1. Какое событие для вашей компании было главным в 2015 году? Чем запомнился год в целом?

2. Каковы планы вашей компании на 2016 год? Чего опасаетесь и на что надеетесь?

3. Что ждет, на ваш взгляд, в 2016 году вашу отрасль, республику, страну?

Вадим Лигай — генеральный директор ПАО «Казанский вертолетный завод»:

Вадим Лигай
Вадим Лигай

1. Год был очень насыщенным и запоминающимся. Главным событием для завода стал его юбилей — 75 лет. История завода неотделима от истории страны. И еще одна юбилейная дата — 70-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне — стала для завода значимым событием. Ведь именно у нас производились все боевые самолеты для легкой ночной авиации (произведено более 10,5 тысячи боевых самолетов за 5 лет)...

В сентябре 2015 года мы завершили очередной большой этап модернизации и технического перевооружения предприятия — открыли новый корпус агрегатной сборки. Президент Татарстана Рустам Минниханов приклепал трафарет с номером машины и клеймо приемки на первый серийный фюзеляж вертолета Ми-38. Запуск серийного производства Ми-38 запланирован на 2016 - 2017 годы.

На МАКСе-2015 вертолеты производства КВЗ, входящего в холдинг «Вертолеты России», Ми-38 и «Ансат» в VIP-комплектации были презентованы президенту России Владимиру Путину, министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову, главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову, а также королю Иордании, вице-президенту, премьер-министру Объединенных Арабских Эмиратов, правителю города Дубаи и другим представителям иностранных делегаций.

2. Мы собираемся завоевывать новые рынки за счет расширения линейки выпускаемой продукции. Будем продвигать новые вертолеты — «Ансат» и Ми-38. Безусловно, продолжим работу над модернизацией вертолетов типа Ми-8/17: потенциал легендарной «восьмерки» можно смело использовать на перспективу ближайших 15 - 20 лет. Также в планах — закончить программу технического перевооружения и модернизации предприятия, привести показатели производительности труда одного рабочего к максимально эффективным, мировым значениям. В ближайшие два-три года полностью сконцентрируем все производственные площадки на одной территории, освободив площади Адмиралтейской слободы для расширения городского паркового пространства.

Что касается общего бюджета и основных экономических показателей, то на данный момент в отрасли вертолетостроения идет цикличный спад. Мы росли по экспоненте с 2007 года и достигли пикового насыщения рынка. Сейчас идет прогнозируемое снижение товарного выпуска продукции, которое мы нивелируем за счет расширения продуктовой линейки — производства вертолетов «Ансат» и Ми-38. Так как организация любого нового вида производств — дело трудоемкое и затратное, планируем сохранить показатели по объему валовой продукции, но снизим показатели прибыльности при сохранении численности персонала и уровня заработной платы с учетом индексации.

3. Работа в условиях меняющихся правил и отношений между государствами требует дополнительных усилий и сокращает потенциальный выбор. Санкции не способствуют плодотворному сотрудничеству промышленных корпораций в развитии совместных проектов, имеющих стратегическое значение для всего мира. Любые санкции или запреты на сотрудничество противоречат логике устойчивого развития мировой экономики и разрушительно влияют на технологические цепочки ведущих мировых промышленных компаний. Сейчас для общей ситуации в мире характерна нестабильность: и в экономике, и в политике. Мы все привыкли работать в глобальном мире и предлагать заказчику в зависимости от его желаний различные варианты комплектации нашей техники. Если география наших поставщиков будет сжиматься, найдем альтернативу комплектующим. На заводе еще в начале 2000-х годов была разработана программа импортозамещения, согласно которой завод должен быть готов производитель вертолеты из комплектующих российского производства. При этом КВЗ открыт для любого рода международного сотрудничества и партнерства. Мы продолжаем исполнять все договорные обязательства с нашими международными партнерами и заказчиками.

Зуфар Гараев — председатель правления ПАО «АК БАРС» Банк :


Зуфар Гараев (фото: http://tatcenter.ru/)

1. В 2015 году «АК БАРС» Банку удалось выполнить все принятые на себя обязательства. Банку первому среди российских финансовых учреждений удалось привлечь дополнительные финансовые ресурсы на международном рынке капитала, обозначив рыночный бенчмарк. В качестве национального партнера 16-го чемпионата мира по водным видам спорта в Казани «АК БАРС» Банк модернизировал платежную инфраструктуру на спортивных объектах, обеспечив гостей и жителей Казани современным и удобным финансовым сервисом.

2. В качестве основных точек роста определены улучшение качества обслуживания клиентов, оптимизация бизнес-процессов, совершенствование каналов дистанционного банковского обслуживания и повышение эффективности работы всего банка.

Роман Пивков — генеральный директор ПАО «Нэфис Косметикс»:

Роман Пивков
Роман Пивков

1. Этот год юбилейный для группы «Нэфис»: 160 лет с момента основания завода братьев Крестовниковых, ныне флагмана российской промышленности в сфере бытовой химии «Нэфис Косметикс». Главным событием года для группы стал запуск нового маслоэкстракционного завода в составе производственного комплекса «Нэфис-Биопродукт», который в 2,5 раза увеличивает мощность масложирового направления группы... Непростой для экономики России 2015 год стал для «Нэфиса» годом роста объемов производства, выручки и расширения ассортиментного ряда.

Для «Нэфис Косметикс» главной новинкой года стал выпуск нового бренда «Я родился» — эталона качества в сегменте детской бытовой химии на российском рынке. Это главный прорыв текущего года. Ассортиментный ряд «Я родился» представлен стиральным порошком, жидким средством для стирки белья, кондиционером, туалетным мылом, средством для мытья посуды, овощей и фруктов.

2. В целом мы довольны тем, что осуществили все основные инвестиции в развитие производства группы «Нэфис» до начала существенной девальвации рубля и сможем в будущем году работать над увеличением рыночной доли без дополнительных инвестиций в основной капитал.

Эдвард Абдуллазянов — ректор Казанского государственного энергетического университета:

Эдвард Абдуллазянов
Эдвард Абдуллазянов

1. 2015-й — очередной год успешного развития вуза. Завершено строительство нового общежития, заселены студенты, и Новый год они встретили в комфортабельных комнатах с видом на Кремль. В целом год был полон знаковых событий. Например, заключено соглашение о создании научно-образовательного центра во Вьетнаме: КГЭУ, Ханойский электроэнергетический университет и производственная компания «Махим» обязуются проводить совместные поисковые и прикладные научные исследования, а также весь комплекс мероприятий, связанных с организацией обучения и переподготовки преподавательского состава электроэнергетического университета и специалистов-энергетиков из Вьетнама... В апреле в КГЭУ открылся научно-технический центр компании «Данфосс». Это один из крупнейших НТЦ России, который выделяется среди прочих своей многопрофильностью: специалисты смогут познакомиться с работой силовой электроники, новейшего теплового и холодильного оборудования.

Никого не оставило равнодушным ошеломляющее выступление наших студентов на «Российской студенческой весне» во Владивостоке. И большая часть творческого коллектива республики, отправившегося во Владивосток, состояла из студентов КГЭУ. И именно представителям нашего университета губернатор Приморского края Владимир Миклушевский вручил кубок и передал право проведения российской «Студвесны» следующего года!

В уходящем году по итогам проверки вуз получил новое свидетельство о государственной аккредитации. Уже третий год подряд федеральный центр увеличивает количество бюджетных мест в КГЭУ, и это, безусловно, показатель того, что мы придерживаемся правильного курса.

2. Мы никогда не останавливаемся на достигнутом. Разумеется, вуз будет продолжать расширять географию сотрудничества и повышать качество приема. К слову, по данным рейтинга Высшей школы экономики и министерства образования России, самых грамотных (по итогам ЕГЭ) будущих экономистов набрали в этом году на платном отделении КГЭУ, где средний балл у абитуриентов составил 63,6. У платников экономфака КФУ средний балл — 63,2. Также продолжим улучшать условия жизни иногородних студентов: планируется отремонтировать первое общежитие, построенное в 1982 году, и начать подготовку документов для строительства четвертого.

3. Невзирая на экономическую ситуацию и сложную геополитическую обстановку, я уверен, что у России есть большой потенциал для преодоления всех трудностей. Задача работников высшей школы — готовить профессионалов в своей сфере и достойных людей... Что касается энергетической сферы, нам есть над чем работать: экономическая ситуация ставит перед нами задачи развития новых источников энергии, которые могли бы компенсировать возможное снижение бюджетной эффективности нефтяной отрасли ТЭК. В дополнение к существующим направлениям в Татарстане должны появиться инновационные источники энергии. Особенное место среди них займет малая распределенная генерация.

Виктор Дьячков — генеральный директор группы компаний ICL:

Виктор Дьячков
Виктор Дьячков

1. Год был насыщен разными событиями. Несмотря на сложную политико-экономическую обстановку, нам удалось заключить ряд очень важных контрактов. Среди них могу выделить контракт с «Ашаном» на поставку аппаратно-программных комплексов и внедрение платежных систем. Также хочется отметить вхождение площадок ICL в ОЭЗ «Иннополис» Лаишевского района. Хочется надеяться, что это даст нам дополнительное конкурентное преимущество и позитивно скажется на нашей работе с заказчиками.

2. В 2016 году мы планируем продолжить поступательное развитие группы компаний ICL. Мы планируем, что основными драйверами роста компании станет экспорт услуг для европейских заказчиков в рамках сотрудничества с нашим стратегическим партнером — Fujitsu. И если будет потепление внешнеполитической обстановки, я надеюсь, что у нас появятся хорошие возможности для роста на мировых рынках: наша команда, которая работает по заказам Fujitsu, заслуженно признана одной из лучших, если не самой лучшей в этом сегменте услуг, оказываемых японским консорциумом.

3. С учетом того, что происходит в стране и мире, я желаю всем быть более оптимистичными и помнить, что после зимы все равно наступит весна. IT-бизнес — очень динамичная сфера, она обязательно продолжит свое развитие, несмотря ни на что.

Руслан Якушев — генеральный директор ОАО «Булгарпиво»:

Руслан Якушев
Руслан Якушев (фото: http://business16.ru/)

1. В каких бы сложных экономических обстоятельствах ни приходилось работать челнинским пивоварам, основные показатели их работы говорят о том, что компания на протяжении последних 5 - 6 лет не изменяет своему принципу «Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня». Самое главное событие в 2015 году для ОАО «Булгарпиво» — компания перешла рубеж продаж в 7 миллионов дал пива и 9 миллионов дал общей жидкости. Пожалуй, именно положительной динамикой продаж и запомнился нам всем уходящий год. Окончательные итоги года пока не подведены, но за 11 месяцев 2015-го было отгружено всех напитков на 14 процентов больше, чем за аналогичный период 2014 года, в том числе пива — на 13,5 процента, безалкогольных напитков — на 15 процентов, кваса — на 13 процентов, питьевой воды — на 22 процента. Впервые в истории предприятия общий объем продаж питьевой воды с начала года превысил отметку в 600 тысяч декалитров. Между прочим, если сравнить с 2010 годом, эти объемы выросли в 13 раз.

Капиталовложения в модернизацию предприятия за текущий год составили порядка 350 миллионов рублей. На эти средства мы произвели запуск новой котельной, реконструкцию энергетического комплекса — новой трансформаторной подстанции, приобрели новое холодильное оборудование. В июле 2015 года на предприятии стартовало строительство нового варочного порядка, что даст нам возможность увеличения производства пива с 7 миллионов до 10 миллионов дал в год. Запуск планируется в июне 2016 года.

Кроме того, «Булгарпиво» последовательно увеличивает линейку качественного пива, которое буквально с каждым месяцем расширяет и без того немалый круг почитателей. Так, в этом году мы отправили в торговые сети первую партию нового сорта пива — «Немецкое», сваренного в лучших традициях немецких пивоваров.

2. Планы на 2016 год — это увеличение продаж как минимум на 7 процентов. Однако мы понимаем, что выполнить это условие в новом году будет непросто. В связи с введением системы ЕГАИС очень много наших партнеров отказываются от пивного бизнеса. ЕГАИС сначала должна появиться у оптового звена. Но с оптовиками особых проблем и не наблюдается, а вот с розницей они могут возникнуть. Ведь зачастую точка по продаже пива — это барная стойка, 5 - 6 кранов и 1 продавец. Такая точка приносит не более 20 - 30 тысяч рублей прибыли в месяц, владельцы не готовы вкладываться в оборудование, которое стоит от 40 тысяч рублей, ежегодное обслуживание, программное обеспечение, интернет. И таких клиентов у нас большинство.

Кроме того, мы опасаемся падения продаж на 20 процентов из-за запрета на продажу пива в ПЭТ-таре. В ней сегодня реализуется около 50 процентов всего российского пива. На эту тему обсуждения в правительстве страны ведутся уже давно, но к единому мнению до сих пор так и не пришли. Я думаю, запрет все-таки будет. Единственный вопрос, с какого числа — с 1 января или с 1 июля 2016 года. Так что нам придется приложить все силы, чтобы удержать позиции и рост по продажам.

3. Конечно, ситуация и в отрасли пивоварения в новом году будет очень непростой, и в целом в стране. Нашу отрасль однозначно ждет падение, которое составит, по предварительным прогнозам, 10 процентов в целом по стране. Я не исключаю и ухода с рынка некоторых производителей напитков. Если же говорить о стране, все будет зависеть от конкретных руководителей — республик, областей, регионов. Результаты будут лучше в том случае, если первое лицо субъекта Федерации будет активно договариваться с иностранными инвесторами, как это делает президент Татарстана, если будет привлекать инвестиции, открывать новые заводы, новые промплощадки. Если же сидеть и надеяться на помощь федерального центра, то в этом случае результата ждать не стоит.

Иван Походяев — директор казанского филиала Tele2:

Иван Походяев
Иван Походяев

1. 2015 год был полон важных событий. Компания Tele2 запустила коммерческие операции в Татарстане и еще в 23 регионах России, в том числе в соседних регионах (Ульяновск, Пенза, Мордовия, Чувашия, Марий Эл), в Москве и Московской области, в 60 регионах Tele2 запустила услуги быстрого мобильного интернета. Компания Tele2 — это единственный оператор мобильной связи, работающий по бизнес-модели дискаунтера. В каждый новый регион мы приходим с самыми низкими ценами на рынке и тем самым фактически вынуждаем конкурентов менять свою тарифную политику. Мы очень активно работали над расширением покрытия в Татарстане, за достаточно короткое время модернизировали имеющееся оборудование и построили новые базовые станции, увеличив их количество на 85 процентов. Таким образом, 42 района нашей республики находятся в зоне уверенного приема сети 3G.

Качество связи подтверждено независимым исследованием агентства Telecom Daily, по результатам которого Tele2 вошла в тройку лидеров по качеству услуг передачи данных. Также в 2015 году мы активно развивали нашу дистрибуцию. Сегодня в Татарстане работают 100 монобрендовых салонов и модулей Tele2. По сравнению с июлем этого года количество наших фирменных салонов продаж увеличилось в два раза. Все наши салоны мы открываем в шаговой доступности к абоненту.

2. Наш главный фокус работы в 2016 году — продолжать модернизацию и расширение нашей сети. В планах технического развития Tele2 в 2016-м — завершение установки 3G-оборудования на всех существующих базовых станциях, дальнейшее развитие сети, улучшение покрытия 3G в небольших населенных пунктах, обновление оборудования на автомагистралях.

3. Основная тенденция телекоммуникационного рынка — это рост проникновения мобильных гаджетов, вместе с этим мы отмечаем и рост потребления data-услуг. Ориентируясь на общий тренд, мы будем предлагать нашим абонентам пакетные тарифы с включенным объемом интернета, специальные услуги, помогающие экономить на интернет-трафике.

Светлана Муллина — директор туристической фирмы «Сафар»:

Светлана Муллина
Светлана Муллина

1. Главным для нас в этом году было не потерять свою марку, остаться на плаву, быть уверенным в том, что и в будущем мы будем стоять так же крепко на ногах. Было много негативных моментов, которые, в общем-то, отражались на нашем бизнесе. Поэтому самым главным было не только выстоять, но и сделать задел на будущее, причем уверенный задел.

Год запомнился тем, что наравне с негативом было много и позитивного. Были моменты, которые сплачивали народ. Я имею в виду День Победы, который наша страна широко отметила в 2015 году. Когда сплачивается народ или семья? Тогда, когда трудные времена наступают. А они были.

Мы молодцы. В том плане, что сумели консолидироваться, объединиться и, несмотря на внешние трудности — и санкции, и войну в Сирии, и события на Украине, наша страна не просто выстояла, но и сплотилась. А сплочение говорит о том, что в будущем все будет хорошо, мы будем двигаться вперед. Несмотря ни на что, Россия отстаивает свои интересы во всех отношениях, укрепляется ее авторитет. И все мы не можем это не отметить. В этом очень большой позитивный момент.

2. Грандиозных планов на следующий год мы не строим, исходим из реалий сегодняшнего дня. Туризм — очень тонкая сфера, внешние моменты мгновенно отражаются на деятельности нашей отрасли, поэтому основное — это, во-первых, продолжить укреплять стабильность компании. Во-вторых, нужно переориентироваться, мы очень перспективно смотрим на внутренний рынок России. Кстати, этот год показал, что потенциал здесь огромен, его просто необходимо вовремя освоить. В принципе, это нужно было сделать уже давно.

Направления, по которым мы должны продвигать свою работу в будущем году, нам известны, они внушают определенный оптимизм. Звезд с неба хватать не будем, но, думаю, мы не просто выживем, а будем стабильно и уверенно работать.

Сказать, что мы чего-то очень опасаемся... Это не совсем так. Естественно, мы хотели бы, чтобы стабилизировалась внешняя ситуация, чтобы возобновились наши традиционные направления — Египет и Турция. В то же время мы для себя много проложили новых маршрутов на следующий год на внутреннем рынке, на котором специализируемся уже давно. Это дело нам знакомо, просто-напросто нужно подкорректировать забытое старое. Не думаю, что для нас это будет сложно.

3. Что касается республики и страны в целом, могу только сказать, что резких скачков влево, вправо, скорее всего, не будет. Да, будет нелегко, но мы будем стабильно и уверенно работать, двигаться вперед. Уровень следующего года сохранится, и движение пойдет, пусть не совсем резко, тем не менее поступательно вверх.

Страну ждут нелегкие времена, но все же не настолько тяжелые, насколько нам пытаются обрисовать некоторые политики и экономисты, потому мы видим движение вперед, хоть и со скрипом. Если во внешней политике еще пока есть негативные моменты, то во внутренней, если говорить в целом, намечается позитивный сдвиг. Здесь важны сплоченность, взаимопонимание, консолидация. России не привыкать в этом отношении.

Наиль Хадеев

Наиль Хадеев — председатель совета директоров, президент ОАО «НАСКО»:

1. 2015 год стал для НАСКО годом перемен и новаций, в этот период своей деятельности компания совершила настоящий прорыв, значительно расширив свою региональную сеть, добившись не только значительного расширения перечня предоставляемых услуг, но и существенно оптимизировав продуктовую линейку, усовершенствовав процесс урегулирования убытков, сервисную модель обслуживания и работы с клиентами. Наша задача, чтобы в каждом населенном пункте услуги НАСКО можно было приобрести без проблем.

В 2015 году открыто более 20 филиалов и представительств в таких регионах, как Республика Удмуртия, Башкортостан, Краснодарский край, Оренбургская область, Республика Мордовия, Челябинская область.

Количество страховых агентов, работающих в страховой компании «НАСКО», за 2015 год удвоилось. В непростое время мы обеспечиваем население дополнительными рабочими местами в комфортных условиях с достойной зарплатой. Наша компания, создавая все лучшие условия не только для клиентов, но и для сотрудников, вносит весомый вклад в развитие страховой отрасли и экономики региона в целом. Агентский канал — один из самых сильных направлений, мы работаем «в поле», когда страховой агент обходит население, едет в труднодоступные села, возвращается к несговорчивому гражданину снова и снова, чтобы объяснить всю суть и актуальность страхования. Так мы не только удерживаем наших преданных клиентов, но и значительно расширяем нашу базу страхователей новыми. Сейчас в компании около 2 тысяч страховых агентов, значительное расширение агентской сети позволило нам по итогам 9 месяцев 2015 года подняться с 30-го места за аналогичный период 2014 года на 16-е место среди страховщиков, работающих на территории России по страхованию имущества граждан. Хорошо зная, что просядет сегмент корпоративных продаж, еще в 2014 году было принято решение о дополнительном обучении страховых агентов, новых и давно работающих, по «полевым» продажам, во всех филиалах в течение 2014 - 2015 годов проходили семинары, вебинары, обмен опытом среди агентов, что, как мы видим, сегодня дает свои положительные результаты.

Немаловажен и наш негласный девиз: «НАСКО платит всегда». Это означает, что мы выполняем все обязанности по договорам в срок, предусмотренный законодательством, и в полном объеме. Если говорить об урегулировании убытков, например, по КАСКО, то нашим клиентам нравится, когда мы сами ремонтируем его автомобиль в сервисах, с которыми у нас заключен договор. Сервис он может выбрать сам. Это освобождает наших страхователей от дополнительных волнений и переживаний. Всегда востребованы акции, когда мы предоставляем наши продукты по специальной цене. Это, мне кажется, и есть клиентоориентированность, которая является главной для страховщика.

Второй важной задачей мы для себя считаем расширение продуктовой линейки для страхователей. НАСКО работает сегодня по всем правилам страхования. Мы делаем продукты под конкретные запросы людей и по разным ценовым категориям. У нас гибкий подход, и это уже оценили наши клиенты.

2. Этот год для нашей компании юбилейный — страховой компании «НАСКО» исполняется 20 лет, и он объявлен годом страхового агента. Я сам лично говорю большое спасибо каждому сотруднику, агенту НАСКО за его вклад в общее дело, вклад в наше успешное развитие. Я не устаю повторять, что главный сотрудник НАСКО — это страховой агент. Быть страховым агентом — значит уметь донести до граждан цель страхования. Каждый гражданин должен сам, по собственному желанию сделать свой выбор.

Ключевые задачи деятельности компании на 2016 год — сегментация и управление расходами. Мы хорошо понимаем, в каких сегментах рынка мы хотим быть, а где — не хотим, в чем заключаются наши сильные и слабые стороны. Опыт прохождения прошлого кризиса и анализ сегодняшней ситуации на рынке позволили нам оценить положение нашей компании и, исходя из этого, выбрать сценарий, расставить приоритеты. Сегодня мы реализуем ранее принятые решения, разрабатываем задачи на перспективу. ОАО «НАСКО» подтвердило «Очень высокий уровень надежности» по версии рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) на уровне А+, третий подуровень, прогноз по рейтингу «стабильный», что свидетельствует о том, что НАСКО с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств — как текущих, так и возникающих в ходе деятельности. Это заслуженная оценка работы ОАО «НАСКО» к ее 20-летнему юбилею, и наша задача — соответствовать высоким стандартам бизнеса.

3. Экономический кризис сказался не лучшим образом на всех секторах экономики, в том числе и на страховом рынке. При этом ситуацию в отрасли я бы оценил как напряженную, но не критичную. Благодаря своевременному вмешательству ЦБ РФ удалось избежать многих трагических последствий для рынка, а принимаемые решения внушают оптимизм и веру в дальнейшее поступательное развитие страхового рынка Российской Федерации.