ЧИСЛО ЖАЛОБ В ПРОКУРАТУРУ ОТ ЧЕЛНИНСКОГО БИЗНЕСА ВОЗРОСЛО НА 20%

Количество жалоб от бизнесменов автограда в прокуратуру РТ возросло в 2015 году более чем на 20%. Об этом сегодня на расширенном заседании рабочей группы по защите прав предпринимателей в автограде заявил зампрокурора республики Марат Долгов. Еще один участник встречи — уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РТ Тимур Нагуманов — добавил, что число обращений челнинцев растет и в его адрес. В первую очередь, по словам Нагуманова, это касается вопросов строительства и выделения земельных участков. Впрочем, как показал дальнейший разговор, к особо важным темам стоит отнести и взаимодействие малого бизнеса с крупным, и работу службы судебных приставов, и деятельность административно-технической инспекции. На встрече также присутствовали прокурор автограда Александр Евграфов, замруководителя исполкома Челнов Наталия Кропотова, представители контролирующих органов и бизнесмены.

Помощник прокурора автограда Нурия Хуснутдинова отметила, что в 2015 году в более 60% случаев контролирующим органам было отказано в проверках МСБ, с начала 2016-го — в 70%, а сами контролеры неоднократно привлекались к административной и дисциплинарной ответственности. «В Торгово-промышленной палате организована горячая линия для предпринимателей, — сообщила Хуснутдинова. — Любой предприниматель может обратиться анонимно. Информация систематизируется, обобщается, и вопросы выносятся на заседание рабочей группы. На основании полученной информации прокуратура и организует проверки по разным направлениям надзора».

Другой представитель прокуратуры автограда Михаил Медведев сообщил, что в области градостроительного и земельного законодательства самыми частыми нарушениями со стороны исполкома Челнов является отказ в представлении земельных участков лицам, которые на это имеют законное право. В 2015 году таких обращений поступило 10, из них 7 на данный момент удовлетворено. В градостроительном законодательстве самыми популярными нарушениями стали нарушение сроков выдачи разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов, а также незаконный отказ в выдаче этих документов — в общей сложности 8 прокурорских представлений. В соответствии с пожеланиями прокуратуры, исполком теперь регистрирует заявления в общей канцелярии, а не в профильном управлении.

От лица предпринимателей земельную тему поддержал Айдар Ахметзадин — председатель челнинского совета молодых предпринимателей. «Зачастую так бывает, что бизнесмен получает землю в аренду, строит на ней объект, а потом заявляется на пролонгацию договора аренды, — сообщил он собравшимся. — Такие заявления либо игнорируются исполкомом, либо проводятся с нарушением всех сроков, даже если объект уже построен и введен в эксплуатацию. Все это делается, чтобы заставить предпринимателя вернуть участок муниципалитету и участвовать в аукционе на него на общих основаниях».

Нагуманов подтвердил, что проблема существует: «Это самые вопиющие темы по всей республике. Вопросы к нам поступили. На данный момент они все находятся в работе. И мы пока не делаем однозначных выводов, плохо или хорошо работают органы местного самоуправления. Тем не менее есть факты, когда власть не исполняет решения судов! Я просил бы прокуратуру работать в этой сфере жестче и заставлять исполком следовать решениям судов. А суды для предпринимателя — это упущенное время, упущенная выгода. Поэтому они зачастую не идут к нам, не идут в суд, а пытаются своими путями решить проблему».

Айдар Ахметзадин
Айдар Ахметзадин

«ПРОКЛЯТЫЙ» ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

Напомним, что земельная тематика — одна из острейших для автограда. Мэр Наиль Магдеев, приехав в Челны, чуть ли ни первым своим решением запретил выделение новых земельных участков до тех пор, пока новая власть не разберется с «наделами», выданными прежним мэром Василем Шайхразиевым. Однако остроты вопроса это не снизило.

В частности, большой резонанс имел конфликт исполкома с ООО «Домкор», возглавляемым экс-замруководителя исполкома Челнов Муниром Гайнулловым. Суть та же: компания планировала построить на участке в 0,5 га жилой дом в 9-м комплексе автограда, но стала заложником ситуации. 2,5 года землю арендовала фирма «ЭГК-Инвест», и лишь за полгода до истечения срока договора участок перешел к «Домкору». Исполком же эти, казалось бы, оправдывающие застройщика обстоятельства не устроили, и договор был расторгнут.

А в октябре прошлого года Магдеев сообщил, что по его распоряжению начата служебная проверка в отношении заместителя руководителя исполкома по строительству Дениса Щербы. Поводом для такой проверки стала публикация интервью с неким анонимным зарубежным инвестором, в котором утверждается, что Щерба не выдал в установленный законом срок разрешение на строительство. Кроме того, он потребовал взамен «поработать с его генподрядчиком», которым якобы оказался Александр Евдокимов, бывший партнер чиновника по бизнесу.

В ноябре же гендиректор ООО «Экспо-Кама» Сергей Яковлев распространил в СМИ открытое письмо на имя Магдеева и пожаловался, что ему не выдают разрешения на строительство нового выставочного центра, не продлевают договор аренды на земельный участок под ним и блокируют объединение трех арендуемых земельных участков в один. В результате неосвоенные вовремя участки должны вернуться в собственность города, который планировал выставить их на торги. В качестве вывода бизнесмен в довольно резкой форме поставил под сомнение соответствие должности чиновников администрации: того же Щербы и сити-менеджера Рината Абдуллина, из-за препонов которых Яковлев якобы и рисковал остаться без земли и здания центра.

Позже ситуация получила совсем уж неординарное развитие: перед Новым годом Яковлев обратился в прокуратуру РТ с жалобой, что его выставочный центр и земельный участок отбирают не просто так, а для передачи другому инвестору — учредителю ГК «ЕвроГрупп», владельцу промпарка «Челны» Алексею Миронову. В письме прокурору РТ Илдусу Нафикову Яковлев описал детективный сюжет: по его подозрениям, Миронов в рейдерском стиле намерен захватить бизнес гендиректора ООО «Экспо-Кама», для чего создал подставную фирму с похожим названием, а его сговор с администрацией привел чуть ли не к угрозам в адрес бизнесмена со стороны вице-мэра Флеры Андреевой. Все это в итоге привело к отставке Щербы.

Евгений Севастьянов
Евгений Севастьянов

«СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ — ЭТО ИГРА В ОДНИ ВОРОТА»

Много говорилось и об эффективности работы службы судебных приставов (ССП). «Ежемесячно в Арбитражном суде РТ рассматривается более 3 тысяч судебных заседаний, — сообщил Ахметзадин. — Львиная доля связана с предпринимательской деятельностью. В 85 процентах случаев выносятся решения о взыскании задолженности. Но реально пострадавшей стороне удается вернуть не более 10 процентов. Эффективность работы ССП оставляет желать лучшего. После получения исполнительного листа служба приступает к его оформлению в течение месяца. А при возникновении нестандартной ситуации дело откладывается на следующий месяц. При отсутствии оперативности в решении этих вопросов у ответчика есть способы ухода от выплаты. Получается, что пострадавшая сторона становится пострадавшей дважды».

Поддержал Ахметзадина и гендиректор ООО «Командор Поволжье» Евгений Севастьянов: «Служба судебных приставов — это игра в одни ворота. Если ты должен, то у них инструменты есть воздействовать. Останавливают машину на дороге, и начинается беспредел. Магнитолу отбирают, буквально вымогают оплату. А обратной связи нет. Я вот суд выиграл — на 15 тысяч рублей, до сих пор не могу получить. На звонки они не отвечают, прихожу к ним — там очереди. Я даже не знаю, что там с моим исполнительным производством. Хоть бы смс отправили».

«У нас в республике из 88 миллиардов рублей взысканий по решениям судов реально взыскано 15,6 миллиарда, — ответил статистикой Долгов. — В Челнах показатель где-то 14 процентов. И нас везде хвалят, потому что в других регионах уровень 5 - 6 процентов. Законодательство в этом плане совершенствуется, добавляются новые механизмы работы: ограничение права выезда за границу, на управление автомобилем. Но работы в законодательном плане еще много. У нас каждая пятая жалоба — 20 процентов — касается ССП. Но работают же люди: сами говорите, остановили, магнитолу забрали, что-то изъяли. У них катастрофически большая нагрузка на каждого сотрудника. В Челнах — по 6 тысяч исполнительных листов на одного человека».

«Мы тоже получаем постоянно по ним обращения, — согласился Нагуманов. — И находим даже элементарные нарушения со стороны службы. Но видно, что у них огромный объем работы, они с ним просто не справляются. Правда, это их не оправдывает, ничего в этой сфере не меняется. Они смотрят на исполнительный лист и, если отсутствует стандартный набор действий, забывают о нем. Но работа ведется, изучаются разные способы решения проблемы. Есть предложение расширить полномочия частных коллекторов, дать им частично права приставов. Но люди против, потому что постоянно появляются сообщения о коллекторах. Кто-то чуть ли не бутылку с зажигательной смесью бросил в квартиру...»

Накип Галимов
Накип Галимов

«ПРОПИСАЛИ 15 ПРОЦЕНТОВ ЗАКУПОК У МСБ. КТО МОНИТОРИТ, КАК ВЫПОЛНЯЕТСЯ?»

Тема взаимодействия МСБ с крупным бизнесом уже стала притчей во языцех, но государство не может найти рычаги воздействия на корпорации. «Сегодня крупный бизнес по большому счету губит малый и средний, — высказал свое мнение руководитель ассоциации мебельщиков Челнов Накип Галимов. — Здесь никаких рычагов для регулирования нет. И начинается выкручивание рук крупными генподрядчиками. 10 - 12 - 15 процентов они закладывают в смету на генподрядные услуги. Я вообще не понимаю, что это такое! Если я не иду на эту уступку, то они начинают приглашать из Удмуртии, Ульяновска и сталкивать нас лбами. Мы вынуждены идти на навязанные нам условия и работать в убыток. И тогда мы поставляем мебель «прошлого века». От этого никто не выигрывает, кроме генподрядчика. И это еще полбеды. Объемы мы выполнили, сдали. Согласно договору оплату должны были получить в сентябре прошлого года. До сегодняшнего дня еще ничего не получили».

Поддержал бизнесмена и Ахметзадин, говоря уже о строительной сфере: «Строительные гиганты зачастую забирают большую часть заказов. Но выполняют все мелкие и средние компании. Крупные строительные компании сегодня это зачастую громкое название с долгой историей. А по факту там работает небольшой коллектив, который только набирает заказы. Работы же возлагаются на подрядные организации. Кроме того, все чаще возникает вопрос об оплате субподрядным организациям. МСБ вынужден вкладывать собственные средства, чтобы выполнить свои обязательства, а оплату получает в очень длительные сроки».

Выступила и гендиректор ООО «Триада» Гульсина Садриева. «Крупные предприятия как минимум требуют отсрочку платежа в три-четыре месяца, — пожаловалась она. — А в реальности может быть гораздо больше. Получается, что крупный бизнес кредитуется за счет малого».

«Они живут в своем мире, который отличается от нашего, — высказал свое мнение бизнес-омбудсмен. — Но мы им дать рекомендации, обязательные к исполнению, не можем. Надо с ними поработать в плане нормативных актов тоже. Вот появился же регламент, что крупные компании должны не менее 15 процентов закупать у МСБ. Правда, непонятно, кто это мониторит и как это исполняется. Но хотя бы прописали. Понятно, что крупный генподрядчик зачастую не все работы выполняет сам, нанимает субподрядчиков. Тут выход один — контроль за его расходами. Мы должны видеть, с кем он контрактирует. Но сейчас, если вы с ним заключили договор, мы не можем туда влезать. Мы не можем в условия тендера дополнительно включать дальнейший контроль денег. Технически тут проблем нет — налоговая все равно все видит. Но де-юре это не закреплено. Работа по совершенствованию законодательства ведется, у нас создана проектная группа — присоединяйтесь», — пригласил Нагуманов бизнесменов.


Галимов между тем перешел к методам воздействия на крупные компании и чужаков. «Мэр в прошлом году своим волевым решением дал команду, чтобы 6 новых детских садов укомплектовать мебелью местных производителей. В исполкоме есть отдел муниципального заказа, но он не занимается комплектацией школ мебелью, это централизованно делает республика. А нельзя ли, чтобы хотя бы закупки до определенной суммы наш отдел проводил? А то привозят мебель Ульяновск, Самара... Они привезли, и все — их больше не увидит никто. А мы здесь, свои, нас всегда найти можно».

«У нас в республике сложилась практика закупок крупными лотами, и она будет продолжена, — не согласился с бизнесменом Нагуманов. — Я сталкивался с закупками на небольшие суммы — участвует непонятно кто! Это неправильно. У нас сейчас исполкомы стараются проводить закупки до 100 тысяч рублей без аукциона. Если мы поднимем до 1 миллиона, они будут до 1 миллиона проводить. А как они делать будут? Потом придется собираться и разбираться».

По поводу каких-либо преимуществ для местных производителей Нагуманов также высказался резко против. «Должна быть здоровая конкуренция, — прокомментировал он. — Вам же никто не мешает участвовать в аукционах в той же Удмуртии или Башкирии. Наверняка участвуете и часть продукции туда поставляете. Чтобы и сюда поставлять, надо соответствовать условиям конкурса: чтобы и цена была низкая, и качество соответствующее». Напомним, мэр Челнов Магдеев неоднократно заявлял, что продукция для муниципалитета будет закупаться именно у местных производителей. Правда, при этом всегда подчеркивал, что поставщик будет определяться на конкурсной основе.

Айрат Насыбуллин
Айрат Насыбуллин

«АТИ ДЕЙСТВУЕТ КАК КАРАТЕЛЬНАЯ АРМИЯ»

Много претензий было высказано и в отношении административно-технической инспекции (АТИ) Набережных Челнов, возглавляемой Айратом Насыбуллиным, и в результате прокуратура даже решила проверить эту организацию. Пример того, как действует АТИ, привел опять же Ахметзадин: «К предпринимателю приходит проверка, пишется замечание, и сразу накладывается штраф. И это может продолжаться до бесконечности. Сегодня предприниматель оплатил за несвоевременно скошенную траву, потом постриг газон, а через несколько дней к нему опять приходит проверка и выписывает штраф за неправильно установленные мусорные баки или еще что-нибудь. Неужели нельзя, придя один раз, отразить все имеющиеся замечания, дать грамотную консультацию, чтобы предотвратить нарушения?»

Долгов тут же отреагировал и обратился к Евграфову: «Меня зацепила тема повторных проверок и повторного привлечения к административной ответственности, — сказал он. — Это распространенная у нас практика в работе административно-технических инспекций. Надо проверить. Было бы неплохо посмотреть, можно ли это систематизировать. Если повторность есть, то нельзя ли было в ходе одной проверки все нарушения выявить и устранить?»

К теме подключился и Нагуманов: «К сожалению, АТИ действуют как карательная армия. До смешного доходит: утром выпал снег, предпринимателя оштрафовали, хотя он стоит с лопатой на крыльце — просто не успел убрать». Бизнес-омбудсмен также обратил внимание на тот факт, что АТИ, как правило, применяет к нарушителям статью КоАП, которая не предусматривает предупреждение, — сразу штраф. «Это сделано, честно говоря, нарочно, чтобы был дамоклов меч, который заставляет предпринимателей всегда содержать свои территории в чистоте и порядке, — пояснил Нагуманов. — Раз прокуратура будет проверку проводить, то хотелось бы, чтобы и обоснованность этой статьи проверили. Злоупотребление этим не ведет ни к чему хорошему. Да, от АТИ есть поступления в бюджет. Но лучше же его пополнять налогами, а не штрафами».

Насыбуллин попытался было объясниться. «Самой неприятной организацией мы получились, — констатировал он. — Очистили город, навели порядок, а все равно плохо. Но мы же не штрафуем! Мы только фиксируем факт нарушения, а решение принимает административная комиссия».

Неожиданно в полемику включился Галимов, предложив «закрыть эту контору». «Вот это, наверное, самое правильное решение», — еще более неожиданно согласился Насыбуллин. «Если прокуратура вас проверит и не найдет нарушений, для вас это будет только хорошо, — подвел итог теме Нагуманов. — Будут к вам предприниматели предъявлять претензии, а вы сразу: «А вот у нас вчера прокуратура была. И все у нас хорошо».