Во время визита в Казань председатель ДУМ РФ, муфтий шейх Равиль хазрат Гайнутдин рассказал, как российские мусульмане поразили мусульман Европы. Сообщил, под какими словами Папы Римского Франциска и патриарха Московского и всея Руси Кирилла, безусловно, подписался бы сам. Высказался о значении возврата в столицу Татарстана из Ватикана православной святыни — списка Казанской иконы Божией Матери. Лекцию муфтия в КФУ слушала корреспондент «БИЗНЕС Online».
«ЭПОХА ВАРВАРСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТРАДИЦИОННЫМ УКЛАДАМ И КУЛЬТУРАМ»
Категорически не хватало вчера мест в уютной, но небольшой аудитории ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования при Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ, где с лекцией должен был выступить председатель ДУМ РФ, муфтий шейх Равиль хазрат Гайнутдин. Но организаторы предусмотрительно наладили прямую трансляцию еще в две аудитории. Впрочем, многие все равно пожелали услышать муфтия вживую и всю лекцию простояли в дверях...
В зале было много VIP'ов, в том числе, например, ректор КФУ Ильшат Гафуров, ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин, были руководители институтов КФУ, ученые не только казанских вузов, но и Академии наук РТ, преподаватели, студенты, представители общественных организаций, творческих союзов...
Тема лекции — «Традиционная мусульманская этика как движущий мотив развития общества в XXI веке». Выступление муфтия захватило аудиторию с первых же минут. И не только потому, что у Равиля хазрата звучный, красивый, с яркими интонациями голос: духовный лидер мусульман России откровенно говорил об острейших проблемах, предлагал свое видение путей их решения.
Он сразу же дал весьма нелестную, но, увы, точную характеристику нашей эпохе: «Я не исключаю, что грядущие поколения, описывая через столетия историю человечества начиная с позднего средневековья по XX век, будут характеризовать ее как эпоху грабительского отношения к окружающей среде, варварства по отношению к традиционным укладам и культурам, разочарования в преимуществах и выгодах глобализации, в способности международных политических сил договориться по ключевым вопросам политической повестки, механизмам отстаивания своих прав и интересов... То есть разочарования в самой идее цивилизации как последовательного и разумного процесса развития человечества — вот характерные черты второй декады XXI века».
«ПРОЕКТ ДАИШ НАПРОЧЬ ОТВЕРГАЕТ НОРМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ, НАРАБОТАННЫЕ В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ»
Продолжив размышления, муфтий коснулся одной из самых, наверное, болезненных для мусульман тем: «С этого угла зрения достаточно просто объяснить феномен привлекательности международной террористической организации ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) в глазах европейской, в том числе российской молодежи... На мой взгляд, проект ДАИШ напрочь отвергает нормы человеческого общежития, наработанные в течение последних тысячелетий, как бесполезные надстройки, напрямую обращаясь к наиболее архаичным пластам сознания человека. Пропаганда ДАИШ, на мой взгляд, привлекает молодежь не столько перспективой построения «исламского государства» (в кавычках), сколько полным освобождением от всех норм и условностей современного общества».
Равиль хазрат отметил: «Питательной средой для пропаганды являются многие факторы. В том числе важнейшие из них — это несправедливость мировой экономической системы, плавающие нормы морали либерального общества, неспособность мирового политического истеблишмента договориться между собой. Многие факторы говорят о том, что прежняя модель роста и цивилизационного движения вперед исчерпала себя. Человечество нуждается в новых подходах в организации своего существования. Прежде всего речь идет о новых философских, мировоззренческих подходах к организации индивидуальной и общественной коммуникаций...»
Муфтий заявил: «Важнейшей задачей религиозных лидеров, богословов, духовенства я вижу приложение всех усилий, чтобы ренессанс религиозного сознания и традиционных ценностей не был сужен до границ примитивного национализма и почвенничества, но имел под собой широкую гуманистическую базу ценностей добрососедства, взаимного бережного отношения к разнообразным культурам и духовным ценностям».
«АБСОЛЮТНО НЕПРИЕМЛЕМЫ ПОПЫТКИ ОПРАВДАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЯНИЙ РЕЛИГИОЗНЫМИ ЛОЗУНГАМИ»
Муфтий не оставил без внимания недавнее событие мирового значения: «Чрезвычайно важным я считаю один из тезисов, сформулированный в совместном заявлении Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12 февраля сего года во время этой поистине исторической встречи на Кубе. Цитата: «В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог. Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и в согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения убеждений тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям. Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами». Конец цитаты. Я готов подписаться здесь под каждым словом. Это действительно насущная задача».
Говоря о встрече глав римско-католической и русской православной церквей на Кубе, муфтий заметил: «Мы помним, как много было сделано городской администрацией и республиканскими властями для возвращения в Казань православной святыни — списка иконы Казанской Божией Матери, хранящейся в Ватикане. Это также стало одним из первых практических шагов по налаживанию конструктивного взаимодействия между церквями в новейшее время».
Амар задал муфтию очень интересный вопрос |
«МЫ ПОКОРИЛИ И ПОРАЗИЛИ МУСУЛЬМАН ЕВРОПЫ»
Муфтий говорил в своей лекции о большом вкладе Татарстана, Казани и тем более Казанского университета в развитие мусульманского образования, о значении создания Болгарской исламской академии...
После окончания лекции Равилю хазрату, визит которого в Казань наверняка был расписан по минутам, успели задать только два вопроса. Но было видно, что муфтия не оставил равнодушным вопрос молодого человека, который представился Амаром. Он сообщил, что уже второй год подряд на базе ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования проходит школа, которая собирает со всей России активных молодых людей «для того, чтобы направлять их внутренний потенциал в позитивное русло, на преобразование социальной инфраструктуры для того, чтобы мусульмане могли комфортно жить в этом обществе и быть полезными для этого общества».
Равиль хазрат ответил развернуто, напомнив, что такие же молодежные организации появляются и в негативном ключе и «идеологически разрушают целостность нашей уммы», и надо выходить на них, дискутировать с ними, давать им правильную идеологию.
Муфтий привел интересный пример подобной работы: в декабре российские мусульмане, взяв на себя все расходы, провели встречу в Лондоне мусульман из 20 стран мира: «Читая свои доклады, выступая перед ними, общаясь с ними, отвечая на их вопросы, мы покорили и поразили мусульман Европы. Мусульмане Европы видят очень узко. Мировоззрение настолько узкое, потому что они считают: вот мы приехали, мы живем десятилетиями, и мы должны оставаться такими, откуда мы вышли, такими мы здесь должны оставаться и сохраняться. Не понимают, что мир настолько изменился, и мы живем в глобальном мире. И те проблемы, которые имеются везде, касаются и нас. Живем ли мы в России, в Саудовской Аравии, в Египте, в Марокко, в Алжире, в Турции, в Иране, в Великобритании, в Бельгии, во Франции, — все мы живем сегодня в окружающем нас мире представителей разных культур и религий. И мы везде должны находить свое достойное место, должны быть уважаемы в этом обществе».
Муфтий подчеркнул, что для того чтобы мусульман уважали, они сами должны уважительно относиться к другим культурам и традициям: «И мы должны быть интеллектуально не хуже, а, может быть, выше. Потому что мы, мусульмане, дали науки — каноны врачебной науки Европе, мы дали математику, мы дали химию, мы дали геометрию, астрологию, астрономию Европе... Европейские университеты взяли из персидского, арабского наследия и таким образом начали готовить свои кадры, специалистов. Вот мы это забыли. Мы это должны вернуть, поэтому мы не должны оставаться чернорабочими везде. Это касается и России, это касается и Европы, и Америки. Не должны быть довольны своим положением, что на нас смотрят — вот вы экстремисты, вы террористы, ваша религия такая, каноническое учение вот такое. Поэтому мы сегодня и развиваем мысль наших ученых-мыслителей — канонический гуманизм. И вот вы, молодежь, вместе с нашими имамами, богословами должны в своих организациях, на ваших конференциях, в общении по социальным сетям делать акцент на канонический гуманизм. Показывая интеллектуальность, показывая широту своих взглядов и тем самым отвергая обвинения в адрес нашей священной религии. Ислам — религия мира, религия науки, религия диалога, религия культуры»...
Объясняя свой пространный ответ, Равиль хазрат пошутил: «Имамы, богословы любят долго говорить, потому что они носители Слова».
В завершение встречи представители ДУМ РФ и КФУ обменялись подарками и благодарственными письмами, а затем для Равиля хазрата устроили экскурсию по ресурсному центру по развитию исламского и исламоведческого образования.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.