В сопроводительной записи к фото Самигуллин рассказал: «Сегодня прошла встреча с шейхом Наджмуддином из ОАЭ»
В сопроводительной записи к фото Камиль Самигуллин написал: «Сегодня прошла встреча с шейхом Наджмуддином из ОАЭ»

СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ ДУМ РТ И ТАИНСТВЕННОГО УРОЖЕНЦА СИРИИ С ГРАЖДАНСТВОМ ОАЭ

Неделя прошла с тех пор, как в Буинском районе пропали 57-летний имам Сулейман Зарипов и 62-летний гражданин Объединенных Арабских Эмиратов Худжа Абде Наджи Элдим. 7 февраля мужчины на автомобиле Зарипова возвращались из Саранска в Казань, но последний раз их видели в селе Старый Студенец Буинского района.

Масштабные поиски пропавших, к которым привлечены сотни волонтеров и сотрудники МВД по РТ, к видимым результатам пока не привели. Между тем в уголовном деле, возбужденном 9 февраля следственным комитетом РФ по РТ по статье «Убийство двух и более лиц», есть несколько загадок. Автомобиль священнослужителя Toyota Corolla У071РЕ был найден припаркованным напротив магазина на улице Вахитова в Буинске в направлении, противоположном движению в сторону Казани. Удивительно также, что дозвониться до обоих мужчин родственники не смогли практически вскоре после совершения намаза в мечети Старого Студенца.

Однако самой интригующей в этой истории является личность спутника Зарипова, которого, как сообщал портал ProKazan со ссылкой на источники в правоохранительных органах, Зарипов забрал 6 февраля из не самой дешевой казанской гостиницы «Корстон». Следственный комитет сообщал, что он гражданин ОАЭ, позднее LifeNews со ссылкой на въездные документы сообщил, что он гражданин Сирии. Муфтият Татарстана ситуацию комментировал крайне скупо. «ДУМ РТ опровергает приезд Худжи Абде. Мы даже не знали, кто сопровождал нашего имама в поездке в Саранск», — такое заявление сделал заммуфтия РТ Рустам Хайруллин.

Однако, как выяснилось, контакты с эмиссаром из ОАЭ у ДУМ РТ были. Сегодня «БИЗНЕС Online» впервые публикует фото вместе с муфтием РТ Камилем хазратом Самигуллиным. На фото, размещенном им самим в Instagram, муфтий стоит во дворе здания с освещенной белой лестницей. Рядом с ним пожилой мужчина в черном пуховике. Руки он спрятал в карманы, в камеру смотрит с легким намеком на улыбку. Мужчины на фото стоят близко, но рукавами не соприкасаются.

В сопроводительной записи к фото Самигуллин рассказал: «Сегодня прошла встреча с шейхом Наджмуддином из ОАЭ». Два пользователя сервиса прокомментировали изображение: «ynus88: «ма ша аллах, передайте ему салям от меня пожалуйста» и farhat_machitov: «Знакомое лицо» (орфография и пунктуация авторов сохраненыприм. ред.). Под постом стоит отметка, что фотография сделана 61 неделю назад, следовательно, встреча состоялась в декабре 2014 года.

«Худжа Абде Наджи Элдим является официальным представителем благотворительной ассоциации «Дар аль Бер» (ОАЭ) в России, деятельность которой контролируется Эмиратом Дубай, — прокомментировали фото в пресс-службе муфтия. — Данная организация помогает в строительстве мечетей, медресе и приютов для сирот. Муфтий Камиль хазрат Самигуллин в течение двух лет провел три рабочие встречи с Худжой Абде Наджи Элдимом, на которых обсуждали вопрос оказания благотворительной помощи при издании Корана по системе Брайля для слепых и Корана для бесплатной раздачи в мечетях».

О Худже как о благотворителе и строителе мечетей и медресе говорят и другие источники. Как передает радио «Азатлык» со ссылкой на Галимзяна хазрата (муфтий Тюменской областиприм. ред.), шейх Наджмуддин оказал помощь в строительстве 26 мечетей в Тюменской области. Экс-муфтий ДУМ Тюменской области также сообщает, что Наджмуддин является уроженцем Сирии, некоторое время проживал в Турции, затем перебрался в ОАЭ. Фонд «Дар аль Бер» спонсировал стройки и в других регионах, в частности, в Курганской, Свердловской областях, в Татарстане.

Активное участие Наджмуддина в строительстве мечетей в регионах России «БИЗНЕС Online» подтвердил бывший имам-мухтасиб Казани, мухтасиб Приволжского и Вахитовского районов Мансур хазрат Джалялетдин. «Он с 90-х работает в Татарстане, он работал еще при Габдулле Галиуллине (бывший муфтий Татарстанаприм. ред.), привозил деньги и помогал строить мечети и медресе, — рассказал Джалялетдин. — В Тюмени много мечетей построил, и в Мордовии помогал. Когда он сюда приезжал, работал с ДУМ».

Фонд «Дар аль Бер» — действительно крупная и солидная организация, основанная в 1979 году в ОАЭ и работающая в 42 странах. Тем не менее нельзя сказать, что репутация организации безупречна. К примеру, в конце прошлого года по линии Интерпола был объявлен в розыск глава азербайджанского представительства этой организации 45-летний Рашад Ахундов. Формальная причина — уклонение от уплаты налогов, однако в азербайджанских СМИ распространялась информация о его связях с некой «ваххабитской сектой». В 2014 году в бакинском представительстве организации прошли обыски, Ахундов был задержан, однако спустя день освобожден. Интересно, что после этого визит в страну нанес вице-президент ОАЭ — шейх Мухаммед ибн Рашид аль-Мактум. Помимо этого в интернете можно найти информацию, что расследование в отношении фонда велось в Сербии, также были подозрения по поводу финансирования через него чеченских боевиков в 1990-е. Тем не менее все эти домыслы остаются на уровне слухов, деятельность организации в России не запрещена.

«МЫ ВЕРИМ В ЛУЧШЕЕ — ИЛИ ЕГО ЗАКРЫЛИ, ИЛИ ПОХИТИЛИ»

Результаты поисков пропавшего имама держат в жесточайшем секрете в МВД РТ, которое руководит операцией, молчат и родственники Зарипова. В пресс-службе МВД по РТ «БИЗНЕС Online» рассказать о ходе расследования отказались. Ранее министр внутренних дел РТ Артем Хохорин, выступая с докладом в Госсовете РТ, неохотно прокомментировал ход расследования по просьбе депутатов: «Работа проводится совместно со следственным комитетом, прокуратурой и ФСБ. Весь объем мероприятий был проведен сразу же и будет проводиться в дальнейшем. Пока сказать нечего».

В течение нескольких дней в круглосуточном режиме работают штабы по поиску пропавших в Буинске и в Казани. «По желанию имамов Казани в мечети Аль-Марджани был создан штаб, сегодня мы отправили на поиски еще шесть автомобилей и автобус, — рассказал «БИЗНЕС Online» накануне Джалялетдин. — Здесь происходит сбор волонтеров, отсюда они уезжают в Буинский район и в другие точки, где он [Зарипов] проезжал. Координируют поиски его дети, я с ними все время на связи. Штаб необходим, чтобы координировать поиски, чтобы разные группы одни и те же места не прочесывали и не опрашивали людей по нескольку раз».

«По желанию имамов Казани, в мечети „Аль-Марджани“ был создан штаб, сегодня мы отправили на поиски еще шесть автомобилей и автобус, — рассказал „БИЗНЕС Online“ накануне Джалялетдин. — Здесь происходит сбор волонтеров, отсюда они уезжают в Буинский район и в другие точки, где он проезжал [Закиров]. Координируют поиски его дети, я с ними все время на связи. Штаб необходим, чтобы координировать поиски, чтобы разные группы одни и те же места не прочесывали и не опрашивали людей по нескольку раз»
По желанию имамов Казани в мечети Аль-Марджани был создан штаб

По оценке бывшего имама-мухтасиба, в поисках, которые развернулись в Татарстане, Мордовии и Ульяновской области, участвуют несколько сотен волонтеров. Это студенты Казанского исламского колледжа, прихожане мечетей, друзья, знакомые Зарипова и сочувствующие родственникам пропавшего. «Они через Ульяновск в Буинск ехали, поэтому поиски ведутся и по этому направлению, — пояснил Джалялетдин. — Осматриваются сельские дороги, проселочные дороги. По лесам и по полям смотрят с лопатами. С саранским духовенством мы на связи, они собрали своих людей, в Буинск приехали на поиски автомобили с московскими номерами. Подключились все, для меня это, конечно, очень здорово».

«Ребята, которые встречаются со следственными органами, просили молчать, разглашение информации может помешать расследованию, — поддержал молчание МВД РТ Джалялетдин. — Хотя есть ощущение, что у следователей много подвижек по делу».

В числе этих «подвижек» можно назвать сбор данных с камер видеонаблюдения. По словам бывшего муфтия Казани, за минувшие три дня волонтеры совместно со следователями нашли и изъяли все записи с камер в Буинске по пути следования Зарипова из магазинов и кафе.

Одна из записей оказалась в распоряжении нашей газеты. На ней видно, как сначала проезжает машина Зарипова, а через короткое время близко друг к другу едут еще два авто — не исключено, что в них и были похитители...

По инициативе штаба был создан фонд для поддержки волонтеров. «Машины надо заправлять, членам поисковых групп надо кушать, на эти цели люди перечисляют деньги», — отметил собеседник «БИЗНЕС Online».

Собственных средств не хватает. «49 тысяч рублей было собрано за вчерашний день, эти деньги мы потратили на питание и на топливо, сегодня (14 февраляприм. ред.) пришло 8,5 тысяч рублей — тоже отдали на дорогу машинам, которые в поисках участвуют, — перечислил расходы Джалялетдин. — А при самом неблагополучном раскладе, если мы, не дай бог, найдем труп, эти деньги пойдут на его похороны. У МВД энтузиазм по поискам спал. А мы верим в лучшее — или его закрыли, или похитили».

.
Осмотр автомобиля Toyota сотрудниками следственного комитета РФ по РТ показал, что следов криминального характера в машине нет

СПЕЦСЛУЖБЫ ИЛИ КРИМИНАЛ?

Напомним, первый поисковый отряд, в состав которого входил сын Зарипова, отправился в Буинск вечером 8 февраля. В городе, прямо на центральной улице Вахитова, был обнаружен автомобиль хазрата. Осмотр Toyota сотрудниками следственного комитета РФ по РТ показал, что следов криминального характера в машине нет. Также специалисты не нашли в салоне машины отпечатков, принадлежащих третьим лицам. Автомобиль был закрыт и поставлен на сигнализацию. 9 февраля следственный комитет РФ по РТ возбудил уголовное дело по факту пропажи двух и более лиц по статье «Убийство двух и более лиц». Несмотря на то, что к поискам пропавших подключились верующие сразу нескольких регионов, успехом их труды пока не увенчались.

Сам Сулейман хазрат — известная в республике личность. Он родился в 1958 году, в 1986-м окончил высшее медресе «Мир-Араб» в Бухаре, где учились все имамы в СССР, затем стал имам-хатыйбом мечети в Бугульме. Здесь Сулейман хазрат проработал 12 лет — в этот период была построена Соборная мечеть в городе. Дальнейшее образование он получал в университете «Аль-Имам Мухаммада Согуд» в Саудовской Аравии.

В Татарстане его называли правой рукой муфтия Гусмана хазрата Исхакова, что неудивительно, ведь он не только был заместителем главы ДУМ, но и женат на его сестре. Также в должности первого проректора Сулейман хазрат фактически руководил Российским исламским университетом с 1998 по 2006 год. Во время выборов нового руководителя ДУМ РТ в 2011 году его называли в числе претендентов на должность, однако избран был Илдус хазрат Файзов.

Что стоит за его внезапным исчезновением? Согласно наиболее популярной в самой умме версии, к похищению причастны спецслужбы, заинтересовавшиеся спутником Зарипова. В самом деле, поневоле приходится задаться вопросом: а только ли филантропией занимался Наджмуддин или деньги из Эмиратов служили и другим, тайным целям? Как бы там ни было, по нашим сведениям, по крайней мере, местное управление ФСБ все-таки не при делах — на это же указывает и упоминание Хохорина о том, что расследование ведется совместно. Не понятен и неожиданный интерес к шейху, который с 90-х годов бывал в России многократно.

Вторая версия: мусульманских деятелей похитили, напротив, исламские радикалы. Но в таком случае они через некоторое время, вероятно, взяли бы ответственность на себя, а в интернете появилось бы какое-нибудь устрашающее видео. Времени прошло достаточно.

Наконец, третья версия — обычный криминал. Шейх из ОАЭ, курирующий финансовые потоки оттуда, — действительно хорошая приманка. Даже если денег у него не было с собой, есть счета, карточки и, в конце концов, возможность попросить выкуп.

Остается надеяться, что рано или поздно мы узнаем ответ — найти пропавшего муфтия для Хохорина, судя по всему, очередное дело чести.