таких горящих глаз, как у китайцев, я не видел уже давно. Они твердо уверены в том, что построят светлое будущее.

- А китайцы сами играют? У них ведь своя музыкальная культура, очень специфическая.

- Я был в прошлом году в Китае, на фабрике, у меня есть и диски, и фотографии… У них есть своя эстрада, европеизированная, не хуже нашей.

"КОЛОНКИ ПОСТАВЬ!.."

- Казань сильно отличается от Москвы с точки зрения музыкального рынка?

- Очень сильно. Сказывается два фактора: во-первых, это всеобщая бедность. Отъезжаешь от Москвы на 50 км - и попадаешь в провинцию. И второй фактор — это наш менталитет.

- Какая именно его часть?

- Если какую-то программу профинансировать - она пойдет. В нашей республике очень большой перелив финансов от культуры к спорту. Это уже лет 15. Конечно, спорт надо развивать. Но массовым он так и не стал, хотя и много денег в него вбили. Даже хуже стало: раньше в каждом дворе в футбол играли, а сейчас - нет. Да купите же одним хоккеистом меньше и отдайте эти миллионы на детские площадки!.. А вот на культуру тратят до смешного мало. Если в процентном отношении взять усредненную Европу, то, я думаю, у нас в десятки раз меньше тратится. Причем самая бедная - это татарская эстрада. Она и не развивается, потому что туда не вкладывают денег. Хоккеиста, футболиста можно купить, и он что-нибудь да выиграет. А вот музыканта купить нельзя. Ему надо создать хорошие условия. А посмотрите на наши дворцы культуры - это же ужас что творится. Ну, какие-то отдельные есть хорошие. Но в доброй половине наших районов ситуация просто пожарная. Перематывают старые динамики, ремонтируют колонки, усилители какие-то древние, чтобы хоть как-то провести Сабантуй. Под Сабантуй колонки у нас всегда хорошо продавались, в последние два года - все просто встало. И кризисом все нельзя оправдать.

- Вот сейчас к Универсиаде готовятся активно. Заметно, что пошли деньги на культуру?

- Да, какие-то деньги пошли. Но до нас доходит мало. Основные средства забирают москвичи.

- У вас есть московские конкуренты?

- Есть, много. У них и магазины есть, и проектные бюро по разработке объектов и оборудования.

- Как вы с ними выдерживаете конкуренцию?

- Достойно. Я хочу, чтобы каждый человек ушел от нас в хорошем настроении. Максимум внимания к покупателю. Неважно: купил, не купил. Во-первых, это залог того, что он как минимум это запомнит. А как максимум  - он вернется. Я не очень люблю слово "клиент", как-то вспоминается классическое "клиент созрел!" Клиент не должен созреть, клиент должен получить в высшей степени профессиональное обслуживание и душевное внимание. Мы также проектируем озвучивание больших объектов. Запускаем, сопровождаем, осуществляем гарантийное обслуживание. Обслуживаем пользователей, которые потом на этом оборудовании будут работать. Мы за москвичами, за голландцами во многих клубах, на многих объектах переделывали. В Госсовете вот мы оборудовали малый зал заседаний - это еще в старом здании - и переделывали в Кремле. Сделано было качественно, но не до конца. Это было в начале 2000 года. А про зал торжеств вообще забыли и не поставили ни одной колонки. Входит президент и говорит: "Ну дайте микрофон". А микрофона нет. Нам позвонили, попросили хоть что-нибудь поставить. Мы поставили быстро, мы же здесь, на соседней улице.

- Вас хорошо знают в правительстве?

- Не столько в правительстве, сколько в низшем управленческом составе технических служб, к которым приходит начальство и говорит: "Дайте звук!.." И вот уже они обращаются к нам. Это на их уровне решают, куда бежать быстрей. И особенно быстро нужно именно с аппаратурой. Если с гитарой можно подождать, вызвать кого-то, и если хотят за две-три тысячи долларов инструмент купить, его будут долго выбирать, - то колонки-усилители это значит: завтра приезжает комиссия, и на утро должно быть все готово. У нас два своих автобуса — 9-кубовый Ford Transit и "ГАЗелька". Нагрузили, отвезли, ночью поставили, утром все работает.

- Обслуживание Универсиады - это ваше?

- Если бы я сделал хотя бы одну десятую того, что запланировано на Универсиаду, я бы мог купить весь этот дом вместе с людьми.

- А кто получит остальное?

- Знаю всех, кому отдали. Это москвичи. Хорошие фирмы. Работают неплохо, поставляют быстро. Мобильные. Но не всегда все происходит честно и правильно.

"У НАС В КАЗАНИ ОЧЕНЬ МНОГО ХОРОШИХ ГИТАРИСТОВ"

- Основные покупатели, те, что приносят вам доход, — это кто? Государство, бизнес-структуры, музыканты?

- И государственные, и бизнес-структуры, и музыканты, и не музыканты.

- Основное у вас что - озвучка или продажа инструментов?

- Когда как. Иногда стоит озвучка месяцами - инструменты продаются. Потом пойдет озвучка, а инструменты останавливаются. Мы и то и другое охватываем, поэтому и выживаем.

- У нас есть хоть кто-нибудь, у кого есть фирменный стиль, фирменный звук?

- У нас в Казани очень много хороших гитаристов. Очень много неизвестных. Это люди, которые в самообразовании прут до конца. Пока не научатся, пока не приблизятся к верху совершенства. Но такие быстро уезжают в Москву. Негде здесь работать.

- Чего у нас не хватает - слушателей, клубов?

- Слабая востребованность. В Москве востребованность намного выше. В Москве уровень жизни совсем другой и понятие оплаты музыкантов тоже совсем другое. Но там конкуренция дикая. Если у нас - высокая, то там просто дикая.

- У нас много мест, где можно играть?

- Много. Во всех ресторанах играют. Розенбаум как-то сказал: я точно знаю, что кабацкие музыканты - это товар штучный и самый дорогой. Но в целом - у нас более слабый уровень в связи с тем, что люди готовы дать денег поменьше за какую-то полуфонограммную группешку, чем дать достойные деньги за тех, кто этого стоит. Потребитель еще не готов - абы подешевле.

- Скажите, вы какие-нибудь рекламные, PR-акции проводите?

 - При открытии нашего первого, - по моему мнению, первого профессионального в Казани  магазина на Чистопольской, на рекламу ушло почти полтора миллиона рублей.

- Для вас это много?

- Для нашего бизнеса, который и под микроскопом не видно, - это фантастически много.

- Эта рекламная акция вам что-нибудь дала?

- Да.

- А поддерживающие рекламные акции?

- Обязательно, всегда. Стандартный набор: глянцевые журналы, радио, телевидение. Кроме газет.

-- У вас есть рекламная служба?

- Нет, все делаем сами. Дело в том, что даже если мы потратимся на рекламное агентство, они лучше не сделают. Потому что очень узкая специфика. Если Coca-Cola или Microsoft могут держать целый отдел, поручить и проконтролировать, то у нас, во-первых, бюджета такого нет, а во-вторых, пока расскажешь рекламщику, что мы от него хотим, со всеми корректирующими моментами, — так быстрее сделать самому.

- А PR?

- У нас бывает такой PR, когда мы весь вечер Hennessey пьем, потом нас с разрешения компании фотографируют как "самую симпатичную пару вечеринки Hennessey", и нас еще и рекламируют. Мы в городе многих знаем, бываем на всех тусовках: Mercedes, BMW, или открытие новых магазинов — часы, бриллианты, — нас всегда приглашают. И нас многие знают. Если на открытие, например, магазина с часами и бриллиантами пришло человек 80 – 100, то эти люди либо руководители компаний, либо какие-то платежеспособные мажорики, либо какие-то люди, полезные нашему кругу. А там мы видим и тех, кто у нас покупает и каким-то образом с нами связан, и тех, кто аппаратуру ставит, и артистов, которые тоже наши клиенты. Это все наше.

"Я ОБЯЗАТЕЛЬНО СДЕЛАЮ МАГАЗИН,  
ЧТОБЫ ТАМ ВИСЕЛИ АМЕРИКАНСКИЕ ГИТАРЫ"

- Как возникла ваша фирма?

— Путь начался, наверное, в 1969 году, когда мы с моими одноклассниками из 18-й школы, ныне людьми уже знаменитыми, стояли в музыкальном отделе "Детского мира", и я уже тогда знал, что есть американские гитары, что есть компания Fender, что есть компания Gibson, потому что я играл уже давно на гитаре и бас-гитаре, и вслух сказал: "Хорошо бы, чтобы вместо болгарских или гэдээровских гитар здесь висели бы американские фендерА". На что мне одноклассники сказали: "Тише! Какие американские? Ты что, с ума сошел? Сейчас нас всех скрутят тут с тобой вместе". Вот тогда это все началось. И тогда я и сказал ребятам: "Я обязательно сделаю магазин, чтобы там висели американские гитары". Но получилось это только в 95-м. И пошли магазины, сначала арендованные, потом свои. Потом в Набережных Челнах построили один магазин, уже в собственном помещении. Не так он пошел, как хотелось бы. В Нижнекамске еще был один магазин, тоже закрыли. Для этого надо там жить, контролировать. И остановились на том, что сейчас имеем два магазина в Казани.

-  Недостаточно культурные города?

- Нет, требуется просто внимание. Если бы я там жил, дело пошло бы на всю полную катушку — я вас уверяю.

- У вас есть постоянные покупатели?

- Есть. Много. Есть люди, которые по 5 - 6 - 8 гитар купили. Дорогих.

- Доходов хватает, чтобы расширяться?

- Мы построили два магазина, и оба у нас в собственности. Кроме нас, в Казани никто такого успеха не достиг.

- У вас только розничная торговля?

- И розница, и опт. Оптом мы продаем чаще готовое решение: колонки, усилители, пульты, микрофоны, конференц-системы, озвучку, оповещение. Парк "Шурале" например, купил 87 одинаковых колонок. Плюс сцена — 16 больших колонок. Они сделали правильный выбор — обратились к нам. Толкались тоже и москвичи, и питерцы, и наши. По сей день все работает.

- Пришлось чинить?

- Чинили. А как же. Это же все на улице — и дождь, и снег.

- Сколько человек у вас работает?

 - В двух магазинах  17 человек. Мы, конечно, привлекаем настройщиков, инсталляторщиков, грузчиков. Главное - чтобы свой транспорт под рукой был.

- Это люди, которые с вами с самого начала работают?

— Из тех, кто начинал работать в 1995 году, остались Равкат, моя супруга — директор магазина на Чистопольской, — и вот недавно уволился гитарист, он захотел открыть свой бизнес, он ремонтирует гитары, хочет тихую, хорошую мастерскую, — я отпустил его с Богом. Хочет — пожалуйста. Есть ребята, которые работают по 6 – 8 лет. Пригласили сотрудника, с которым я еще играл в школе, сейчас он работает консультантом по электронике, по студиям, по настройке оборудования.

- Одна старая гвардия?

- Почему, молодежь тоже есть. Молодежь всегда была хорошей. Когда мне говорят — ой, да вот сейчас молодежь не та, — я оппонирую тем, что молодежь всегда та. Потому что в тридцатые годы тоже говорили "ой, молодежь у нас не та", а эта молодежь в сорок первом году встала на защиту Отечества. И это не пафос и не высокие слова — это правда. И сейчас молодежь хорошая. А наркоманы, алкоголики, жулики, шпана всегда были. Это процент брака.

= И он не меняется, по вашему мнению?

- Он варьируется как-то волнообразно, когда больше, когда меньше, но основная молодежь — это ребята толковые. Есть и гитаристы, и электронщики.

- Ваши два магазина одинаковые по уровню, по обороту, по возможностям?

— На Чистопольской несколько больше продается музыкальных инструментов, потому что это элитный район, — у нас там стела стоит в виде гитары, — а на Хади Такташа — электроники, инсталляций. По обороту сказать точно не могу, потому что подразделения обособленные и бухгалтерия отдельная. Так сложилось само собой. Объединить трудно, но возможно.

- Как вы справляетесь с кризисом?

- Магазин на Хади Такташ мы открывали в самый разгар кризиса. Причем контракт на помещение пришелся на пиковые цены, а платить нужно было уже в кризис. Пришлось взять кредит. Кредит до сих пор выплачиваем. Кризис идет, и очень большие сомнения, что он скоро кончится. На уровень докризисных продаж мы пока не вышли. И мало кто вышел. Я вчера только вернулся с конференции, где встречаются хозяева бизнесов, подобных нашему. Мы часто встречаемся, дружим. Есть случаи, что совсем пришлось закрыться. Особенно пострадала розница. Причин много: и низкая платежеспособность населения, и не учли каких-то изменений в настроении покупателей. Все равно дети идут в школы, инструменты покупают, — но не чешскую скрипочку за 10 000, а китайскую за три. Не испанскую гитару за 15 – 20 тысяч, а хорошую китайскую за 3 – 5 тыс. Школы музыкальные не закрылись. Но на самую "шнягу" мы не скатились. Продаем хорошие, дорогие инструменты, на витрине обязательно всегда висит Gibson, всегда висит Fender — вот последний недавно купили, — канадские, чешские гитары, японские — тоже недешевые. Но я всегда говорю: кризис кончится, а магазин останется.

"ПОБЕЖДАЕТ ВСЕГДА ТОТ, КТО УМНЕЙ И СИЛЬНЕЙ"

- Много лет вы связаны с музыкой профессионально?

- Все запихивания меня моими родителями туда и сюда закончились тем, что я все равно стал музыкантом. Я в восьмом классе взял в руки гитару и не отпускаю ее до сих пор. Очень серьезно занимался вокалом, потом уже выучился по-нормальному, получил диплом музыкального училища по классу контрабаса.

- Можете настоящий рок-н-ролл сыграть, слэпом?

- Как говорится талант не пропьешь… Я учился осознанно, имея за плечами десятилетнюю практику работы в ресторане. Я играл и пел все. Поучился год в КАИ, как все казанские ребятишки, — хотя бы одной ногой надо побывать, а у меня еще и мама там преподавала, — и все думали, что я там останусь пожизненно. Но мне это как-то было сквозь пальцы. Я приходил туда сразу с гитарой, шел оттуда на репетицию, или шел в институт и, не доходя до него, сворачивал сразу на репетицию. А учился в КАИ уже после армии. И в армии, когда служил в Германии, тоже играл. После армии думал — может, как-нибудь пройдет, но не прошло, только усилилось. Довелось много где поиграть, поездить.