С 23 по 25 сентября 2010 года на площадке Казанского университета 500 человек абсолютно бесплатно прослушают лекции ведущих экспертов России и мира на самые различные темы – от управления персоналом до положения нашей страны в глобальном мире. Желающие принять участие в образовательной программе должны заполнить заявки на сайте. Подробнее о целях, миссии и программе эксперт-классов «Расширяй горизонты» газете «БИЗНЕС Online» в эксклюзивном интервью рассказал один из организаторов программы Оскар Прокопьев. 

РОССИЯ НЕ ДОЛЖНА ПЫТАТЬСЯ СТАТЬ МАНУФАКТУРНОЙ, КАК СТАЛ КИТАЙ   

- Оскар Валерьевич, как возникла идея проведения эксперт -классов? 

- Идея возникла у Ильсура Раисовича. Когда я учился во Франции, мы с мэром обменивались емэйлами, я ему рассказал о blue ocean («голубой океан» - стратегия создания новой свободной ниши на конкурентном рынке – прим. ред.), ему очень понравилось. В конце июля – начале августа после поездки в Сингапур казанской делегации мэром было принято решение организовать в Казани эксперт-классы. 

- Во Франции проводят подобные мероприятия?

- Насколько я знаю, ничего подобного нет нигде. Мы решили, что сделаем бесплатные семинары для относительно небольшой аудитории в 500 человек на постоянной основе – раз в полгода. По крайней мере, хотели бы раз в полгода. Будем постоянно приглашать новых лекторов. 

- С какой целью? 

- Целей несколько. Во-первых, мы хотим показать, что есть жизнь за пределами Казани, и какая она. Не у всех есть возможность уехать и поучиться. Здесь, по крайней мере, это даст им возможность узнать что-то новое и понять, что надо меняться. Согласитесь, те выпускники, которые выходят из наших вузов, - это в большинстве своем  не рабочий материал. Со многими из них не о чем говорить, невозможно работать. Они должны учиться не на телесериалах, где люди живут легкой жизнью или где киллеры убивают людей. Они должны понимать, что надо учиться, надо работать, чтобы добиться успеха. Сейчас в мире новая экономика – экономика ума, технологий. Россия не должна пытаться стать мануфактурой, какой стал Китай. Надо пытаться стать мозговым центром мира. 

Во-вторых, у нас очень низкий процент выпускников, которые хотят открыть собственное дело, и наша цель - мотивировать их на это. Мы приглашаем Давида Янга, человека, который сам себя сделал. Есть Аркадий Новиков, известный ресторатор России. Мы его тоже пригласили, и, если график его позволит, он тоже будет. То есть мы приглашаем успешных людей из России, которые расскажут свои success story о том, как они себя сделали.  

ДЛЯ ТАКОЙ НЕБОЛЬШОЙ АУДИТОРИИ ОНИ ОЗВУЧАТ БОЛЕЕ УЗКИЕ ТЕМЫ 

- Вообще, какие цели ставятся перед лекторами? О чем будет говорить каждый из них? 

- Давид Янг, молодой парень 1968 года рождения, расскажет, как построить международный бизнес в России. Он основатель IT-компания ABBYY – той самой, которая разработала популярные электронные словари Lingvo, знаменитую на весь мир программу распознавания рукописных текстов FineReader.  

Аркадий Дворкович, помощник президента России, интересен тем, что он может рассказать из первых уст о том, куда движется Россия, что нужно стране для инноваций, для модернизации – он ретранслятор официальной идеологии. Он свяжет тему образования и дальнейшего пути России.  

Алла Вучкович-Стадник работает директором департамента управления персоналом Объединенной авиастроительной корпорации. У нее многолетний опыт работы на аналогичных позициях в иностранных компаниях. Она должна рассказать, к чему надо готовиться нашим выпускникам, чтобы соответствовать требованиям ведущих международных компаний по личностным и профессиональным характеристикам.  

Сергей Караганов – известный политик, член международного дискуссионного клуба «Валдай», главной целью которого является повышение имиджа России в мире. Его доклад будет о положении России в глобальном мире. 

Управляющий директор сингапургской компании KHT and Co Pte Ltd Кин Хьян Тан расскажет о стратегии «голубого океана». Директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Педро Альба, если приедет, будет рассказывать о том, что модернизацию России надо производить не на глобальном федеральном уровне, а на региональном  и даже городском уровне.  

Дмитрий Чернов, лектор Высшей школы экономики, расскажет о том, что не все в России потеряно и о том, какие тенденции развиваются сегодня на макроэкономическом уровне в мире.

Джозеф Лу на примере Сингапура расскажет о том, как построить малый бизнес в авторитарном государстве.  

- В программе эксперт-классов заявлено об участии мэра Казани. О чем будет говорить глава города? 

- Мэр Казани Ильсур Метшин выступит с получасовой речью, и еще не менее тридцати минут будет отвечать на вопросы аудитории. Тема его лекции – что нужно Казани для развития. Мэр озвучит свой взгляд на перспективы города в части увеличения доли малого бизнеса, привлечении иностранных инвестиций и т.д.  

- Эти люди уже неоднократно выступали, их выступления неоднократно транслировались по телевидению, в интернете. Чем будут отличаться их доклады в Казани? 

- Я думаю, что для такой небольшой аудитории они озвучат более узкие темы.  

- Почему про стратегию «голубого океана» будет рассказывать именно Кин Хьян Тан? Почему не автор стратегии Чан Ким? Ведь можно пойти в магазин, купить и прочитать его книгу о blue ocean. 

- Я читал книгу и слушал лектора. Разница огромная. Эффект достигается за счет того, что лектор вовлекает аудиторию в дискуссию и помогает ей найти решение через обсуждение проблемы. 

- Актуальный вопрос для тех, кто не владеет иностранными языками – кто будет переводить лекторов-иностранцев? Потому что иногда перевод абсолютно бессвязный и оторванный от оригинала.  

- Переводить будут синхронисты. Многие участники программы уже прислали лекционные и раздаточные материалы, которые 21 сентября все слушатели, получившие логин и пароль, смогут загрузить с сайта. Материалы будут не полные, потому что какие-то мысли будут рождаться в ходе лекции или дискуссии. Но они помогут слушателю заранее войти в тему, подготовить вопросы.  

- Как организована программа эксперт-классов? 

- Мы разделили всю программу на полуторачасовые блоки, которые пройдут за три дня, по восемь часов в день. Исходя из размера аудиторий в КГУ, всю аудиторию мы разделили на три группы: 250, 150 и 100 человек.  

ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЗАДУМЫВАТЬ, КУДА ЕМУ ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ, ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА И ПОСЛЕЗАВТРА 

- Все зарегистрированные участники мероприятия получат возможность послушать лекторов? Есть ли какой-то фильтр допуска к тем или иным экспертам? 

- Нет, таких фильтров нет. Есть отбор участников эксперт-классов на входе – по короткому сочинению, которое надо написать в ответ на один из нескольких наших вопросов на сайте madeinkazan.ru. Это было мое требование. По этим небольшим текстам мы смотрим две вещи. Во-первых, краткость – сестра таланта, надо уметь коротко излагать умные мысли. Во-вторых, умные мысли должны присутствовать. Человек должен задумывать, куда ему двигаться дальше, что будет завтра и послезавтра.  

Мы уже начали вычитывать поступившие сочинения. Самая популярная тема из шести предложенных на выбор – какой вопрос вы бы хотели задать мэру. И вопросы поступают разные. Но хотелось бы, чтобы люди думали о Казани, о том, каким они видят город, чтобы были более развернутые и глубокие вопросы – что мэрия должна делать для поддержки предпринимательства, например.  

Некоторые на вопрос – думаете ли вы остаться в Казани на ближайшие 5-10 лет – отвечают: да, думаю. Это не работает. Нам нужны развернутые ответы. Да, думаю, потому что… Такие есть, встречаются вообще превосходные ответы. Их мы будем публиковать на сайте.  

Кстати, мы не «бронируем» ни для кого мест, даже для спонсоров. Единственный способ попасть на проект – заполнить заявку участников, других путей нет. 

- Сколько человек на сегодняшний день прошло жесткий отбор? 

- Заявки на участие подали более 600 человек. Вычитаны около ста эссе, из них отобраны пока только 70 человек. Отбор заявок продолжается. Судя по статистике сайта, мы прогнозируем не менее 2000 заявок. Из них только 20% пройдут, но это будут именно те люди, которых мы ищем. В том случае, если количество умных, интересных, мотивированных людей превысит 20%, в чем лично я абсолютно уверен, организаторы планируют создать базу для дальнейшего взаимовыгодного общения. 

- То есть несмотря на то, что на сайте написано, что количество заявок превысило заявленную цифру в 500 человек, каждый может еще написать письмо, так? 

- Безусловно.  

МЫ ХОТИМ ВМЕСТЕ ПОДУМАТЬ, ГДЕ НАШ "ГОЛУБОЙ ОКЕАН", КАК ЕГО СОЗДАТЬ ДЛЯ КАЗАНИ 

- С какой целью вы собираете сочинения с участников программы? Будут ли организаторы дальше работать с сообществом, собранным для участия в эксперт-классах? 

- Во-первых, образование надо давать только тем людям, которые хотят его получить и что-то для этого делают. Люди должны хотя бы пальцем о палец ударить, подумать о том, что их ждет в будущем. Второе - мы хотим создать в Казани некую интеллектуальную базу из числа горожан, которым небезразлична судьба Казани. Мы планируем, что сможем привлекать этих людей на решение тех или иных задач. Они станут, своего рода, тем «взглядом со стороны», который поможет быстро двигаться вперед. 

Приведу вам пример. В отделении соцзащиты сидит десять операционисток, которые обслуживают бабушек, инвалидов. Операционисты часто болеют, потому что работают с населением и потому что никак не защищены от инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. В отличие от операционистов тех же банков, где для этого есть стеклянные перегородки. В результате, из-за болезни пяти из десяти операционистов соцзащиты, растут очереди в центрах, падает их эффективность, растет социальное напряжение. Почему мы не спросим наших операционисток, что им нужно, чтобы не болеть и эффективнее работать? Так же и здесь – почему мы не спросим наших людей, что им нужно в Казани. Не путем социологических опросов, которые, как известно, далеки от частных реалий жизни города. А путем постановки задач иным способом. Мы хотим вместе подумать, где наш «голубой океан», как его создать для Казани. 

- В материалах о программе сказано, что каждый участник получит сертификат об участии в эксперт-классах. Что в нем будет написано? Что сертификат даст своему обладателю в будущем? Какие двери откроет? 

- В нем будет написано, что такой-то гражданин успешно завершил образовательную программу «Расширяй горизонты» за подписью преподавателей. В дальнейшем этот сертификат можно совершенно спокойно использовать в резюме. Я думаю, что первая группа слушателей будет самой престижной.

Хотя, на мой взгляд, сертификат это вторичный результат для участников,  важнее то, что каждый получит такие знания, которые заставят его задуматься  и двигаться вперед.  

Плюс к этому, мы планируем наградить участников дискуссий за самые интересные вопросы презентами, которые являются как раз продуктами типичной компании «голубого океана». 

"КАЗАНЬ - СПОРТИВНАЯ СТОЛИЦА РОССИИ" ЗВУЧИТ ЗДОРОВО, НО НЕ ПОНЯТНО 

- Миссией образовательной программы вы видите PR города. В чем он будет заключаться? 

- Мы хотим оторваться от бренда «Третья столица». Я лично считаю, что он нам не подходит, потому что обязывает Казань соревноваться с Москвой и Питером. И обязывает все время пытаться уйти в отрыв от других городов-миллионников. 

Я считаю, что Казань должна позиционироваться на более высоком уровне, соревноваться на международной арене. И мы должны для этого выработать те стратегические пункты, которые позволят нам это сделать. Барселона ведь не конкурирует с Вальядолидом в Испании, Барселона конкурирует в Европе и мире.  

- То есть цель – войти в клуб мировых городов. 

- Конечно. «Казань – спортивная столица России» звучит здорово, но непонятно. Зачем нам конкурировать в «красном океане» в России? Мы должны создать свой «голубой океан» - на уровне Европы и мира. 

ЗА 10 МЕСЯЦЕ МЫ ПРОШЛИ ТАКОЙ ЖЕ КУРС МВА,  КАКОЙ В ГАРВАРДЕ ИЗУЧАЮТ ДВА ГОДА 

- Давайте заглянем в послезавтра. Что нового будет в следующей образовательной программе, которая, по вашей задумке, пройдет через полгода? 

- Мы планируем в следующей программе сделать больший акцент именно на бизнес образовании.  

- Расскажите немного себе. В последний раз вас год не было в Казани. Где вы были, чем занимались?  

- Я в 16 лет уехал учиться в Англию. По возвращении в Россию год работал в торговой компании, год – в Альметьевске, в банке «Девон-Кредит». Потом меня Ильсур Раисович позвал к себе в Нижнекамск. Там я проработал два года, еще четыре проработал в его команде заместителем руководителя исполкома по финансам и стратегическому развитию здесь, в Казани.  

- Почему два года назад вы неожиданно все бросили и уехали во Францию?  

- Вопрос стоял иначе. Я уезжал во Францию для повышения квалификации.

Там, например, за 10 месяцев в школе INSEAD мы прошли такой же курс МВА, какой слушатели в Гарварде изучают два года. Это осознанное решение, потому что руководителям любого уровня в любой отрасли необходимо постоянно находиться в процессе самообразования. Невозможно говорить об инновационных подходах и стратегиях, опираясь на учебники советского союза. Иначе получаются типичные «двойные стандарты». Мы говорим об образовании населения, а сами обращаемся к устаревавшим технологиям, которые в мире никто давно уже не использует, да которые и не работают уже. Если мы хотим создать город профессионалов, то должны очень четко понимать, что нельзя предлагать решения, пока полностью не изучил процессов, связанных с ними. 

- А сейчас? 

- Сейчас я баллотируюсь в гордуму, где, надеюсь, смогу и дальше работать на благо Казани и ее экономики. 

Сергей Кощеев

  

 

Визитная карточка

Прокопьев Оскар Валерьевич родился в 1981 году в Казани.

Закончил Лансинг-колледж (Великобритания), бизнес-школу INSEAD (Франция).

С 1999 по 2002 год обучался в Лондонской школе экономики и политических наук по специальности «Бухгалтерский учет и финансы», где получил степень бакалавра. В период обучения проходил практику в качестве аналитика московского филиала американского банка G.P.Morgan.

В 2002-2003 гг. работал финансовым директором компании «ЕТК».

2003 - 2004 гг. - советник президента банка «Девон-кредит».

2004 - 2005 гг. - советник Главы администрации г. Нижнекамска и Нижнекамского района по вопросам реализации новых проектов.

С апреля 2005 года возглавлял финансовое управление администрации г. Нижнекамска и Нижнекамского района.

С 1 декабря 2005 года - начальник финансового управления Казани.

С января 2006 года - заместитель Руководителя Исполнительного комитета по бюджетно-финансовым вопросам.

Не женат. 

Справка

Стратегия «голубого океана» - маркетинговая стратегия, направленная на создание новых свободных ниш на рынке. В «голубых океанах» спрос создается, а не является предметом ожесточенной борьбы. Здесь имеется достаточно возможностей для развития компании, для увеличения прибыли и быстрых темпов роста. Компании, создавшие голубые океаны, как правило, без проблем пожинают плоды такого стратегического шага лет 10-15. Причина заключается в том, что стратегия голубого океана создает значительные экономические и познавательные барьеры, не позволяющие другим повторить тот же путь. 

Одним из наиболее ярких примеров воплощения в жизнь стратегии «голубого океана» является Cirque du Soleil, который всего за 20 лет достиг такого уровня доходов, какого ведущие цирки мира добивались более ста лет. Причем он стал преуспевающим в абсолютно неблагоприятных условиях, когда цирковое искусство переживает длительный экономический спад. Cirque du Soleil создал абсолютно новое рыночное пространство, где конкуренции просто не было – ему удалось привлечь под свой шатер совершенно новую категорию зрителей, на которых раньше никто не обращал внимания, - взрослых корпоративных клиентов. Эти люди были готовы платить за билет в цирк в несколько раз больше обычной стоимости, если им обещали какое-нибудь уникальное действо.