ИЗ-ЗА БЕНЗИНОВОЙ БЛОКАДЫ ИРАНА В ЗОНЕ РИСКА МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ТАТНЕФТЬ
Попытка российских и китайских компаний занять нишу поставщиков автомобильного топлива в Иран, которая освободилась после односторонних санкций со стороны США и ЕС, вызвала раздражение в американском госдепе. На днях он пригрозил опубликовать "черный" список из 10 иностранных компаний, которую могут в дальнейшем ощутить на себе всю мощь экономических санкций. В число кандидатов на попадание в топ-10 входят Роснефть, Газпром нефть и Татнефть.
ЧТО РАЗДРАЖАЕТ ГОСДЕП?
Администрация президента США Барака Обамы рассматривает возможность ввода санкций в отношении 10 иностранных нефтяных компаний за их сотрудничество с Ираном, сообщило агентство Bloomberg.
Весь сыр-бор вокруг нефтяников разгорелся из-за односторонних санкций, которые в июле против Ирана ввели США и Евросоюз. Западные страны договорились, что США перекроют доступ на свой рынок иностранным компаниям, которые будут поставлять Ирану бензин или же содействовать нефтепереработке внутри страны. В свою очередь, Евросоюз намерен штрафовать те компании, которые будут инвестировать в энергетический сектор, банковскую отрасль и грузоперевозки исламской республики.
Несмотря на то, что Иран занимает пятое место в мире по экспорту нефти, он вынужден импортировать около 40% бензина из-за нехватки перерабатывающих мощностей. Сегодня из-за блокады поставки Ирану нефтепродуктов, по некоторым данным, сократились почти вдвое.
Санкциям США и ЕС уже подчинились крупнейшие мировые трейдеры - Reliance, Royal Dutch Shell Plc, Glencore International AG, Trafigura Beheer BV и Vitol Group. В этой ситуации больше всего раздражение у американских властей вызывает то, что освободившую нишу европейских и индийских экспортеров бензина занимают конкуренты из Китая и России.
В конце июля руководитель комиссии по Ирану московской торгово-промышленной палаты Раджаб Сафаров заявил, что поставки бензина в Иран в течение месяца могут начать три российские компании - ОАО "Роснефть", ОАО "Газпром нефть" и ОАО "Татнефть".
К сожалению, на момент написания материала комментария из Татнефти получить не удалось. Вчера в приемной руководителя управления по реализации нефти и нефтепродуктов ОАО "Татнефть" Наиля Маганова «БИЗНЕС Online» заявили следующее: "Будет ли Татнефть комментировать эту ситуацию, станет ясно завтра".
Интересно, что в среду ЛУКОЙЛ, после появления сообщения агентства Reuters о том, что российская нефтяная компания возобновила поставки нефтепродуктов в Иран, распространила опровержение этой информации.
"После того, как было принято решение о прекращении поставок нефтепродуктов в Иран, ЛУКОЙЛ в рамках ранее действовавшего контракта осуществил несколько поставок, чтобы выполнить его", - говорится в официальном заявлении ЛУКОЙЛа. До апреля этого года, когда в отношении Ирана были приняты санкции, россияне отгружали нефтетанкерами 250 тыс. баррелей бензина. Теперь ЛУКОЙЛ, работающий в США, был вынужден во избежание проблем, полностью уйти из Ирана.
ДРУЖБА БЕЗ НЕФТИ
Напомним, что сотрудничество Татнефти с Ираном началось еще в начале 2000-х. Тогда казалось, что местные власти по сравнению с другими российскими нефтегазовыми компаниями, работающих в стране (Славнефть, Зарубежнефть, Трансгаз), относились к татарстанцам более благосклонно.
Первый крупный контракт стоимостью $1 млн. был заключен в 2002 году с RIPI (НИИ нефтяной промышленности Ирана). Тогда татарстанцы брались за проведение буровых работ на нефтяном месторождении Купал на юго-западе Ирана. Далее последовала череда длительных переговоров о создании СП по разработке месторождений нефти в Иране. В 2005 году фонд обездоленных ИРИ (Иран) и компания Татнефть наконец-то подписали соглашение о создании ПарсТат (Pars Tatneft Kish). Иранцы тут же заявили, что рассчитывают на инвестиции на сумму $500 млн. для организации деятельности в сфере разведки и добычи нефти.
Однако с момента создания СП "ПарсТат" не удалось получить ни одного госконтракта на разведку и добычу нефти в Иране. После пожеланий руководства Татнефти в феврале 2008 года в адрес иранских партнеров СП "активизировало работу по поиску контрактов", в СМИ появилась информация о том, что ведутся переговоры о разработке трех месторождений в двух провинциях Чехармехаль и Бахтияри (Caharmahal o Baxtiyari), Кохгилуйе и Бойерахмед (Kohgiluyeh o Buyer-Ahmad). В октябре Татнефть подписала меморандум о взаимопонимании с национальной нефтяной компанией Ирана (NIOC) и иранским фондом "Мостазафан". Правда, дальше слов, похоже, дело не пошло. До последнего времени Татнефть осуществляла в Иране исключительно сервисную деятельность.
Арслан Минвалеев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.