Руководство агропромышленного парка "Казань" подвело итоги прошлого года на пресс-конференции
Руководство агропромышленного парка «Казань» подвело итоги прошлого года на пресс-конференции

С ЧЕГО ЭТО ВООБЩЕ ЦЕНЫ ПОДНИМАЮТСЯ?

Позитивными цифрами и фактами изобиловала пресс-конференции генерального директора ОАО «Агропромышленный парк «Казань» Олега Власова, состоявшаяся накануне в ИА «Татар-информ». И ему было чем гордиться. Так, по словам гендиректора, по итогам 2015 года предприятие впервые вышло на безубыточность и получило пусть и небольшую, но прибыль. Весомый факт, если учесть, что в 2014 году (не говоря уже о 2013-м, когда агропарк только открылся) предприятие получило убыток в 11 млн. рублей. И это на фоне изначальных бюджетных инвестиций в 2,5 миллиарда. И вот агропарк, наконец, продемонстрировал коммерческую успешность. Как сообщил Власов, товарооборот резидентов вырос в 3 раза и составил более 1 млрд. рублей. Выручка собственного производства — кафе, пекарни — выросла в 1,3 - 2 раза, торговые залы заполнены почти на 90 % (места арендуют 267 человек), а на складские помещения вообще появилась очередь.

Как подчеркнул Власов, все это достигнуто не благодаря увеличению арендной платы, которая, по его мнению, остается на весьма низком уровне, а за счет оптимизации, в том числе и мероприятий по энергосбережению. Полюбился агропарк и покупателям: в прошлом году его посетили 3,2 млн. человек. Ежемесячный трафик — 330 тыс. посетителей.

Но есть один момент, на который часто пеняют руководителю агропарка его оппоненты: среди арендаторов доля местных товаропроизводителей, для которых, собственно, и был задуман этот проект, составляет всего 40%. Остальные — либо фермеры и хозяйства из других регионов, либо «цивилизованные» посредники. Впрочем, у данного факта есть логичное объяснение. «Доля местных производителей, кто напрямую сам производит и у нас продает, — не более 40 процентов, — подтвердил Власов. Для непосвященного показатель покажется низким. Но мы наметили радиус — 150 километров, в рамках которого фермерам комфортно работать с нами. Так вот, в этом радиусе действующих фермерских хозяйств всего 61, а у нас торговых мест 425. Сегодня заполнить парк только фермерами просто физически невозможно, а ехать к нам за 300 километров — высокие транспортные расходы». Гендиректор признался, что считает день удачным, если к нему приходит местный фермер с просьбой выделить прилавок.

Ну а для тех фермеров, которым некогда стоять за прилавком (а таковых подавляющее большинство), Власов вынашивает план по созданию розничной торговой сети (правда, он не уточнил, в каком формате этот план будет реализован). Что касается торговли в агропарке, то для категории своих, родных фермеров руководство разработало, как выразился гендиректор, особую маркетинговую политику: «Часто бывает так: предприниматель предоставляет документы, что он является фермером, а на самом деле привозит продукцию не свою, да и вообще не татарстанского производителя. Но если это истинная продукция нашего производителя, то мы можем предоставить снижение цены аренды на 50 процентов. А если твоя продукция постоянная — место с максимальным трафиком покупателей». В общем, торгуй и радуйся назло варягам из соседних регионов. Подобные «пряники» Власов обещает и тем торговцам, что проникнутся задушевными беседами администрации агропарка о желательном сдерживании цен. Тем более Власов признался, что не понимает, с чего это вообще цены поднимаются, ведь, по его словам, на те же фрукты, наценка достигает до 200%! Спрашивается, зачем тогда покупателю из отдаленного района Казани ехать за «золотыми» яблоками в агропарк, если точно такие же можно купить возле дома?

А КОНФЛИКТА-ТО И НЕ БЫЛО

На уточняющий вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о сумме прибыли, Власов затруднился ответить, отметив, что пока не было аудиторской проверки. Но приблизительные цифры все же назвал: «Прибыль измеряется менее десятка миллиона рублей, думаю, в пределах 6 - 7 миллионов. Но я бы хотел напомнить, что никогда правительство республики не ставило перед агропарком задачи получения прибыли, никогда такого не звучало и звучать не могло». Он напомнил, что агропарк хоть и коммерческая организация, но выполняет социальную функцию — поддерживает сельхозпроизводителей.

Олег Власов
Олег Власов

Также корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась, удалось ли окончательно разрешить конфликтные ситуации, что возникали у руководства агропарка с его арендаторами в прошлом году, и учтен ли этот скандальный опыт? Напомним, арендаторы жаловались на то, что договор аренды носит кабальный характер, а руководство агропарка перетасовывает места в торговом зале по своему усмотрению. Бунтовщики даже с пикетом на площадь Свободы выходили, требуя прекратить «власовщину». Однако, как выяснилось, Власов полагает, что никакого конфликта не было вовсе, просто существовали некие силы, которым не терпелось влезть в управляющие агропромпарком структуры: «По большому счету конфликта не было. Я еще раз могу сказать: агропарк — очень лакомый кусок, имущественный комплекс — на 2,5 миллиарда, и год от года комплекс становится более эффективным. Наверное, у определенных людей, в определенных кабинетах возникло желание поуправлять агропарком, сделать так, чтобы имущество его получить... Но была четкая позиция Рустама Нургалиевича (Рустам Минниханов, президент РТ прим. авт.): агропарк был и остается государственным объектом», — попутно опроверг слухи вокруг возможной приватизации агропарка Власов. А для тех, кто считает, что арендаторам в агропарке живется плохо, гендиректор еще раз, даже с некоторым нажимом, повторил: за 2,5 года ни один из нарушителей различных пунктов договора (а докладов о нарушениях Власову, по его словам, в день по 30 штук на стол кладут) оштрафован не был. Правда, были случаи, когда с предпринимателем разрывался договор аренды. Но это, по всей видимости, совсем уж недобросовестные арендаторы.

Опроверг гендиректор и слухи о том, что администрация агропарка берет так называемые «входные билеты», хотя и признал, что некоторые советчики рекомендовали ввести обеспечительный платеж. И напоследок Власов сообщил, что дирекция решила организовать в агропарке еще два производства — овощное и мясное.

НАМ НЕКОГДА СТОЯТЬ ЗА ПРИЛАВКОМ

По мнению экспертов «БИЗНЕС Online» , то, что доля местных арендаторов составляет всего лишь 40%, — ненормально.

Мурат Сиразин — семейный фермер, общественный советник министра сельского хозяйства и продовольствия РТ:

— По моим данным, фермеров в республике не более 800 человек. Все эти фермеры сегодня в основном не занимаются производством товаров. Они производят сырье и полуфабрикаты: или мясо тушами, или молоко доят, или собирают зерно или овощи. Но так как у них очень низкая капитализация хозяйства, они не могут перерабатывать все это сами и вынуждены все сдавать перекупщикам. У них просто нет времени ездить в агропромпарк и продавать то, что они вырастили. Лишь иногда они едут в город, когда местная администрация фактически силком заставляет ездить на ярмарки, фактически в приказном порядке заставляя забивать корову и продавать мясо на рынке. А в агропромпарк они не могут попасть еще и по той причине, что у Власова очень жесткий контроль качества. Туда без международного сертификата, без декларации Таможенного союза приходить и продавать нельзя. Или нужно каждый раз брать ветеринарную справку. Но с ветконтролем тоже сложности: фермер должен в 8 часов поехать в ветеринарную службу, чтобы получить справку, а на рынке он должен быть в 7 утра.

Но 40 процентов местных производителей в агропромпарке — это, я считаю, ненормально, и мы как раз с ним обсуждали эту проблему и пришли к выводу, что агропромпарк должен жить в условиях рыночных отношений. Он должен приносить прибыль и не висеть на шее у государства. Все торговые места должны быть заняты. И не только продуктами питания, но и товарами повседневного спроса. По крайней мере, большинство отечественных производителей там должны быть представлены: хлебозаводы и молокозаводы, производители бекона... Немаловажно, что у фермеров, крестьян и садоводов должно быть в агропромпарке привилегированное положение. По первому обращению им должны предоставляться места. Но сегодня мы решили самый главный вопрос. Нам некогда стоять за прилавком, да и не каждый это делать умеет. Поэтому сейчас в агропромпарке будет открываться экомагазин, где фермеры будут выставлять свою продукцию, а торговать будут продавцы этого магазина. Наценка за продажу будет минимальной, чтобы каждый фермер имел возможность сдать туда продукты. Они уже делали два года назад такую попытку, но она оказалась неудачной. Магазин дал 400 тысяч убытка. Может быть, не тот человек этим занимался... Мне бы было выгодно выставить свою продукцию в этом экомагазине. Теперь, наконец-то, мы не будем стоять за прилавком, будем просто приезжать и сдавать туда наш товар.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов РТ:

— Прежде всего хотел бы отметить, что итоги 2015 года должны были рассматриваться на совете директоров, в который вхожу и я. Но, насколько мне известно, совет директоров агропромпарка этот вопрос не рассматривал. Может быть, меня уже из него исключили, не знаю... Поэтому давать комментарий без какого-то фактического материала не могу. А то, что агропромпарк вышел на прибыль... Прибыль ведь можно рассматривать по-разному. Если говорить о хозяйственной деятельности, то это хорошо. Но ведь мы не удивляемся, что Чеховский или Колхозный рынок выходит на прибыль, хотя и там реализуется продукция сельхозтоваропроизводителей. А если взять в целом, по сути, то та идея, идеология, которая была заложена в основу хозяйственной деятельности агропромпарка, не исполняется. Это обыкновенный розничный рынок. С единственной разницей, что он остается в руках государства. Это, конечно, плюс. Вот и все, что я пока могу сказать.