ИЗ ГОРСОВЕТА ЧЕЛНОВ УХОДИТ ГЛАВНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАРОЖИЛ

В Автограде после выборов  стало известно о политической сенсации городского масштаба. Пост замглавы города покидает влиятельнейший старожил местного политического Олимпа – Хайдар Галяутдинов, полковник в отставке, отец председателя правления АКИбанка. О том, почему он принял такое решение, Галяутдинов рассказал в своем интервью.

Политическому долголетию Хайдара Галяутдинова могли бы позавидовать многие. Бывший офицер КГБ, он работал при четырех главах Набережных Челнов: фактически был правой рукой Рафгата Алтынбаева, Рашита Хамадеева, Ильдара Халикова и Василя Шайхразиева. Названия его должностей менялись, он был зампредседателя горсовета, замглавы, но суть была одинакова: Хайдар Галяутдинов держал в своих руках все нити управления городским советом. Однако, после прошедших 10 октября выборов он покидает свой пост.

— Это исключительно мое собственное решение, — рассказал Галяутдинов. — Во-первых, претендовать на то место, где проработал последние 20 лет, я не могу в силу своего возраста и действующего законодательства. В таких случаях благоразумные люди, а я себя отношу к таковым, говорят: «До свидания и спасибо всем». Мне особенно хотелось бы поблагодарить Ильдара Шафкатовича Халикова, с которым мы совместно проработали семь лет. Вести дела с ним было очень легко и приятно. И с руководителем Исполнительного комитета города всегда находили взаимопонимание и сейчас находим. Так что по работе никаких претензий ко мне или каких-то проблемных вопросов, политической борьбы нет, это просто мое желание. Если меня сочтут полезным для общества где-то на другом месте и поступит соответствующее предложение, то его можно будет обсудить. Если же не поступит, то я уже дважды заслужил пенсию: военную и гражданскую тоже.

— Так сложилось, что в течение этого года ушли в отставку несколько региональных лидеров, как принято их называть, политических тяжеловесов. Если первый Президент РТ сам попросил не рассматривать его кандидатуру при последующем назначении, сценарии ухода глав Башкортостана и Москвы были, мягко говоря, несколько иными. Как вы оцениваете эти события, как человек, имеющий колоссальный опыт нахождения во власти?

— Я, как юрист по специальности, и будучи законопослушным гражданином, могу сказать только одно: надо жить по закону. Но закон тоже должен быть правильный. Я глубоко убежден, что региональные лидеры должны не назначаться сверху, их должен избрать народ. Это основа основ демократии — всеобщая выборность. Централизация власти, может быть, в определенных формах допустима как временное явление, но она в итоге всегда приводит к монополизации власти, а это извращает любого человека. Это первое.
Второе — Минтимер Шарипович всегда был благоразумным, воспитанным, интеллигентным человеком. Сельская, житейская мудрость, развитая интуиция дали ему возможность не наступать на грабли. Что касается скандалов, связанных с уходом ряда региональных лидеров, то данная проблема возникла из-за того, что были нарушены демократические принципы формирования власти. Если Конституцией предусмотрено два срока, то по их окончании надо сказать: «Спасибо! До свидания!» В таком случае подобных коллизий не может быть в принципе.

«РУССКОЕ АВОСЬ НЕ ВСЕГДА ВЫВОЗИТ»

— Все это верно, но почему у нас так не происходит?

— О чем можно говорить, если только сейчас Госдума озаботилась наведением внутренней дисциплины?! Если ее нет, как могут приниматься качественные законы? За бракованную продукцию на любом предприятии предусмотрен штраф или другое наказание, а депутаты Госдумы прикрываются неприкосновенностью. Это, кстати, тоже является нарушением конституционной нормы о том, что все должны быть равны перед законом. Никто не должен освобождаться от влияния закона, а им все сходит с рук. Вот откуда все начинается! Поговорка «закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло» возникает из-за отсутствия четко написанных правил поведения каждого отдельно взятого гражданина или должностного лица.

К сожалению, одним махом нельзя воспитать демократическое общество, для этого должно смениться несколько поколений. Нельзя бросать человека, не умеющего плавать, в море, он там утонет. Наверное, в сегодняшнем нашем молодом демократическом обществе пока еще не хватает элементарной политической культуры, как и грамотной законотворческой работы. К сожалению, Госдумой принимается много не выверенных законов, в ходе реализации которых получаются отрицательные результаты. Это и 131-й закон о местном самоуправлении, Налоговый кодекс, Жилищный кодекс, уж не говоря о Лесном кодексе, в результате принятия которого леса остались бесхозными, а к чему это приводит, летом этого года мы познали...

— Вы считаете, что в лес нельзя никого пускать без разрешения?

— Не в этом дело. Нельзя допускать в большом великом государстве бесхозность в отношении национальных богатств. Лес оставили без лесника, без леспромхозов, соответствующих структур, которые должны ухаживать за ним. Там же очень много дел: надо проводить санитарную очистку, вырубку, профилактику и борьбу с болезнями растений, мероприятия по защите дикой природы, по посадке деревьев и так далее. А сейчас лесом вообще никто не занимается. И вот вам итог — страшные по своим масштабам и последствиям лесные пожары. Русское авось, к сожалению, не всегда вывозит.
Иногда меня посещают мысли, что это самая что ни на есть настоящая диверсия против нашего государства! Особенно, если взвесить масштабы нанесенного ущерба. Я имею в виду не только в финансово-экономическом, но и в технологическом плане. Разрушена система, которая создавалась годами!

— Я не совсем понял ваши слова о диверсии. Можете объяснить это на конкретном примере?

— Взять хотя бы реформу школьного образования, введение ЕГЭ. Делается это под эгидой борьбы с коррупцией, но ради нее мы не должны приносить в жертву будущие поколения. Если сегодня не остановим эту диверсию, то через два поколения получим живых бездушных роботов, которые не умеют самостоятельно думать, сверять, анализировать, а будут только в состоянии нажимать на кнопку. Если человек не способен соображать, фантазировать, сочинять, он теряет свой внутренний стержень. Живой робот — это очень страшное явление. Я не претендую на великие формулировки, но это меня беспокоит и гложет.

КАК РАЗБУДИТЬ ЧИНОВНИКА?

— Кстати, о «великих формулировках». Во время заседаний постоянных комиссий вы часто «забрасывали» яркие фразы. Например, как-то сказали: «Кто это сделает? Барак Обама?» Мне кажется, вы это делали намеренно?

— А как иначе воспитывать хозяйственников? Как разбудить чиновника, который не подготовился к заседанию и несет чушь депутатам, которые вообще-то являются избранниками народа? Как это называется? Это бессовестность. Надо же соизмерять, что ты несешь и кому ты несешь. Через депутатов, через СМИ до населения должна доходить правдивая, продуманная информация. А когда человек пустословит для галочки, это мне никогда не нравилось. По этому поводу очень хорошо сказал Минтимер Шарипович: «Нельзя идти во власть, если ты не любишь людей».

— На днях меня спросили: «Какая же зарплата у депутата горсовета, если все туда так рвутся?» И были очень удивлены, узнав, что никакой зарплаты у депутата нет, долго не могли в это поверить. Как, по-вашему, почему люди идут в депутаты?

— У каждого свои побудительные мотивы. У кого-то есть потребность стать публичным человеком, другие хотят испытать себя во власти. Некоторые наивно полагают, что все депутаты, которые до этого избирались, неграмотные, нерасторопные, а он один-единственный, кто может все проблемы решить. А кто-то стремится в депутаты для удовлетворения своих не совсем здоровых устремлений. Но нельзя приходить в горсовет защищать интересы какого-то узкого круга лиц или даже отдельных отраслей, будь то промышленность или строительство. А кто же тогда будет защищать учителей, врачей, пенсионеров? Самое ответственное в этой работе: очень уважительное и очень внимательное отношение ко всем категориям населения. Нужно исходить из интересов всего города. Поэтому в работе горсовета очень важна преемственность.

Традиции парламентаризма, сложившиеся в нашем городе, должны быть сохранены. Нарабатывать опыт очень тяжело, терять очень легко, и гораздо труднее потом все это восстанавливать. Я скажу, с нас всегда брали пример. Скажем, ни в одном городе, ни в одном регионе работа постоянных комиссий и временных рабочих групп депутатов не проходит в присутствии такого количества представителей СМИ. Это только у нас. Все удивляются: «Как это? Для чего?» А чтобы не получился диктат, поскольку такая форма общения обогащает, воспитывает, и не только депутатов, но и исполнителей. Нерадивых чиновников нужно показывать народу, они ведь живут тоже за счет бюджета, на средства налогоплательщиков. И я хотел бы, чтобы такой порядок сохранился, поскольку кто-то должен делать укол, иначе все общество заболеет.


ГЛАВНАЯ УГРОЗА

— А вы сами в первый раз почему пошли в депутаты?

— Тогда органами КГБ руководил Юрий Владимирович Андропов. Понятно, что в то время мы больше чем кто-либо были осведомлены о тех процессах, которые происходят в стране. И поступило такое распоряжение: чекисты должны идти в народ, выдвигаться кандидатами в депутаты. От нашего отдела выдвинулись семь человек, прошел я один. В 1990 году, по моему округу было восемь кандидатов, народ доверил мне. К слову, я всегда выдвигался как независимый кандидат, без привязки к какой-либо партии, ни разу не менял округ и четыре раза подряд избирался депутатом, за что безмерно благодарен своим избирателям.

— Это, наверное, уникальный случай для нашего города?

— Да. Я думаю, мне удалось максимально оправдать доверие избирателей. Но главная проблема, я бы даже сказал угроза, которая остается в городе, — это то, что Набережные Челны являются моногородом. Поэтому на последней сессии Горсовета я обратился к следующему составу депутатского корпуса, чтобы были созданы максимальные условия для развития малого и среднего бизнеса. Об этом должны думать не только мы, но и депутаты Госсовета, и Госдумы и органы исполнительной власти всех уровней.

— Вы уходите с должности с легким сердцем?

— Абсолютно!


По материалам «Челнинских известий»