В инновационном городе Иннополис сегодня ночью начало работу собственное интернет-СМИ — «Хайтек»
В инновационном городе Иннополис сегодня ночью начало работу собственное интернет-СМИ — «Хайтек»

«ПРОЕКТ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ, АГИТАЦИОННЫЙ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ»

В инновационном городе Иннополис сегодня ночью начало работу собственное интернет-СМИ — «Хайтек». Идея его создания появилась еще летом прошлого года. Сайт пока работает в бета-режиме, о чем указывает пометка у логотипа. Рубрикатор включает пять рубрик: тренды, идеи, кейсы, мнения и Иннополис. Информация размещается также в соцсетях — Twitter, «ВКонтакте», Facebook. Судя по содержанию заметок (объем не превышает нескольких абзацев), это в основном переводы, перепечатки и немного собственного контента.

Характерно, что информации о российском сегменте IT-сферы практически нет. Главная тема — «Цукерберг не боится искусственного интеллекта». Также в основной повестке — заметка про новый проект Илона Маска — вакуумный поезд, новая разработка Висконсинского университета в Мадисоне и прогнозы банка Capital One о будущем высоких технологий. В этот контекст встраивается информация и про Иннополис: сейчас на главной странице одна заметка про первую волну студентов в местном университете, всего в соответствующем разделе шесть публикаций.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор АНО «Иннополис Медиа» (юрлицо издания) и главный редактор «Хайтек» Александр Писарев, инициатором проекта выступил мэр Иннополиса Егор Иванов, а консультационную и идеологическую поддержку оказал эксперт по развитию «умных городов», глава компании «Эвербренд» Влад Крейнин.

«Идея запустить медиа про новые технологии, инновационный бизнес и необходимую инфраструктуру появилась летом 2015 года. Это решение города — выступить учредителем принципиально нового для России издания — тогда же получило полную поддержку президента Татарстана Рустама Минниханова. Август и сентябрь ушли на детальную проработку, в октябре начались работы по подготовке запуска издания», — объяснил Писарев.

Автономная некоммерческая организация «Иннополис Медиа» зарегистрирована 17 ноября 2015 года. В свою очередь 100% учредитель «Иннополис Медиа» — автономная некоммерческая организация «Город Иннополис», принадлежащая уже напрямую казенному учреждению — исполкому нового города. Согласно данным сервиса whois-service.ru, доменное имя зарегистрировано на самого Писарева, представляющего АНО «Иннополис Медиа».

По словам собеседника газеты, администрация города стала учредителем компании-издателя «Хайтека» по очень простой причине. «Цель медиапроекта совпадает с ключевым стратегическим приоритетом города — это популяризация индустрии высоких технологий в России и помощь в их развитии», — говорит Писарев.

Он подчеркивает, что проект запущен исключительно на частные инвестиции, но имена и названия меценатов, впрочем, не раскрываются, как и объем вложений. «Важно отметить, что город не финансирует издание, но придает ему определенный статус, что важно для спонсоров и жертвователей, на деньги которых и запускается «Хайтек», — говорит Писарев. — Мы хотим отметить, что в России оказалось достаточно компаний и частных лиц, которые считают появление такого издания крайне своевременным и необходимым и готовы его поддерживать с учетом того вызова, который стоит перед страной, — необходимостью наращивания технологического потенциала».

По словам собеседника «БИЗНЕС Online», в среднесрочной перспективе «Хайтек» должен стать рентабельным изданием — на реализацию этой задачи у издателя есть два года. Бизнес-модель издания основана на традиционных для медиа источниках дохода — это реклама и подписка. Впрочем, при этом он уточняет, что пока проект «не рассматривается создателями как инвестиционный: он просветительский, агитационный и информационный».

На вопрос о выборе названия Писарев ответил, что выбор занял почти два месяца. «Были очень разные варианты, хотелось, чтобы оно было простым, соответствовало идее издания про технологии, в идеале было односложным и при этом отсутствовали любые двойные смыслы, — говорит он. — В итоге остановились на «Хайтек» — на одном слове кириллицей».

Интересно, что сайт зарегистрирован в зоне .fm, принадлежащий Федерации Микронезия (государство в Океании). «Выбор домена был сугубо прагматическим. Сегодня уже не имеет значения, в какой доменной зоне у вас сайт. Важно, чтобы он был востребованным, а в .fm зоне он, в .io, .net или какой-то другой — уже неважно. Мы остановились на зоне .fm как наиболее близкой к медиаиндустрии», — комментирует Писарев.

Инициатором проекта выступил мэр Иннополиса Егор Иванов
Инициатором проекта выступил мэр Иннополиса Егор Иванов

НА ЛЮБОПЫТСТВО 20-МИЛЛИОННОЙ АУДИТОРИИ

Какова концепция нового СМИ? «Мы — медиа про высокие технологии в России, лучшие мировые практики и город Иннополис, который их объединяет. Мы удовлетворяем свое и чужое любопытство, рассказывая о новых технологиях, без которых невозможно развитие, и людях, которые эти технологии создают. Мы в курсе идей и разработок, которые завтра изменят наш мир. Мы всегда знаем чуть больше и охотно этим делимся», — говорится в разделе «О проекте».

По словам главного редактора, «Хайтек» — это издание для всех, кто понимает, что без новых технологий невозможно развитие. «Оно для тех, кто хочет копать глубже, быть в курсе идей и разработок, которые завтра изменят наш мир. «Хайтек», мы надеемся, станет одним из главных популяризаторов технологических инноваций в России, — говорит собеседник. — Одна из ключевых задач «Хайтека» — донести до интересующейся российской аудитории — а по нашим оценкам это около 20 миллионов человек — детальную информацию о том, как будет устроен завтрашний мир и что нужно попытаться сделать, чтобы оказаться внутри этого мира, а не за его пределами. Нашей аудиторией мы считаем всех, кто заинтересован в получении передового образования в России, а также работы, связанной с перспективными технологиями в области IT, робототехники, медицинских и биотехнологий. Основной движитель нашей аудитории — любопытство по отношению к проектам и людям, которые создают будущее, и к Иннополису как инструментарию, который помогает высокотехнологическим проектам стать успешными».

Что касается тем, то «Хайтек» планирует охватить большой спектр: от передовых IT-решений и робототехники до технологий энергосбережения, искусственного интеллекта, машинного обучения, биопротезов, управления предметами силой мысли (нейроинтерфейсы), перспективных финансовых технологий и т. д.

Если в ВКонтакте и Twitter у СМИ пока небольшая аудитория, то в Facebook сообщество насчитывает 15 тыс. участников
Если в ВКонтакте и Twitter у СМИ пока небольшая аудитория, то в Facebook сообщество насчитывает 15 тыс. участников

ВКАЛЫВАЮТ РОБОТЫ

Над изданием сегодня работают 12 штатных сотрудников и 6 роботов. Что делают роботы, Писарев не раскрывает, а говорит лишь, что они существенно повышают продуктивность. Издание также активно работает с внештатными авторами, и с каждым месяцем их количество будет расти.

Офис редакции, что логично, находится в Иннополисе. Первые месяцы (а работа стартовала с начала декабря) редакция арендовала небольшую площадь у лаборатории робототехники Университета Иннополис. Несколько недель назад редакция переехала в помещения побольше, также арендуемые у университета. При этом редакция рассредоточена по всему миру. Помимо Иннополиса, сотрудники есть также в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Чите и даже Бразилии.

«Хайтек» уже активно присутствует в соцсетях. Если в «ВКонтакте» и Twitter у СМИ пока небольшая аудитория (на момент выхода публикации «ВКонтакте» — 160, а в Twitter — 46прим. ред.), то в Facebook сообщество насчитывает 15 тыс. участников. «Мы начали экспериментировать с тематическим контентом в Facebook три месяца назад. За это время группа выросла с 0 до 15 тысяч участников и продолжает расти быстрыми темпами, — объяснил Писарев. — Надеемся, что с открытием сайта темп прироста группы станет еще выше. Есть и другие интересные цифры: по итогам января количество вовлеченных пользователей — тех, кто ставил лайки нашим постам или группе, репостил или оставлял комментарии — составило 270 тысяч человек. Нам кажется, это очень неплохой результат».

На вопрос о том, с кем новое СМИ будет конкурировать, Писарев заверяет, что у «Хайтека» уникальная концепция и на российском рынке нет изданий, которые бы работали в той же самой нише. По его мнению, она свободна.

Это утверждение идет несколько вразрез с насыщенностью рынка СМИ, пишущими об IT. Недавно компания «Медиалогия» подготовила рейтинг из 20 только самых цитируемых медиаресурсов отраслей IT и телеком за 2015 год. Его лидерами стали Tjournal.ru, Cnews.ru, Hi-Tech@Mail.Ru.

В ответ на упреки в сходстве с такими ресурсами, как как vc.ru, cnews.ru., Писарев отмечает, что упомянутые СМИ даже между собой не конкурируют. «VC.ru — это теперь ресурс про стартапы и бизнес в самом широком смысле слова: от банков до промышленных корпорациий. «Хайтек» совершенно точно про другое. Cnews.ru, на первый взгляд, близок теме хайтека в сфере IT, но все-таки это издание сфокусировано на телекоме. Пересечение тематическое у «Хайтека» с Cnews будет, но очень несущественное», — ответил он.

Главный редактор «Хайтек» Александр Писарев
Александр Писарев: «Цель медиапроекта совпадает с ключевым стратегическим приоритетом города — это популяризация индустрии высоких технологий в России и помощь в их развитии»

БЫВШИЙ ГЛАВРЕД «ГАЗЕТЫ.RU» И ОТЕЦ INFOX.RU

Уроженец Мариуполя Писарев — довольно известный в России медиаменеджер. Прежде всего его знают в качестве создателя новостного интернет-проекта Infox.ru (c 2008 по 2012 год) и заведующего отделом политики, а затем главреда «Газеты.ru» (до 2006 года).

Вместе с тем период работы Писарева в Infox был отмечен серией судебных разбирательств. Так, в 2009 году Infox подал иск против НТВ, обвинив телекомпанию в незаконном использовании интеллектуальной собственности, потребовав компенсацию в 5 млн. рублей. Редакция сайта обвиняет телевизионщиков в «трансляции чужого контента без подписи, но с формулировкой «опубликовано в интернете», сообщало Pravo.ru. Кроме того, Писарев также обвинил во лжи Slon.ru. Поводом для судебного разбирательства стала статья, в которой, в частности, говорилось о том, что Infox.ru не удается привлечь рекламодателей. Руководители Infox посчитали, что этот материал порочит деловую репутацию Infox.ru, и потребовали от Slon.ru 1 млн. рублей в качестве компенсации. Суд иск отклонил.

В 2010 году популярный блогер Антон Носик обвинил издание Infox в непрофессионализме в интервью изданию «Частный корреспондент». Носик назвал текст «просто фантастически непрофессиональной работой с информацией». Но основное возмущение оказалось связано с вопросом интервьюера, которая спросила: «Почему Infox так откровенно наврал?» В ответ Infox обратился с иском о защите деловой репутации и взыскании с «Частного корреспондента» 1 млн. рублей. Но суд не нашел в этом вопросе журналиста никаких порочащих утверждений: согласно правилам русского языка, вопрос утверждением факта не является, и отказал в иске. Затем скандал возник в самом коллективе Infox: в октябре 2010 года бывшие сотрудники назвали историю Infox «историей большой лжи» и заявили, что с мая перестали получать заработную плату и социальные выплаты из-за проблем с инвесторами. В Живом журнале они открыли свой блог — сейчас он недоступен, — где и рассказывали историю «infoxgate».

Период работы Писарева в Infox был отмечен серией судебных разбирательств

«СВЕЖАЯ КРОВЬ — ЭТО ВСЕГДА ПОЛЕЗНО»

Эксперты и потенциальные читатели «Хайтека» прокомментировали «БИЗНЕС Online» идею запуска нового СМИ.

Константин Панфилов — главный редактор vc.ru:

— Шанс есть у всех. Успех всегда зависит от нескольких факторов. Изданий про IT и стартапы в России немало, я с ходу назову четыре-пять. Мне как главреду одного из них хотелось бы, конечно, думать, что читателей все устраивает, но свежая кровь — это всегда полезно. Вероятно, коллеги смогут принести на рынок новые форматы и идеи.

Самое сложное — понять, что вокруг не 2013 год и в стране и мире многое поменялось с тех пор, то есть нельзя, как раньше, ориентироваться на условный Techcrunch. Нужно осознавать, что происходит вокруг, и строить редакционную политику в зависимости от этого, а не писать только про дроны и новые айфоны, как будто ничего не происходит здесь, под носом. Ну а сложности такие же, как у всех: найти ресурсы на развитие, финансы, пишущих журналистов. Хороших людей быстро разбирают, нужно растить с нуля новичков, а времени на это обычно нет.

Элина Асфаганова — главный редактор Rusbase:

— Я не знаю, какие козыри подготовил «Хайтек», поэтому могу делать только предположения о шансах на успех. Я бы советовала запускаться совместно с каким-то технологическим или медиапартнером, который «нальет» первый трафик на сайт.

Долгосрочный успех зависит полностью от талантов сотрудников и руководителя редакции, а также от стараний коммерческого отдела.

Сейчас из Иннополиса хотят сделать технологический и инновационный центр России. Возможно, у той части редакции «Хайтека», которая находится в Иннополисе, будет прямой и быстрый доступ к важной информации рынка технологий, что позволит выдавать эксклюзивы.

Перед запуском практически каждого СМИ можно сказать, что у рынка нет потребности в нем, что ниша занята и т. д. Однако новые игроки продолжают появляться и выходить вперед.

«КАЧЕСТВЕННЫХ СМИ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ СОВСЕМ НЕ ХВАТАЕТ»

Дмитрий Еремеев — президент группы компаний FIX:

— К подобным инициативам, если они организованы за частный счет, я отношусь крайне положительно.

Я даже успел ознакомиться с бета-версией сайта. Действительно, не все обладают хорошим английским языком, и многие бы с удовольствием читали переводы значимых новостей на русском языке в этой сфере. Буду ли я читать или нет, будет зависеть от того, насколько интересный будет для меня материал, попробую точно! Очень надеюсь, что он будет интересный и актуальный. Качественных СМИ в этой области совсем не хватает, особенно в области интернет-бизнеса. Из русскоязычных ресурсов я постоянно читаю roem.ru, vc.ru, habrahabr.ru и маленький блог teslauto.ru.

Сергей Крылов — руководитель ООО «Интеллектуальный дизайн», резидент ОЭЗ «Иннополис», соучредитель сервиса Sapron:

— Нужно почитать материалы, чтобы сформировать какое-то мнение о новом СМИ. Если успех измеряется аудиторией, то «Хайтек» будут читать и цитировать при наличии ценных материалов. Я редко захожу в какие-либо СМИ напрямую, обычно через Facebook.

Я каждый день читаю vc.ru, зарубежные СМИ через стандартное приложение News на iOS. Также получаю много профильных рассылок (HubSpot, Intercom, GrowthHackers, ProductHunt, DesignerNews, TheModernTeam и другие).