Не самую радужную картину нарисовала накануне исполнительный директор ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Поток выезжающих за рубеж россиян обмелел, кто-то из любителей жарких стран на Новый год остался дома, а количество игроков на рынке к весне может сократиться на 30%. Порадоваться можно лишь за внутренний туризм (и Татарстан в частности), но и он вырос меньше ожиданий — всего на 10%. Зато резко пошли вверх цены...
Майя Ломидзе (фото: www.tourismexpo.ru) |
У РОССИЯН ОСТАЛОСЬ ПЯТЬ СТРАН «ЗИМНЕГО СОЛНЦА»
Огромное количество россиян в минувшие новогодние праздники никуда не поехало. К такому, пока еще предварительному, выводу пришли в ассоциации туроператоров России (АТОР). «Впервые сложилась ситуация, что у людей недостаточно средств для отдыха не только за рубежом, понятно, зарубежные туры сильно подорожали в связи с падением рубля, но и внутри страны», — заявила накануне на круглом столе в Москве исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. По сложившейся традиции выросли и цены новогоднего отдыха внутри страны: на сей раз они взлетели на 15 - 18 процентов по сравнению с прошлым годом. С одной стороны, это повышение в АТОР не считают критическим — инфляцию, достигшую почти тех же значений, никто не отменял. «Но это оказалось серьезным фактором для большого количества людей, и они решили на Новый год никуда не ехать», — отметила Ломидзе.
Конечно, были и те, кто, несмотря на очередной кризис, санкции и непростую внешнеполитическую обстановку, все-таки отправился за границу. Но итоговой статистике это не помогло: выездной туризм продемонстрировал отрицательную динамику. Сказалось и то, что впервые «за всю новейшую историю туристического бизнеса» операторы не могли предложить россиянам такой любимый «бюджетный» Египет. Естественно, от этого выиграли другие направления так называемого зимнего солнца, которых в АТОР насчитали пять: ОАЭ, Израиль, Таиланд, Вьетнам и Гоа. Однако такая рокировка ситуацию не спасла, по словам Ломидзе, спад составил 30 - 35%, если сравнивать с прошлыми новогодними праздниками.
Противоположная ситуация сложилась на внутреннем рынке, где АТОР зафиксировала оживление на 6 - 10% по всем основным направлениям. Правда, цифры оказались гораздо меньшими, чем игроки и эксперты ожидали еще в октябре, ноябре и даже начале декабря: тогда прогнозировался рост внутреннего новогоднего туризма на все 20%. «Плюс 10 процентов — тоже хорошо, но хуже, чем могло бы быть», — признала Ломидзе.
«В ТАТАРСТАНЕ АТМОСФЕРНО И ПРАВИЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ И КАЧЕСТВА»
По ее словам, самыми популярными у россиян «местными» направлениями в прошедшие праздники стали сочинская Красная Поляна, Санкт-Петербург, Москва, Казань и иные города Татарстана, а также Великий Устюг — здесь популяции отдыхающих увеличились примерно на 10%. Москву и Питер многие традиционно выбирают для встречи Нового года, в Великом Устюге живет сам Дед Мороз, а горнолыжные трассы Красной Поляны кому-то заменяют запретную Европу. «Каким же образом Казань, как и Татарстан в целом, втиснулись в эту плотную группу привычных лидеров?» — спросят скептики.
На это Ломидзе заявила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что республика начала работать в данном направлении уже давно, а теперь, можно сказать, собирает урожай. «Это единственный регион, где есть министерство по туризму. Соответственно, они работают на эту отрасль правильным образом. Есть и продвижение, и очень многое было сделано к Универсиаде. Дальше это было похоже на уборку: тут прибрали и пошли дальше по линиям: Свияжск восстановили, Болгар сделали, Елабуга. Если посмотреть каждый из городов, они все как картинка. Там есть то, что очень любят наши туристы. Есть ощущение безопасности. Ты идешь по чистой дороге, можешь зайти в любой музей. Там все атмосферно и правильное соотношение цены и качества», — подчеркнула она.
К слову, сама Ломидзе тоже бывала в Казани и, как призналась нашему корреспонденту, влюбилась в город. «Это Прага с восточным колоритом. Там есть уникальные места, которые больше нигде не увидишь. А что еще нужно туристу, чтобы стать возвратным? Поскольку там чисто и порядок, туда хочется вернуться», — отметила исполнительный директор АТОР.
Казань |
К МАРТУ 30% МЕЛКИХ И СРЕДНИХ ТУРКОМПАНИЙ ЗАКРОЮТСЯ
О приближающемся летнем сезоне Ломидзе пока говорит осторожно, что и понятно: стоимость турпутевок станет известна только в конце февраля. «Цена будет иметь ключевое значение для понимания того, как выстроится сезон», — заметила она. Пока же в АТОР предполагают, что рассчитывать на Турцию как возможное направление россиянам не стоит. Понятно, что компании будут предлагать клиентам иные маршруты с другой ценой, набором услуг и условиями въезда в страну (все-таки огромное преимущество Турции было в безвизовом режиме). Теперь же шанс появляется у Греции, Кипра, Болгарии и Израиля, считает Ломидзе. «Практически все средиземноморские государства на низком старте, они готовы переманить турецкий поток и делают для этого все: снижают цену в валюте, рассматривают специальные цены для российского рынка, рассматривают введение all inclusive», — рассказала она.
Российские курорты тем временем, напротив, задумываются, как бы цены поднять, да повыше. «В течение всего декабря мы наблюдали потирание рук во всех регионах: «Куда они денутся, конечно, летом приедут к нам». В связи с этим прогнозировалось поднятие цен на 20 - 30 процентов», — напомнила Ломидзе. Вот только кто сейчас может гарантировать, что россияне отправятся на отечественные черноморские курорты? Собственно, поэтому Ломидзе рекомендует принимающей стороне цены не поднимать, а снижать, хотя подобные традиции как-то не приживаются ни в нашей торговле, ни в сфере услуг. Вот и в АТОР ожидают неминуемый рост цен на 15%, опять же из-за растущей инфляции. «Единственное, что может спасти наших туристов, — жесткая конкуренция туроператоров в сегменте внутреннего туризма. Конкуренция может привести к тому, что наблюдалось в 2010 году на выездном рынке, когда туроператоры ставили низкие цены. Для рынка это нехорошо, это демпинг, но потребители могут выиграть», — подчеркнула Ломидзе.
Впрочем, судьбе многих турфирм тоже не позавидуешь — особенно тех, которые занимаются выездными турами. В АТОР полагают, что уже к началу весны мы можем недосчитаться 30% компаний. «В марте они должны обновить свое присутствие в реестре. Сейчас там выездных, кажется, 685», — поясняет Ломидзе. При этом некоторые, конечно, пытаются переориентироваться на внутренний туризм, который демонстрирует пусть небольшой, но рост. «Но на внутреннем рынке надо учиться, его надо учиться продавать, пакетировать, не все к этому готовы», — заключила исполнительный директор АТОР.
Солнечный берег |
ВЗГЛЯД ИЗ ТАТАРСТАНА: «В ЭТОМ ГОДУ С РЫНКА УЙДЕТ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО АГЕНТСТВ»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» представители туркомпаний указали направления, которые условно пользовались популярностью у татарстанцев. Условно, потому что нынешнее падение рынка эксперты называют грандиозным. По словам директора агентства «Диля-тур» Гульнары Фахриевой, спрос на зарубежные туры упал практически на 90%. «В прошлом году казанцы ездили отдыхать в основном в Таиланд и Египет, а в этом году — в Индию, Таиланд. Индия вроде бы предлагает адекватные цены, а Таиланд поначалу был очень дорогой, но потом цены стали более-менее нормальными. Но сейчас доллар и евро опять пошли вверх, и цены на эти туры опять поднялись. Еще берут Вьетнам, но Вьетнам тоже не особо дешевый», — рассказала она. Директор «Якши-Тревел» Эдуард Замалиев также назвал в качестве популярных стран Вьетнам и Таиланд, а из других направлений пользовались спросом Италия, Прага, Карловы Вары. По его словам, спрос по сравнению с прошлым годом упал на 70%. «Для людей, которые покупали новогодние туры в ноябре, повышение [стоимости] было в районе 30 процентов — туроператоры старались держать марку. А для тех, кто покупал туры в декабре, подорожание было более существенным, процентов на 50», — уточнил он.
Директор по продажам «Салават Lufthansa City Center» Рустем Тарзиманов сообщил нам, что продажи на эти праздники по количеству туристов были соизмеримы с прошлым годом, но в сравнении сравнивать с 2012-м или 2013-м сокращение было более чем существенным. «В прошлом году люди бронировали туры чуть пораньше. Сейчас падение на туристическом рынке настолько колоссальное, что уже неважно, какое — на 60 или 80 процентов. Кто специализировался на дешевых турах, у них ситуация критичная. Думаю, в этом году с рынка уйдет очень большое количество агентств», — считает собеседник газеты.
О том, что 2016 год станет последним для существования многих туркомпаний, наши эксперты говорили еще в прошлом году. Одной из причин называли «закрытие» Турции и Египта для российских туристов. «С туристического рынка уйдет половина турагентств Казани и Татарстана. Потому что они как раз и занимались продажей туров в Турцию и Египет. Для них остается два пути: либо переориентироваться на российский рынок — Сочи, Анапа, Геленджик, Крым, либо уйти с рынка», — говорил нам председатель ассоциации туристических агентств РТ Рамиль Мифтахов.
Центр зимних развлечений в Казани — горнолыжный комплекс «Свияжские холмы» |
«ЧЕЛОВЕК ПРОСИТ АНДОРРУ, СМОТРИТ НА ЦЕНЫ И ОТПРАВЛЯЕТСЯ В АБЗАКОВО ПОД УФОЙ»
По словам Тарзиманова, в этом году для вылетов очень многие казанцы воспользовались регулярными рейсами, потому что чартеров было не так много. «Популярностью пользовалось все то же, что и раньше: часть людей выбрали горнолыжку (Европу), часть — предпочла греться на солнышке. У нас часть людей поехала в Таиланд, кто-то — на Сейшелы, также на Кубу, в ОАЭ. Эмираты, если можно так сказать, в сегодняшних условиях — самое массовое направление на Новый Год, потому что это близко, многие уже привыкли, знают, какой там сервис. Были люди, которые поехали в Сочи и Калининград», — сообщил он.
То, что этой зимой в полетной карте турфирм нет Египта, конечно, сказывается на их работе — многие клиенты по большому счету могли себе позволить отдохнуть лишь там, отмечает Тарзиманов. «Но я все-таки затрудняюсь сказать, насколько бы сейчас пользовался популярностью Египет, потому что доллар и евро растут», — оговаривается он.
Генеральный директор компании AVT Азамат Сабиров также отмечает, что в целом направления на новогодние праздники остались теми же, но уменьшилось число желающих по ним прокатиться. «И здесь мы говорим про регулярные рейсы, не про чартеры. Если говорить про Египет и Турцию, то там нет снижения спроса, там просто нет полетов. СМИ нагнали такую тучу страхов, что люди, даже имея возможность лететь через Турцию в Египет, все-таки не летают, боятся. В Стамбул, конечно же, люди летают, но не так много, как раньше. Процентов 30 от того объема, что был в прошлом году», — рассказал собеседник газеты. По его подсчетам, продажи авиабилетов по европейским направлениям снизились на 40% в основном из-за роста курса евро, пропорционально повышающего стоимость перелета. «При этом продажи по внутренним рейсам выросли на 30 процентов, народ начал летать по стране. Здесь надо отдать должное компании «ЮВТ-Аэро», которая взяла очень много региональных рейсов. Цены — от 1,5 тысяч рублей. Соответственно, слетать в соседний регион стало намного дешевле», — объяснил Сабиров.
Авиабилеты на новогодние праздники люди покупали еще с сентября. «Было очень много людей, которые уехали на новогодние праздники в Грузию, Домбай, начали осваивать Абзаково под Уфой. Люди начали узнавать, что у нас есть неплохие зимние курорты. Возникают ситуации, когда человек просит Андорру, смотрит на цены, которые увеличились в два раза, и отправляется в Абзаково. В Сочи народу много улетело... — перечисляет он. — Из зарубежных направлений очень хорошо пошла Прага — на ура. И билеты туда стоили немного, и сама Прага — не такой уж дорогой город. Для наших там все очень понятно и доступно», — говорит он.
(Фото: tourmalin.kz) |
КЛИЕНТЫ ПЕРЕКЛЮЧАЮТСЯ НА ЭКОНОМТУРЫ И «САМООБСЛУЖИВАНИЕ»
Что касается закамского турбизнеса, по словам директора ООО «Элис-Тур» (Нижнекамск) Олеси Силенко, то в новогодние праздники одни клиенты спрашивали туры в Питер, другие интересовались летним отдыхом в Абхазии, кто-то хотел лететь в Таиланд. А в первый в этом году рабочий день к лидерам по запросам примкнула Доминикана.
Директор турагентства «Росс Тур» Лилия Мухаметгалеева говорит, что после затишья в связи с событиями в Турции и Египте туристы потихоньку возвращаются. «На январь активно бронировали Красную Поляну в Сочи, Таиланд, Индию и санатории. Также популярными остаются речные круизы, уже открыто бронирование на навигацию нынешнего года. Многие приходят бронировать отели по России для проведения конференций и семинаров, — рассказала эксперт, и поделилась прогнозами. — Думаю, летом среди нижнекамцев самыми популярными будут такие страны, как Греция, Тунис и Кипр». По ее словам, из российских направлений люди интересуются отдыхом в Сочи, Абхазии, Крыму, Анапе, Геленджике — в общем, теми курортами, которые были популярны с советских времен. «Тем более что на многих из них ввели систему «все включено» и полный пансион, что очень удобно для отдыхающих», — добавляет Мухаметгалеева.
Столь сложная ситуация сложилась впервые за время работы компании, говорит директор еще одного нижнекамского агентства «Олис» Ольга Байкеева — одновременно и популярные направления закрылись, и крупные игроки были исключены из реестра. «Куда сейчас берут туры? Хорошо идут санатории по России, плюс Таиланд, Индия (Гоа) и Вьетнам. Кстати, несмотря на то, что накануне Нового года цены в Индию и Таиланд упали, люди все равно не особо стремились туда. Сказывается боязнь самолетов, — рассказала она. — Некоторых и цена устраивала, не устраивала безопасность перелетов. Поэтому многие предпочли вообще никуда не ехать на праздники, а тихо и мирно встретить Новый год дома, в кругу семьи». По словам Байкеевой, в связи с «исчезновением» Турции и Египта на ближайшую перспективу популярными становятся Черноморское побережье и Крым. «Уже сейчас идет массовое раннее бронирование по этим направлениям. Люди опасаются, что летом цена может подняться. Кстати, у некоторых туроператоров цены на продажу уже стоят на 20 процентов дороже, чем в прошлом году. А ближе к сезону они повысятся еще больше», — сообщила она.
Байкеева ждет роста внутреннего туризма нынешним летом «процентов на 30, если не больше»: «Еще одна тенденция последнего времени: люди стали больше интересоваться активным отдыхом и турами выходного дня. Многие хотят не просто поехать на Черноморское побережье, в Крым, по Золотому кольцу или в Москву — Питер, а все посмотреть там, поэтому заказывают экскурсии. Люди начали больше изучать свою страну. Это радует». По ее словам, тот же Сочи привлекателен еще и тем, что в нем много чего построили накануне Олимпиады, например, горнолыжку на Красной Поляне, которая манит туристов: «И у нас в Татарстане горнолыжка тоже очень неплохо развита и на достаточно хорошем уровне, вот только цена для туристов не очень привлекательная... У нас в республике это очень дорогой вид спорта».
Кроме того, в последнее время туристы самостоятельно комплектуют турпакет — сами заказывают билеты и подыскивают место для проживания. «У нас сейчас очень сильное разделение: туристы стали больше брать экономтуров, чем раньше», — резюмирует собеседница газеты.
(Фото: krasnaya-polyana-hotels.ru) |
«НИКТО НЕ РИСКУЕТ БРОНИРОВАТЬ ЗАРАНЕЕ»
Прошедшие праздники выявили и другую тенденцию. «Сейчас глубины бронирования почти нет. Индивидуальные туристы еще могут бронировать сейчас на март-апрель, а по пакетным турам глубины продаж нет. Мы и сами не стремимся к этому, потому что никто не знает, чем закончится зима: продадим тур какого-то оператора, с которым что-то может случиться, и он не выполнит обязательства, тогда пострадает наша репутация. Так что мы сейчас стараемся продавать, в основном, индивидуальные туры, базирующиеся на регулярных перевозках авиакомпаний, которые маловероятно сократят свои рейсы, — говорит представитель «Салават Lufthansa City Center“. — Если брать турпакетный туризм, то глубина продаж очень маленькая — две-три недели, максимум — месяц».
Сказанное подтверждает и Фахриева. «Глубины бронирования на новогодние праздники практически не было. Самое дальнее брали недели на две вперед и не более того. А раньше брали за полгода, за три-четыре-пять месяцев», — уточнила она.
По словам же директора «Якши-Тревел», глубина бронирования на новогодние праздники сохранялась, но ощущалась некая напряженность. «Поэтому было очень много людей, которые бронировали в последний момент. В среднем на новогодние туры глубина бронирования составляла примерно месяц. А сейчас вообще нет никакой глубины продаж. Она просто исчезла. Никто уже не рискует заранее бронировать», — рассказал он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.