О "ПЕРИОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА", КРИЗИСЕ КАК СТАДИИ РАЗВИТИЯ И ПОЧЕМУ VOLKSWAGEN ЗАНЯЛ МЕСТО DAIMLER  - ОБ ЭТОМ И МНОГОМ ДРУГОМ РАССКАЗАЛ В КАЗАНИ ЗАММИНИСТРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РФ

Заместитель министра промышленности и энергетики РФ Андрей Дементьев в минувшую пятницу выступил в Казани с лекцией для чиновников татарстанского правительства и руководителей промпредприятий РТ. "Промышленная политика РФ" - так была обозначена тема его выступления в рамках программы профессиональной переподготовки. На примере российских металлургии и автопрома Дементьев рассказал, из чего исходили и чем руководствовались в российском правительстве при разработке стратегий. Лекцию слушал корреспондент "БИЗНЕС Online".

ДЕСЯТЬ ЛЕТ БЕЗ ПРОМПОЛИТИКИ

Во вступительной части заместитель министра отметил, что к его большой радости в России прошли времена, когда считалось, что "лучшая политика для открытой экономики – это ее отсутствие". Он, уже работая в правительстве России, застал  период, когда словосочетание "промышленная политика" считалось, чуть ли не ругательным. Тогда, по его собственному признанию, речь шла не о том, какой должна быть промышленная политика, а должна ли она быть вообще.

В то время, которое Дементьев назвал "периодом экономического романтизма" преобладало мнение, что "лучшая политика для открытой экономики – это ее отсутствие, а любое вмешательство в экономику, путем создания преференций отдельным ее отраслям, являются неприемлемым". Это, по мнению Дементьева, и стало одной из причин того, что страна остановилась в развитии.

Лектор отметил, что более десятка лет,  страна в таком режиме и прожила. Единственным, пожалуй, вариантом промышленной политики тогда, была политика в области приватизации…

С 2004 года промполитика, по словам Дементьева, у российского правительства появилась. За два года, "фабрика по производству стратегий", как образно назвал чиновник свое ведомство, разработала 15 отраслевых стратегий развития. Все они в настоящий момент реализуются. Ни одну из написанных стратегий, по его мнению,  нельзя назвать неуспешной.

"Кризис наглядно показал, что только активная и осознанная экономическая политика и правильные инструменты управления ею, позволяют спокойно относиться к любой стадии развития. Нравится нам это или нет, но кризис – это тоже стадия развития и через такие периоды мы вынуждены будем проходить регулярно. И то, как мы способны проходить периоды спада и есть показатель правильности или неправильности промышленной политики и, следовательно, нашей конкурентоспособности".

КАК РОЖДАЮТСЯ ХОРОШИЕ СТРАТЕГИИ?

Дементьев также считает, что правильная стратегия может быть разработана только в результате частно-государственного партнерства, поскольку именно бизнесу ее и придется реализовывать. Сейчас, по его словам, мы находимся на выходе из кризиса и уже можно оценивать – что мы делали правильно и вовремя, а что делали не так, и где опоздали с принятием решений.

Базовой программой для развития всех остальных отраслей промышленности стала энергостратегия. Это, по словам Дементьева, тот инструмент, который задавал приоритеты развития, задавал динамику для стратегий развития других отраслей. Вопрос состоял в том, как правильно распорядиться нефтегазовыми доходами, чтобы обеспечить развитие в других отраслях.

МЕТАЛЛУРГИЯ – ВТОРАЯ БЮДЖЕТООБРАЗУЮЩАЯ ОТРАСЛЬ

Московский лектор также достаточно подробно остановился на одной из первых отраслевых стратегий, разработанных министерством промышленности и энергетики России – металлургии. "Стратегия должна была определить перспективу развития отрасли – нужно было понять, какая продуктовая линейка нам необходима, что для нас является приоритетом, и что мы умеем делать?"

Реформы начались с металлургии по нескольким причинам. Во-первых - это вторая бюджетообразующая отрасль в стране. Кроме того, в тот момент рост экономик мира привел к фантастическому росту потребления в мире, стали. Поэтому упадок промышленности на внутреннем рынке металлурги могли  компенсировать выходом на внешний рынок. Во-вторых, Россия – это единственная страна в мире, которая производит металла в два раза больше, чем потребляет сама. В-третьих, металлургия позволяла развивать остальные отрасли. В частности, в стране планировалось начать большие инфраструктурные проекты – строительство магистральных нефте- и газопроводов, стояли задачи возрождения, судостроения,  автопрома… Для этого нужен был качественный металл.

К слову, с середины 70-х годов до 2003-го года в стране не было создано ни одной новой марки стали. Это тормозило в том числе и развитие автопрома. Тем не менее, Дементьев отметил: несмотря на то, что металлургия достаточно специфичная отрасль, и по большому счету, в стране работает "пять с половиной игроков", министерству удалось достаточно легко усадить их всех за один стол и продуктивно обсудить программу действий на пятилетку. В результате они сумели между собой договориться, задать стратегические ориентиры, сумели понять, что приоритетом является именно удовлетворение спроса на продукцию металлургии внутри страны.

Сегодня, спустя семь лет после начала реализации стратегии замминистра считает, что уже можно говорить о том, что российская металлургия – это развитая конкурентоспособная отрасль - со своей собственной нишей, с понятным направлением движения. "Мы собираемся к 2020 году выплавлять стали на 90 млн.тонн больше чем сегодня (рост 25 процентов), - заявил Дементьев. - При этом, на треть повысим энергоэффективность предприятий металлургии. Россия через десять лет не будет иметь мартеновской стали, мы будем выплавлять только треть "электростали". Мы уже сейчас имеем всю продуктовую линейку, которая востребована промышленностью, неплохо чувствуют себя металлурги на внешнем рынке. И прошлый кризисный год – это подтвердил. Металлургия упала глубже всех сначала, но затем достаточно быстро сумела выправиться по объемам. В первую очередь, из-за переориентации с внутреннего рынка на экспорт. Главным результатом реализации стратегии развития в металлургии стало то, что у нас поменялась структура экспорта - мы ушли с низких переделов на более высокие. Экспортируем мы сегодня в большей степени сортовой прокат, поскольку можем конкурировать по качеству и цене". Металлурги, по словам Дементьева, в прошлом году осуществили инвестиции в свою отрасль в размере 234 млрд. рублей, хотя первоначальные планы составляли 290 млрд. рублей. Ни один из значимых инвестпроектов, стоимостью от $500 млн. до $2 млрд. не был заморожен, лишь по некоторым из них были сдвинуты сроки. Так на Магнитке был запущен "стан-5000", на челябинском трубопрокатном заводе начали делать большую трубу.

ДО 2006-ГО ГОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ АВТОПРОМА НЕ БЫЛО ПРЕДПОСЫЛОК

Программа стратегии в автопроме утверждена была недавно – в начале этого года, хотя разрабатывалась с 2006-го. Он считает, что до этого срока для развития автомобилестроения у страны не было ни объективных, ни технологических предпосылок. "И хотя в стране на тот момент не было необходимых компетенций для производства конкурентоспособной продукции, отдавать рынок на откуп иностранцам было нельзя". По его словам, рынок автомобилей – один из самых больших в мире и по своим объемам уступает только рынку одежды.

Поэтому ставка была сделана на привлечение в страну иностранных компаний, которые и должны были по замыслу стратегов из минпромторга, и стать точками роста. Татарстан был назван экспериментальной площадкой в создании автомобильных кластеров. И на КАМАЗе, по мнению Дементьева, есть почти все ключевые компетенции по грузовым автомобилям. Челнинский автозавод, как рассчитывают в минпромторге, останется глобальным игроком на мировом рынке.

МЕСТО DAIMLER ЗАНЯЛ VOLKSWAGEN

Интересно, что в соавторах стратегии развития автомобилестроения РФ были практически все мировые автопроизводители. Впрочем, один из основных партнеров – компания Daimler, в проект по промсборке так и не пришла. По словам Дементьева, приходить на российский рынок нужно с массовым продуктом. На тот момент для альянса Daimler-Mitsubishi это был Mitsubishi Lancer, однако когда в стране были выработаны правила игры, Daimler с Mitsubishi оказались в "разводе". Поэтому основным партнером, под которого и вырабатывались условия, стал Volkswagen. Во многом и сроки, которые необходимо было выдержать автопроизводителю, подписавшему соглашение о промсборке, исходили от немецкого производителя. Одним из условий прихода на наш рынок компаний с мировым признанием, стали защитные меры, направленные на вытеснение с российского рынка подержанных иномарок. За два года, повышением ввозных таможенных пошлин, импорт секонд-хэнда свели практически к нулю. Дементьев еще раз подчеркнул, что, не создавая предпосылок для развития той или иной отрасли, то есть как в данном случае, не закрывая рынок подержанных иномарок, привлечь автопроизводителя в страну было бы невозможно. На сегодня, по словам Дементьева,  ни одно подписанное соглашение по промсборке нарушено по срокам локализации производства не было.

Вместе с тем, он сказал, что преференции для отечественных автопроизводителей, в частности пошлины на импорт автомобилей на нынешнем уровне планируется сохранить вплоть до 2015-2016 г.г, когда два стратегических альянса АВТОВАЗ-Renault и Sollers-Fiat смогут вывести свой продукт на конкурентоспособный уровень.

Асхат Идиятуллин