СУДЕБНЫЙ КОНФЛИКТ ЗА ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БРЭНДА «ПЯТЕРОЧКА» В ТАТАРСТАНЕ ПОЛУЧИЛ НЕОЖИДАННУЮ РАЗВЯЗКУ
Самарский апелляционный суд встал на сторону Х5 Retail Group - крупнейшего ритэйлера России по размеру выручки, подтвердив право компании развивать в Татарстане магазины под брэндом «Пятерочка+», которое было оспорено республиканским франчайзи ритэйлера – ООО «Ак Барс Торг». Однако точка в отношениях между партнерами этим решением не поставлена – ритэйлеры договариваются о продолжении сотрудничества, одним из вариантов которого является создание совместного предприятия для развития дискаунтеров в Татарстане.
САМАРСКАЯ БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ
Самарский апелляционный суд встал на сторону структуры Х5, разрешив ей использовать брэнд «Пятерочка+» в Татарстане. Таким образом, было отменено решение Арбитражного суда РТ, который 25 мая подтвердил решение УФАС запретить Х5 Retail Group использовать свой брэнд «Пятерочка» в республике до 2014 года – пока не истечет контракт компании с «дочкой» влиятельного «Ак Барс Холдинга» – ООО «Ак Барс Торг».
Напомним, договор концессии с владельцем созданной в 1999 году марки «Пятерочка» – питерским Агроторгом – Ак Барс заключил еще в 2004 году. Тогда же пара десятков бело-зеленых супермаркетов «Ак Барс» в Татарстане были переименованы в «Пятерочку». В мае 2005 года Агроторг сделал огромный рывок, успешно разместив акции на Лондонской фондовой бирже, и сумев привлечь $600 млн. на дальнейшее развитие сети. А в 2006 году удачливая Пятерочка слилась с сетью гипермаркетов «Перекресток» (за которой стоит Альфа-групп). И все это превратилось в холдинг X5 Retail Group - монстра ритэйл-индустрии России и абсолютного лидера отрасли по объему продаж.
Конфликт между партнерами разных весовых категорий начался летом 2009 года, когда X5 Retail Group начал развивать в Татарстане собственную сеть под названием «Пятерочка +». Это была вроде как Пятерочка, и все же не Пятерочка!
Естественно, уязвленный в лучших чувствах Ак Барс торг, столкнувшись с такой хитростью старых новых партеров, пожаловался на компанию в управление федеральной антимонопольной службы по РТ – на неправомерное использование товарного знака «Пятерочка» в республике. В декабре прошлого года УФАС признало Агроторг (именно эта компания управляет сетью в рамках группы Х5) нарушившим закон «О защите конкуренции», наложило на ритэйлера штраф - 10,6 млн. рублей и выдало предписание прекратить использование наименования «Пятерочка+» на период действия договора коммерческой концессии с Ак Барс торгом. Кроме того, до 1 апреля 2010 года Агроторгу было предписано снять вывески со всех своих дискаунтеров в Татарстане. Х5 в свою очередь обратилась в Арбитражный суд РТ с иском, оспаривающим это решение УФАС. Но 25 мая 2010 года суд иск Агроторга отклонил, оставив решение УФАС без изменения.
- Решение суда нас, честно говоря, не обрадовало. Агроторг является законным правообладателем товарного знака «Пятерочка». И в договоре концессии, заключенным с Ак Барс Торгом нет ни одного пункта, который запрещал бы нам самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью на территории Татарстана. Так что решение суда мы, естественно, будем обжаловать в апелляционной инстанции, - говорил «БИЗНЕС Online» директор филиала «Приволжский» компании X5 Retail Group Радик Ибрагимов.
ВОЗМОЖНО, ДОГОВОРИМСЯ С ПАРТНЕРОМ
Однако Х5 не спешит праздновать победу. «Мы считаем этот эпизод нашего сотрудничества досадным недоразумением и следствием того, что мы когда-то плохо договорились. Текущий судебный процесс является результатом нашего не очень проработанного и двусмысленного соглашения, подписанного несколько лет назад, — заявил РБК daily директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group Михаил Сусов. — Несмотря на суды, мы уверены, что стратегически нам следует не бороться друг с другом, а как большим и перспективным игрокам конструктивно сотрудничать».
По его словам, недавно начавшиеся переговоры по поиску компромисса показывают, что партнеры из Ак Барс Холдинга, куда входит франчайзи Х5, тоже готовы найти ту форму сотрудничества, которая будет комфортна обеим компаниям. Правда, в какой форме это будет реализовано, пока неясно. «Возможно, мы договоримся с партнером развивать одну сеть в рамках совместного предприятия. И конечно же, под одним брэндом, чтобы покупатели не путались в названиях», — добавил Сусов. Узнать мнение партнера Х5 по этому поводу вчера не удалось.
Надо отметить, что переговоры также касаются возможного вынесения совместного бизнеса за территорию республики, и не только в виде ритейла. Суслов уточнил: «Ак Барс Холдинг обладает большим потенциалом сельскохозяйственного производства, компания может нам поставлять свою брэндированную продукцию, делать товары под частными марками для нас».
БИЗНЕС Online
(использованы материалы RBC daily)
Справка
Х5 Retail Group - мультиформатная розничная компания. Акционеры: «Альфа-групп» — 47,9%, основатели «Пятерочки» — 23,1%, менеджмент — 1,9%, в свободном обращении — 27%. Капитализация (LSE): $10,16 млрд. Финансовые показатели (МСФО, первое полугодие 2010 г.): выручка — $5,18 млрд., чистая прибыль — $104 млн. Сеть насчитывает на 30 июня 2010 года 1514 магазинов (в том числе 610 франчайзинговых) в России и на Украине.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.