Только на прошлой неделе в Клинике Нуриевых на свет появилось две девочки и один мальчик, зачатые в пробирке. С 2006 года клиника специализируется на вспомогательных репродуктивных технологиях, известных как "ребенок из пробирки". На сегодняшний день благодаря методу экстракорпорального оплодотворения на свет появилось уже 23 ребенка.

Клинику Нуриевых в Казани и за ее пределами знают многие. Начав свою работу пять лет назад, сегодня она является лидером в решении проблем мужского  и женского репродуктивного здоровья. Нуриевы – еще одни участники конкурса "Семейный бизнес", объявленного мэрией столицы Татарстана и Банком Казани.
О том, как удается удерживать лидирующие позиции, несмотря на жесткую конкуренцию в системе платного здравоохранения, газете "Бизнес Онлайн" рассказал директор клиники, глава семейства Ильяс Нуриев.
 
Визитная карточка Клиники Нуриевых
Сфера деятельности: лечение бесплодия, гинекология, урология, генетика, лабораторная диагностика
Год основания: 2003
Штат: 68 человек
Средняя зарплата: санитарки от 5 тысяч рублей, медрегистраторы от 8 тысяч рублей, медсестры от 10 тысяч рублей, врачи от 20 тысяч рублей.
Число первичных пациентов за 2007 год: 68 000

В бизнес от недостатка денег

- Ильяс Рафаилович, с чего начинался ваш бизнес в медицине?

- После окончания мединститута в 1985 году я попал в городскую поликлинику №18 Казани - единственную поликлинику на все Горки. Она отличалась тем, что район активно заселялся инвалидами и участниками Великой Отечественной войны. Поликлиника была переполнена теми, кто заслуживал и требовал медицинской помощи. Я работал на нескольких ставках, набирался опыта, но в материальном плане в нашей семье сложилась плачевная ситуация. Жена была беременна, денег не хватало. Пришлось идти в бизнес. Этот период и стал ключевым в жизни.

Моя частная предпринимательская деятельность началась еще в 1987 году, когда я арендовал кабинет в городской поликлинике и вел прием. Тогда все было гораздо проще: первичный капитал был не нужен, имелся шанс выйти на орбиту с минимальными затратами, не было лицензионной комиссии, налоговой инспекции. Проблема была в другом – нужно было умение иначе взглянуть на мир, пациенты не понимали, почему они должны платить деньги, если можно те же услуги получить бесплатно.

Но к тому времени я уже знал, что главное – это удовлетворенность пациента. Поэтому очень легко нашел свою нишу.

Вспомните, раньше врачи узкой специальности на прием пациента выделяли двенадцать минут, хирурги - шесть. Время общения с врачом было ограничено. А у пациента была потребность в разъяснениях. Поэтому я просто стал доходчиво рассказывать пациентам о состоянии их здоровья и о том, как нужно лечиться.

- А как возникла идея создания клиники?

- Идея о создании частной клиники появилась еще в начале 90-х, но средств и опыта было недостаточно. Реально Клиника Нуриевых появилась только пять лет назад, в 2003 году. Этому предшествовал ряд успешных договоров со страховыми компаниями по линии добровольного медицинского страхования, была сформирована клиентская база, сформировался имидж, появился опыт руководства.

- Вашим первым партнером по бизнесу была жена?

- У нас, как и во многих татарских семьях, мужчина должен быть кормильцем, женщина - олицетворением семейного очага. Если бы мы оба пошли в бизнес, то кто бы остался дома, смотрел за детьми? Поэтому моим первым помощником стал брат Наиль. Уже в начале 90-х, когда я начал заниматься частной практикой, а он учился на первом курсе медицинского института, Наиль помогал мне в качестве медбрата. Ему сразу приглянулась лаборатория, а сейчас он ведущий специалист по репродуктологии.

Сейчас кроме брата, нам помогает сестра - она заместитель главного бухгалтера клиники, жена моего брата - врач-лаборант, мой старший сын-студент пятого курса медицинского университета помогает мне на приеме. Младший сын закончил первый курс медуниверситета, и тоже готовится помогать нам.

Именно поэтому мы и называемся Клиника Нуриевых, подчеркивая, что она является базисной для проявления задатков нашей семьи.

- Дети станут продолжателями семейного дела?

- Прежде всего, они рассматриваются как продолжатели семьи, а уж чем они будут заниматься дело второстепенное. К чему душа будет лежать.

- Наверняка вы решили стать врачом еще в детстве.

- У меня всегда хорошо шли технические науки и все думали, что я пойду в технический вуз. Но в восьмом классе меня увлекла медицина. Я самостоятельно несколько раз ходил в морг, чтобы проверить себя. Начал учиться играть на баяне, чтобы разработать пальцы и научиться вязать медицинские узлы, заодно игрой на баяне подрабатывал на свадьбах.
А недавно выяснилось, что у меня в роду по линии мамы были и гармонисты, и медики. А я по сути, являюсь примером генетической предрасположенности. Поэтому я считаю, что сегодня большое внимание нужно уделять именно генетике.

Широкие перспективы узкой специализации

- Каково соотношение платных услуг в государственных и частных клиниках на сегодняшний день?

- Один к пяти. Частный сектор сегодня еще недостаточно оснащен. В некоторых направлениях мы не можем соревноваться с государственными клиниками по высоким технологиям, у нас нет полноценных стационаров, операционных. Пока частная медицина слаба, но думаю, со временем это изменится.

- Частная клиника может быть полноценной или же ее удел – узкая направленность?

- Я немного скептически отношусь к многопрофильным направлениям, потому что считаю, что гораздо результативнее, если клиника будет сегментирована. Распыление в виде многопрофильности грозит тем, что врачи будут заниматься всем понемножку и нужный уровень качества создать будет сложно.

Но частных клиник становится все больше, они -  перспектива развития здравоохранения.
Однако полноценная система здравоохранения должна быть представлена и частным, и государственным секторами. Соотношение определяется тем, насколько государственная система здравоохранения удовлетворяет потребности населения. Если полностью, то частникам места нет. Если система здравоохранения отстает, то появляется ниша, где может проявить себя более маневренное частное здравоохранение.

Сейчас государственная система пытается измениться в лучшую сторону, она изучает опыт рыночной экономики. Начинается игра в догонялки. Государственная система догоняет, частники вынуждены искать что-то новое.

- Получается, что, несмотря на достаточно узкую направленность и специфичность бизнеса, конкурентов у вас достаточно?

- Конкуренция есть везде. Но мы стараемся уходить от конкурентной борьбы. Сегодня есть целый ряд направлений, в которых пока нет конкуренции. Туда и нужно идти. Из частных клиник мы по некоторым направлениям пересекаемся с казанскими клиниками Здоровье семьи и Биомед.

Однако наибольшую конкуренцию составляют платные услуги государственных учреждений. Во всех нишах государственного здравоохранения предоставляются платные услуги. Однако у государственных учреждений есть ряд преференций, которых нет у частников. Преференции по оплате коммунальных услуг, по помещению, оборудованию. Помимо этого у них не только материальные, но и кадровые преимущества. Я с уважением отношусь к конкурентам-частникам, но с государством мы в разных условиях.

Кроме того, сегодня мы готовимся, в связи с вступлением в ВТО, к тому, что на рынок придут более серьезные зарубежные конкуренты. Конкурировать с ними придется не по оборудованию, и не по помещениям, а по стратегии и квалификации персонала.

- Клиника участвует в системе добровольного медицинского страхования?

- Когда-то эта система помогла нам встать на ноги, но на сегодняшний день по медицинскому страхованию мы обслуживаем только одну организацию. Это произошло по ряду серьезных причин.

Во-первых, не каждая услуга может быть оплачена страховой компанией, потому что не каждая услуга входит в страховое событие.  Например, лечение заболеваний, передающихся половым путем, ведение беременности, лечение бесплодия не входят в страховое событие.

Во-вторых, растущая дебиторская задолженность. Принимая пациента со страховым полисом, я не получаю деньги на расчетный счет сейчас же, а получаю их с отсрочкой.

В-третьих, некоторые компании требуют, чтобы мы сдавали медицинскую информацию. Я против. Лучше потерять страховую компанию, финансы, чем клиентов.

В-четвертых, оформление документов и реестров для страховой компании заставляет меня отвлекать персонал от основной работы, вводить тонны бумаги, нести дополнительные траты на сотрудников, на транспорт.

Наконец, в-пятых, возникает зависимость от страховой компании. Сегодня они предпочитают нас, а завтра могут выбрать другую компанию, и материальный, и кадровый ресурсы окажутся в подвешенном состоянии… Я лучше буду ориентироваться на пациентов.

Но не исключаю, что если условия добровольного страхования изменятся, то может быть, мы расширим список обслуживания.

- Как вы считаете, система медицинского страхования должна строиться на обязательной или добровольной основе?

- По-моему мнению, каждый гражданин республики должен иметь право на оказание помощи: неотложной, детской,  престарелым и по социально опасным заболеваниям по линии ОМС. Все остальные услуги должны оказываться в рамках добровольного медицинского страхование. Человек должен иметь возможность пойти в любое медицинское учреждение, частное или государственное, и получить помощь, нужно предоставлять ему право выбора. Другое дело, что в частном секторе ему могут предложить доплатить за сервис.

Высокие технологии в тираж не выходят

- Насколько велик спрос на услуги Клиники Нуриевых?

- Потребность в искусственном оплодотворением назрела уже давно. С каждым годом она только растет. С 2006 года на свет благодаря методу экстракорпорального оплодотворения появилось 23 ребенка. Объем оказанных услуг ежегодно увеличивается на 20-30%. Сегодня каждая пятая пара бесплодна. В ближайшее время лучше не станет. Из-за образа жизни современных людей, урбанизации мы получаем демографический кризис. Состояние здоровья новорожденных тоже с каждым годом ухудшается. Тенденция рождения больных детей растет: полностью здоровыми рождаются от 3 до 5% детей.

Раньше многие казанцы на лечение уезжали в Москву, Санкт-Петербург, Самару, за рубеж за этими услугами. Сегодня эти услуги предоставляем мы.

- Клиника занимается как женским, так и мужским бесплодием. Мужчины часто приходят на прием?

- Больше среди пациентов, конечно, женщин. Их активность выше, чем у мужчин. Соотношение примерно пять к одному. Однако отрадно, что многие мужчины сегодня все больше ценят свое здоровье. Ходят не только для лечения, но и для профилактики. Появляется все больше семей, где существует трезвое отношение к семейному здоровью.

- Расширяться и создавать филиальную сеть не собираетесь?

- Филиал - это хорошая система для тех, чьи услуги можно тиражировать. А для нас это очень опасное состояние. Иначе мы из мастерской скульптора превращаемся в сувенирную лавку, где идет штамповка. Клиника - это не только аппаратура. Чтобы филиал не отставал от основного учреждения, нужен квалифицированный персонал, хороший менеджмент. На данный момент легче, чтобы пациенты ездили к нам. Тем более, что сейчас люди стали более мобильными.

- Чем будете заниматься в ближайшие лет пять, уже представляете?

- Нет. Потому что в нашей области нет серьезных открытий. Но мы держим руку на пульсе, не пропускаем ни одной конференции по гинекологии, урологии, репродукции, лаборатории. Клиника используется как база при медицинской академии. Наши сотрудники выступают в качестве лекторов, проводят семинары с приглашением лучших специалистов.
Думаю, что в ближайшее время мы будем заниматься тем, что хочет население. Если я это узнаю, и смогу что-то предпринять будет еще лучше.

- Ваши услуги достаточно дороги для большинства населения. Когда они станут более доступными?

- Вообще я считаю, что финансовую нагрузку на себя должно взять государство.
В целом же услуги в нашей клинике в полтора раза дешевле, чем в Самаре и Нижнем Новгороде, в два-два с половиной раза дешевле, чем в Москве. При этом, что качество не хуже.

Средняя стоимость "ребенка в пробирке"– 100 тысяч рублей. Из этих средств больше половины уходит на препараты для стимуляции. Однако мастерство наших специалистов уже сегодня позволяет оказывать эту услугу и без стимуляции. А это значительно удешевляет процедуру, как минимум в половину.

- Государство как-то помогает в развитии бизнеса?

- Мы не ждем серьезной помощи от правительства, но благодарны ему за то, что оно несколько снизило свою контролирующую функцию. Приятно, что государство меняет к нам отношение. Раньше нас называли обидным словом "кооперативщики", теперь мы не изгои, а средний бизнес, который надо выращивать, благодаря которому государство получает стабильность. Мы платим налоги, мы создаем дополнительные рабочие места, у нас социально-направленный бизнес.

Государственная помощь даже имеет свои минусы – если коммерческое предприятие получает дотации от государства, то его развитие несбалансированно, искажено.

Семейный бизнес под ответственность поколений

- Вы принимаете участие в конкурсе "Семейный бизнес". Скажите, а что для вас на первом плане: семья или бизнес?

- Мы участвуем в конкурсе не ради денег, а чтобы показать: семейный бизнес - это здорово. Впервые наша власть увидела, что семейный бизнес это, прежде всего, ответственность поколений, начала ценить полноценную крепкую семью. Хорошо, что хоть в Год семьи над этим задумались. Ведь семейный бизнес сам себя кормит, семья не находится на иждивении. Мы не просим у государства поднять нам зарплату, дать квартиру, отправить наших детей отдыхать по путевке. Мы не потребители.

К тому же семейный бизнес более крепкий, чем обычный, поскольку человек предан своему делу.

Для меня в семейном бизнесе на первое место выходит семья и только потом бизнес. Семья, прежде всего, состоит из мужа и жены, которые объединяют свое хозяйство, финансы и вместе пытаются запланировать жизнь и будущих детей. Где они работают? Как зарабатывают? Какой у них достаток? Все это вторично. Главное - что все это во имя семьи.

- На что будет потрачен кредит в случае победы в конкурсе?

- Если мы все-таки выиграем, то кредит пойдет на повышение квалификации сотрудников и расширение бизнеса.

Елена Шапиро

Ильяс Нуриев
Родился 6 апреля в Елабуге в 1960 году.
Окончил Казанский государственный медицинский институт по специальности лечебное дело в 1984 году.
1983 г. - медбрат урологического отделения казанской поликлиники №6.
1985 г. - врач-уролог казанской поликлиники №18
С 1987 занимается частной практикой.
С 1998 года - совместно с ДСОАО "Росгосстрах-Татарстан" занимается реализацией работы по систематическому оказанию медицинских услуг в рамках добровольного медицинского страхования по районам Татарстана.
В 2001 году реализует проект "Метод конвейерного медосмотра с использованием мобильной локальной компьютерной сети на ноутбуках". В рамках проекта обследовано  свыше 11 тысяч человек по программе "Здоровье мужчин".
С 2003 года директор ООО "Клиника Нуриевых".