В Татарстане исчез Сулейман Зарипов — правая рука муфтия Гусмана Исхакова и имам мечети «Нурулла»
В Татарстане исчез Сулейман Зарипов — правая рука муфтия Гусмана Исхакова и имам мечети «Нурулла» (фото prokazan.ru)

МАШИНУ НАШЛИ НА ЦЕНТРАЛЬНОЙ УЛИЦЕ БУИНСКА

Сегодня в Татарстане продолжают искать пропавшего в воскресенье Сулеймана хазрата Зарипова — имам-хатыйба мечети в Петровском, который также читал пятничные проповеди в мечети «Нурулла». 57-летний священнослужитель, возвращаясь в Казань из поездки в Мордовию, исчез в Буинске. Здесь его видел имам мечети, куда Сулейман хазрат зашел почитать намаз — пришло время молитвы. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказала дочь Зарипова Нурия. Из Мордовии Зарипов выехал в 10 утра 7 февраля, в 14:30 был в Буинске, после чего поехал домой в Казань. Родственники ждали его к 18:00 - 19:00, однако после того, как не дождались, начали бить тревогу. Был уже поздний вечер, телефоны Зарипова и его товарища были отключены, что несвойственно для хазрата. 8 февраля утром родственники обратились в полицию с заявлением о пропаже человека, искали его в больницах и даже моргах, но безрезультатно. Вместе с тем вчера группа друзей и близких Зарипова отправилась на поиски в Буинск. В городе, прямо на центральной улице Вахитова, был обнаружен автомобиль хазрата — Toyota Corolla У071РЕ регион 116.

«Машина обнаружена в хорошем состоянии, включена сигнализация, — рассказала «БИЗНЕС Online» дочь Зарипова. — Наши братья и друзья подключили оперативников и сейчас ищут отца в Буинске. Видимо, остановился либо уехал куда-то. Непонятно».

Как рассказал «БИЗНЕС Online» Ильмир хазрат Хасанов, имам-мухтасиб Буинского района, машину вчера около 10 вечера нашли сотрудники местного ГИБДД. «Открывать не стали, не осматривали, отвезли в теплый гараж, чтобы оттаяла. Машину спокойно выключили, поставили, признаков насилия не видно. Сейчас должны приехать криминалисты. Осмотр будет проводиться, скорее всего, в присутствии родственников».

Хазрат ехал не один, а с каким-то гостем, но кто это был, никто не знает: спутник имама тоже исчез. Место, однако, людное — сейчас полиция изучает камеры, опрашивает продавщиц, таксистов (рядом расположена стоянка такси). Сам Хасанов не понимает, как мог потеряться священнослужитель — мудрый, спокойный и грамотный.

Информация о пропавшем хазрате широко расходится в соцсетях. В частности, призыв о помощи ко всем добровольцам можно найти в соцсети «ВКонтакте». В открытой группе «Авторазбор» пользователь Гульназ Гусманова пишет, что пропал добропорядочный семьянин, отец шестерых детей и дядя ее подруги. «Просьба: кто видел данное авто или этого человека в городе, в селах по пути, на трассе, сообщите ради Бога! (В больницах, моргах искали...) Машину нашли. А их там нет». Она также указывает контактный телефон для связи.

«Мне много людей писали и говорили, что хотят искать отца, — отметила Нурия. — Челны, Ульяновск, Казань — ждут все и хотят искать. То, что он пропал и не отвечает, — это ненормально. Он не может так делать!». В пресс-службе МВД по РТ «БИЗНЕС Online» подтвердили, что получено заявление от родственников о пропаже человека, полиция отрабатывает информацию.

Поселок Петровский, в котором расположена мечеть, находится в отдалении от Казани. Рядом с мечетью за тем же забором — двухэтажный дом из красного кирпича, где живет сам Закиров и его семья
Поселок Петровский, в котором расположена мечеть, находится в отдалении от Казани. Рядом с мечетью за тем же забором — двухэтажный дом из красного кирпича, где живут Зарипов и его семья

ИЩУТ ПОЛИЦИЯ И ФСБ

Сегодня в 9:00 возле Петровской мечети был объявлен сбор для выезда в Буинск на поиски Зарипова. Возле забора, за которым размещен молитвенный дом, собрались пять неразговорчивых мужчин. Представляться они отказались наотрез.

«Один из вариантов — на поиски выезжать, но это банально, не хочется, — хмуро разгладил длинную курчавую бороду один из них, в длинном пуховике. — Я думаю, что на уровне органов все найдут. В соседней области (Мордовии) надо поспрашивать».

Поселок Петровский, в котором расположена мечеть, находится в отдалении от Казани. Рядом с мечетью за тем же забором — двухэтажный дом из красного кирпича, где живут Зарипов и его семья. К собравшимся вышла дочь хазрата Зульфия.

«Он ехал в Казань со знакомым из Эмиратов, они ездили в Мордовию, в гости к муфтию Саранска, других вестей от него не поступало», — рассказала «БИЗНЕС Online» Зульфия. По словам женщины, помимо МВД в расследовании участвуют сотрудники ФСБ. «Это же религиозный деятель, — пояснила Зульфия. — Вот все эти спецслужбы сейчас на месте и должны вскрывать машину. Для отца нехарактерно, чтобы он так пропадал, средь бела дня прочитал намаз и исчез. Куда он мог деться?»

О пассажире Зарипова доподлинно ничего не известно. «Нам нужен отец, нам до этого человека [пассажира]... Найдут — хорошо, но нам бы отца найти живым и невредимым, — добавила Зульфия, устало растирая руками лицо. — Сейчас отправятся на поиски, будут искать в оврагах Буинска. Странно, что после намаза он поехал в противоположном от Казани направлении. Пусть и недалеко от мечети, но его машина стоит в другом направлении. Удивляет сам факт того, что он отклонился от маршрута, отцу это несвойственно.

На вопрос, были ли у Сулеймана хазрата Зарипова враги, родственница машет руками: «Он даже детей своих не ругал за шалости, версия насчет врагов сразу отсекается, правда, завистников много было», — заключила женщина.

На фото: Рашида абыстай Исхакова (справа),
Сулейман хазрат Зарипов (слева),
за Рашидой бывший муфтий Гусман хазрат Исхаков

ЗЯТЬ ГУСМАНА ХАЗРАТА, КОТОРЫЙ МОГ СТАТЬ МУФТИЕМ РТ

Сулейман хазрат — личность, известная в республике. Он родился в 1958 году, в 1986-м окончил высшее медресе «Мир-Араб» в Бухаре, где учились все имамы в СССР, затем становится имамом-хатыбом мечети в Бугульме. Здесь Сулейман хазрат проработал 12 лет — в этот период была построена Соборная мечеть в городе. Дальнейшее образование он получал в университете «Аль-Имам Мухаммада Согуд» в Саудовской Аравии.

В Татарстане его называли правой рукой муфтия Гусмана хазрата Исхакова, что неудивительно, ведь он не только был заместителем главы ДУМ, но и женат на его сестре. И в должности первого проректора Сулейман хазрат фактически руководил Российским исламским университетом с 1998 по 2006 год. Во время выборов нового руководителя ДУМ РТ в 2011 году его называли в числе претендентов на должность муфтия, однако избран был Илдус хазрат Файзов. В то время эксперты говорили, что умма переживает настоящий раскол.

Напомним, что в религиозных и экспертных кругах муфтий Исхаков считался человеком, который как минимум не противодействовал проникновению так называемых салафитских взглядов (для их обозначения часто используют слово «ваххабизм»), которые в последние годы в России расцениваются как экстремистские (хотя справедливости ради стоит заметить, что эти взгляды являются официальной идеологией ряда государств, например той же Саудовской Аравии). Слухи об отставке его команды ходили несколько лет, пока это, наконец, не случилось. Игроков на этом поле было довольно много — в том числе эксперты отмечали влияние из-за рубежа, и воздействие «прогусмановской» группировки было достаточно велико. Но что-то все же удалось и до ухода муфтия: так, Сулейман хазрат в 2006 году ушел из Российского исламского университета — и его возглавил Рафик Мухаметшин.

Самого Зарипова также называли едва ли не одним из главных идеологов салафизма в Татарстане — в частности, об этом пишет в своем блоге историк А. Н.Юсупов. По некоторым данным, аналитические записки с подобной оценкой поступали и на стол высоких чиновников, а параллельно отмечался недостаточный контроль ДУМ РТ за тем, что происходит в мечетях. Злые языки также говорили, что свой дом в Петровском, расположенный совсем рядом с мечетью, построен на те самые средства, что должны были пойти на медресе. Доброжелатели же утверждали, что хазрат, наоборот, вложил свои деньги в строительство самой мечети.

С другой стороны, Зарипов после назначения Файзова поддерживал муфтия в его начинаниях по борьбе с нетрадиционным исламом и в работе с имеющимися богословскими разногласиями. Он стал одним из голосов ДУМ и чаще стал появляться в публичной сфере, излагая официальную позицию. «Понимаете, даже великие империи доходили до своего совершенства и рушились, всегда нужна была какая-то эволюция, какая-то замена взглядов, духовной составляющей людей, — объяснял сложившуюся ситуацию в одном из интервью сам Зарипов. — Если же говорить о ситуации, связанной с нашим духовенством, то самое главное, что мы задали вектор, вектор, который задали наши отцы и предки. Мы возвращаемся к корням. Корням нашей духовности, корням нашей идеологии традиционного ханафитского мазхаба. И когда люди приходят и поддерживают эти идеи — это очень радует».

«Невежество является, к сожалению, одним из качеств имамов наших мечетей, что порождает отход от традиционного для нашего народа ханафитского мазхаба», — объяснял он. По мнению Сулеймана хазрата, в подготовке образованного мусульманского духовенства должна участвовать не только исламская умма, но и государство, если оно заинтересовано в противостоянии проникновению в регион нетрадиционных течений зарубежного ислама.

Любопытно, что в одном из интервью Зарипов признался, что он и его окружение смотрит проповеди патриарха Кирилла. «Мы не гнушаемся и тем, что слушаем его проповеди. Во многом он нам учитель», — сказал имам.

«ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ. КТО-ТО СВЯЗЫВАЕТ ЭТО ИСЧЕЗНОВЕНИЕ С СИЛОВЫМИ СТРУКТУРАМИ, ВИДИТ «РУКУ МОСКВЫ»

Охарактеризовать Сулеймана хазрата «БИЗНЕС Online» попросил экспертов.

Азат Ахунов — доцент кафедры востоковедения и исламоведения Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:

— Сулейман хазрат — родственник бывшего муфтия Гусмана хазрата Исхакова. Это один религизный клан: Гусман хазрат, Равиль Гайнутдин, Талгат Таджутдин, Сулейман Зарипов, покойный муфтий Крыма Сеитджелил Ибрагимов — это один род, который так или иначе связан с матерью Гусмана хазрата Исхакова Рашидой абыстай Исхаковой. Ее дочери, сестры Гусмана хазрата, — жены известных мусульманских деятелей, в том числе и Сулеймана хазрата. Он много сделал для становления РИУ, вел основную работу в качестве первого проректора.

Но по отношению к нему высказывались различные отрицательные мнения, в первую очередь в связи с тем, что он обучался в Саудовской Аравии, звучали обвинения в том, что он симпатизирует ваххабитам. В последнее время, после того как Гусман хазрат перестал быть муфтием, он тоже отошел от дел, стал просто имамом-хатыбом своей мечети и не участвовал в религиозной жизни республики.

Почему он мог исчезнуть, сказать очень сложно. Высказываются разные мнения, кто-то связывает это исчезновение с силовыми структурами, видит «руку Москвы». Разные могут быть ситуации. Хотя Буинск вполне спокойный город, там находятся известное медресе, мечеть, там адекватный руководитель религиозной организации. Там нет экстремистских религиозных группировок. Трудно предполагать, что случилось. Если бы попал в руки силовых структур, уже, наверное, было бы известно к этому времени. Может, просто бытовая ситуация, какой-то конфликт. Трудно гадать.

Остается пожелать, чтобы все закончилось благополучно и он вернулся в свою семью. Мне с ним много приходилось общаться, это человек спокойный, уравновешенный, доброжелательный, вопреки всем обвинениям недоброжелателей, очень неплохой. Он человек сугубо татарский, классический татарский имам, с ним можно было обсуждать любые религиозные и светские темы.

Рафик Мухамметшин ректор РИУ:

— С Сулейманом хазратом я знаком с середины 90-х, годов, когда приехал из Бугульмы в Казань. Более близко начал общаться, работая в РИУ, куда пришел в 1998 году, он уже там работал, потом стал первым проректором. Я не знаю более тонкого психолога, который бы так умело работал со студентами. Он располагает к себе, очень образован, с хорошим арабским языком. До последних дней мы с ним часто пересекались. Очень хороший имам Бухарской школы, профессионально подготовленный. Так что о нем у меня только хорошие впечатления и как о человеке, и как о профессионале.

Последнее время Сулейман хазрат был рядовым имамом, так что какая-то активность его за пределами мечети совершенно не была замечена. Не думаю, что были серьезные предпосылки для каких-то действий. В последнее время он позиционировал себя как имам мечети, без каких-либо претензий, публичных заявлений. Поэтому предполагать какие-то богословские или идеологические причины (его исчезновения прим. ред.) довольно сложно.

Рустам хазрат Хайруллин заместитель муфтия Республики Татарстан:

— Сейчас ДУМ РТ на связи с буинским мухтасибом, он успокаивает приехавших родственников, говорит им, что все в руках Всевышнего. Сулейман хазрат — почетный аксакал, много лет служит в лоне духовного правления. Он из многодетной семьи, у него куча внуков, всегда характеризовался с положительной стороны. Так что мы в полном недоумении по поводу случившегося. Ехал из Мордовии, было время молитвы, заехал в мечеть Буинска на молитву. Мечеть в Петровском Сулейман хазрат возглавляет с момента ее возведения — больше 10 лет. Он был заместителем муфтия, первым проректором РИУ во времена Гусмана хазрата Исхакова, сестра которого является его женой. После того как пришел новый муфтий, Сулейман хазрат покинул свой пост и продолжил свою деятельность как имам-хатыб мечети в Петровском. Часто привлекался в мечеть «Нурулла», где читал проповеди по пятницам. Многие выросли на его глазах, многих он как имам нарекал именем, читал никахи. Как имам служит с конца 80-х годов, это старая школа Бухарского медресе, все ученики Талгата Таджуддина.