НО  ВЕРНУТЬСЯ К ДОКРИЗИСНОМУ УРОВНЮ ЕМУ ПОКА НЕ УДАЕТСЯ  

КАМАЗ опубликовал отчетность по РСБУ за первое полугодие 2010 года. Судя по цифрам, дела на автогиганте идут все лучше – об этом говорит выручка, выросшая более чем на треть. Гендиректор компании Сергей Когогин настроен оптимистично: по его словам, российский рынок грузовой техники "демонстрирует чудеса".  И это действительно так, особенно на фоне резкого сокращения поставок в Туркменистан (где за второй квартал реализовано два десятка автомобилей, вместо 900 за аналогичный период прошлого года) и Украины, где рынок новых грузовиков упал почти на 40% даже по сравнению с первым полугодием кризисного 2009 года. 

АКТИВЫ УМЕНЬШИЛИСЬ НА 2 МЛРД.

Отметим основные моменты отчетности КАМАЗа. Выручка автогиганта за первое полугодие 2010 года увеличилась на 36,2% по сравнению с аналогичным показателем 2009 года и составила 32,3 млрд.руб.(из них практически 20 млрд. руб. - выручка от реализации грузовых автомобилей). Чистый убыток компании сократился практически в 13 раз и по итогам первых шести месяцев установился на отметке 124,7 млн.руб. Тем не менее второй квартал 2010 года оказался для КАМАЗа прибыльным (12 млн.руб.).  

Основные  результаты деятельности ОАО "КАМАЗ"

Наименование  показателя

I пол.2010г.

I пол.2009г.

Выручка, тыс.руб.

32 392 766

23 790 964

в т.ч. от продажи грузовых автомобилей

19 697 445

14 605 450

Производительность труда, тыс.руб./чел.

2 233.4

1 582.9

Чистая  прибыль (убыток), тыс.руб.

-124 695

-1 622 864

Чистые активы, тыс.руб.

44 185 937

46 896 720


Чистые активы компании по итогам полугодия составляют 44,2 млрд.руб., что практически на 2 млрд. руб. меньше аналогичного показателя прошлого года. Данное снижение во многом обусловлено получением убытка по итогам деятельности по 2009 году из-за сокращения объемов производства продукции на фоне мирового финансового кризиса.  

ЗАДАЧА №1 – ПРОДАВАТЬ

Рост выручки на КАМАЗе связывают с повышением объемов производства (производительность труда возросла в 1,4 раза) и реализации продукции, связанной с оживлением спроса на грузовые автомобили. Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, как на днях сообщила газета РБК daily, в качестве основного фактора роста продаж также обозначил эффективную и слаженную работу дилеров рынка. В своем интервью он отметил: "Мы в кризисный период очень бережно и внимательно относились к своей дилерской сети, не только к собственной, но и к независимой. Мы сохранили дилеров, и сегодня они платят нам тем, что продают много".  

Хотя  в 2009 году и наблюдалось снижение эффективности работы дилерской сети (заявки на закупаемую продукцию значительно сократились) сейчас КАМАЗ вновь наращивает обороты. За шесть месяцев этого года основной производитель  реализовал 12 726 грузовых автомобилей, что на 45,9% больше аналогичного показателя по 2009 году (тогда было продано 8 722 машин). При этом автогигант увеличил свое присутствие на рынке до 55,6% в то время как за в первом полугодии 2009 года результат был в 53, 6%.  

Результаты  компании еще довольно далеки от докризисного уровня (в 2008 году выручка компании была 116 млрд.руб., чистая прибыль 3 млрд.руб.). По итогам 2009 года обороты КАМАЗа упали практически вдвое. Тем не менее благодаря различным программам по поставке автотехники с участием государственного финансирования дальнейшее падение объемов продаж автомобилей было приостановлено. 

Объем продаж автомобилей и СКД (сборочные комплекты двигателей) на рынки СНГ и дальнего зарубежья по итогам полугодия составил 1537 машин, что на 24,7% меньше чем за аналогичный период прошлого года.

Структура экспорта (включая СКД)

Регион

Первое полугодие 2010г.

Первое полугодие 2009г.

Кол-во, шт.

Доля в экспорте,%

Кол-во, шт.

Доля в экспорте,%

Дальнее зарубежье (Азия, Африка,

Бл.Восток,

Америка)

546

35,5

361

19,1

Страны Европы

24

1,5

31

1,6

Страны СНГ

967

63

1494

79,3

По странам СНГ прошлогодний объем экспорта пока не достигнут. На КАМАЗе объясняют это следующими причинами:

• резкое сокращение поставок в Туркменистан (за аналогичный период прошлого года реализовано в Туркменистан почти 900 автомобилей, в текущем году всего 21 единиц),
• сохранение неблагоприятной экономической ситуации на рынке Украины, который является одним из ключевых экспортных рынков ОАО "КАМАЗ". Украинский рынок новых грузовиков полной массой свыше 16тн за первое полугодие 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал почти на 40%.

Тем не менее, КАМАЗ сохранил свои позиции на рынке Украины, и имеет долю 31% по итогам 6 месяцев 2010года Поставки в страны дальнего зарубежья – это в основном поставки СКД для сборочных заводов. В основном это страны Африки, Афганистан, Кувейт и ОАЭ.  

Большинство экспертов сходятся во мнении что КАМАЗ закончит год с небольшой прибылью поскольку ситуация с продажами у компании налаживается. Рынок потихоньку восстанавливается, спрос на грузовые автомобили увеличивается. Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин настроен также очень оптимистично и планирует очень скоро представить на рынок новые модели. В своем интервью на минувшей неделе он высказал мнение, что российский рынок грузовой техники "демонстрирует чудеса". 

Алена Матвеева

Справка   

КАМАЗ - один из крупнейших автопроизводителей в РФ - занимается производством и продажей грузовых автомобилей (более 30 моделей, свыше 400 комплектаций), запасных частей, а также прицепов, автобусов, тракторов, двигателей, силовых агрегатов и различных инструментов. Общество является учредителем (участником) 103 организаций группы "КАМАЗ", включая сборочные предприятия во Вьетнаме, Иране, Казахстане, Пакистане и КНДР. Продукция КАМАЗа широко распространена в странах СНГ, экспортируется примерно в 30 стран мира. Фирменная сервисная сеть КАМАЗа включает более 300  центров на территории России и за рубежом.  

Анализ деятельности: Татспиртпром, Казанский вертолетный завод, Казаньоргсинтез, КМПО, НКНХ, Нэфис