После получения письма мэр Казани Ильсур Метшин поручил организовать встречу с перевозчиками и разобраться с тарифами

ТРАНСПОРТНИКИ ТРЕБУЮТ РОСТА: 28 РУБЛЕЙ ВМЕСТО 20

Сегодня вопрос ребром перед властями в открытом письме министру транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленару Сафину, мэру Казани Ильсуру Метшину, председателю госкомитета по тарифам Марату Зарипову и СМИ поставили перевозчики Казани.

13 обслуживающих городские маршруты компаний заявили о кризисе в отрасли. «Если сегодня тарифы будут сохранены на прежнем уровне, уже завтра число автобусов на маршрутах сократится на четверть, о чем мы считаем своим долгом проинформировать казанцев!» — прямо заявили подписанты. Среди них — ИП Умарова С. М., КПАТП-9, Республиканский автовокзал, ПАТП-2 и ПАТП-4, ООО «Инженерно-технический центр», «Метроэлектротранс», КПАП-7, УМ-4, «Байлык-3», ИП Гарипов, ИП Беляев.

«Хотим напомнить, что тарифы для основного числа пассажиров не менялись уже два года с февраля 2014 года, а для льготных категорий пассажиров — 5 лет, — говорится в письме (есть в распоряжении редакции). — При этом доля льготников в общем пассажирском потоке составляет 36 процентов. Официальный рост инфляции за этот период более 25 процентов».

Транспортники пишут, что в октябре прошлого года обращались в комитет по тарифам. Издержки на содержание парка автобусов «выросли в разы», подвижной парк ветшает. «По отдельным позициям рост цен на запчасти достигает 300 процентов, стоимость ГСМ возросла от 20 до 45 процентов. С апреля ожидается увеличение акцизов, значит, снова пойдет вверх цена на дизтопливо. Выросли расходы на страхование транспорта и пассажиров, увеличилась долговая нагрузка. Себестоимость на многих маршрутах составляет от 22 до 42 рублей. Все это больно бьет по экономике наших предприятий. Вместе с растущими издержками растут и наши убытки. С учетом всего этого справедливым может считаться тариф на уровне 28 рублей при оплате проезда наличными».

Напомним, что сейчас цена проезда — 20 рублей, то есть транспортники запросили повышение на 40%. На этом фоне есть еще один момент — бросающаяся в глаза диспропорция оплаты за льготников. Сейчас казна перечисляет за льготника лишь 15 рублей, хотя льготный пассажир такой же человек, как и пассажир с деньгами в кармане, и расходы на его перевозку теоретически те же самые. Ежедневно в Казани перевозят более 820 - 840 тыс. пассажиров, льготников среди них — под 300 тыс. человек. И если бюджет республики наскребет по сусекам повышение до тех же 18 - 20 рублей, то повышение для остальных пассажиров, возможно, окажется значительно мягче.

Айдар Абдулхаков
Айдар Абдулхаков: «Стоимость проезда на общественном транспорте в Казани сегодня ниже, чем в таких городах, как Москва (50 рублей), Санкт-Петербург (30 и метро — 35), Екатеринбург (26 рублей), Самара (23 рубля), Красноярск (22 рубля), Вологда (25 рублей). И наравне с Нижним Новгородом, Пермью, Ижевском, Челябинском»

НЕ БУДЕТ РОСТА ТАРИФА — ПОЛУЧИМ «ОТКАТ В ПРОШЛОЕ» С РАЗБИТЫМИ АВТОБУСАМИ И ДАВКОЙ В САЛОНЕ

Чем грозит отказ от повышения тарифов? Перевозчики напоминают, что после транспортной реформы 2005 года в Казани разработана транспортная карта, система навигации, автоинформирования в салонах автобусов. На остановках появились информационные табло. Транспорт работает ритмично, парк автобусов один из самых удобных. Только за последний год регулярность движения увеличилась на 11%, а аварийность, по данным ГИБДД, снизилась на 13%.

«Но уже завтра мы не только не сможем заниматься развитием, но и сохранить достигнутое качество обслуживания, — предупреждают транспортники. — Наши внутренние ресурсы исчерпаны, кадровый голод растет из-за невозможности поднять зарплату водителям, у многих из нас даже личное имущество заложено в банках. При существующем уровне оплаты проезда на общественном транспорте довольно скоро ваш автобус не сможет приходить так быстро, как вы привыкли. Ряд нерентабельных маршрутов — а это, как правило, маршруты, обслуживающие окраины и поселки — попадет под угрозу закрытия. Сократится число автобусов в вечернее время».

Вместе с тем перевозчики напоминают, что тарифы на проезд в других городах поднялись еще в прошлом году. По мнению перевозчиков, только повышение тарифа «позволит не откатиться в прошлое с разбитыми автобусами, очередями на остановках и толчеей в салоне».

Балансовые убытки только муниципальных автотранспортных предприятий
к концу прошлого года составили более 400 млн. рублей

ИЛЬСУР МЕТШИН ПОРУЧИЛ ОРГАНИЗОВАТЬ ВСТРЕЧУ С ПЕРЕВОЗЧИКАМИ, УБЫТКИ КОТОРЫХ ПРЕВЫСИЛИ 400 МЛН. РУБЛЕЙ

В исполкоме разделяют высказанную тревогу. Как пояснил председатель комитета по транспорту Айдар Абдулхаков, действующий регулируемый тариф действительно не повышался два года. Но и в феврале 2014 года он был увеличен лишь на 1 рубль — на 5,2%. Цена проезда льготников не менялась 5 лет. Инвалиды, пенсионеры, сироты и другие льготники платят 15 рублей. Цена наличными — 20 рублей, транспортной картой — 18 рублей.

«Стоимость проезда на общественном транспорте в Казани сегодня ниже, чем в таких городах, как Москва (50 рублей), Санкт-Петербург (30 и метро — 35), Екатеринбург (26 рублей), Самара (23 рубля), Красноярск (22 рубля), Вологда (25 рублей), — говорится в комментарии комитета. — И наравне с Нижним Новгородом, Пермью, Ижевском, Челябинском».

Согласившись с обозначенным в письме ростом цен ГСМ, Абдулхаков также отметил рост тарифа на электроэнергию на 5,6% и конкретизировал — запчасти подорожали от 18 до 300%. Вдобавок идет падение пассажиропотока: он ежегодно снижается на 1 - 1,5% из-за автомобилизации казанцев, в результате снижается и выручка транспортников.

«Балансовые убытки только муниципальных автотранспортных предприятий к концу прошлого года составили более 400 миллионов рублей, — подчеркивается в комментарии Абдулхакова. — Низкий тариф не позволяет поднять зарплату водителям. Средняя зарплата водителей в прошлом году на автотранспортных предприятиях выросла всего на 2 - 4 процента, а на электрическом транспорте сократилась на 8 процентов. Сегодня дефицит водителей в городском пассажирском транспорте составляет более 350 человек, 19 процентов из работающих — водители предпенсионного возраста».

В том, что вопрос цены автобусного билета — крайне болезненный для людей, нет сомнений, соглашается председатель комитета по транспорту. На чаше весов с одной стороны — простые люди, с другой — положение таких же простых людей в компаниях перевозчиков. Их просьба о росте тарифов обоснована и отражает сложившуюся экономическую ситуацию. Тем более что экономия чревата снижением качества услуг.

«В этой ситуации можно прогнозировать снижение количества рейсов — особенно вечером, увеличение интервалов движения, наполняемости салонов в часы пик, ухудшение состояния автобусного парка», — предупреждает Абдулхаков.

Между тем за последние два года парк автобусов обновлен на 60% — куплено 539 машин, в ближайшие три года надо заменить еще 350 автобусов. Кроме того, в Казань пришли 40 трамваев и 58 новых троллейбусов, и в этом году обновление будет продолжено, заявил об этом на днях с трибуны Казгордумы мэр Метшин.

После получения письма мэр Казани уже поручил организовать и провести в ближайшие дни встречу с перевозчиками. К слову, попытки «БИЗНЕС Online» оперативно связаться с подписантами не привели к успеху: директора не брали трубки, а секретари объясняли, что шеф уехал в транспортный комитет.

Вопрос цены автобусного билета крайне болезненный для людей

«ТЕ ЖЕ МИГРАНТЫ ПОТЕРЯЛИ ВСЯКИЙ ИНТЕРЕС»

Просьбы о повышении тарифа казанские перевозчики озвучивают уже давно. В частности, общественность взорвало одно из выступлений гендиректора МУП «ПАТП-4» Наиля Садриева с трибуны Казгордумы — это было 29 октября 2014 года. Пользуясь случаем, Садриев попросил поднять тарифы — рубль тогда демонстрировал стремительное падение.

«Пользуясь случаем, хотелось бы, Ильсур Раисович, чтобы вы нас поддержали в вопросе повышения тарифов хотя бы до официального процента инфляции, — слегка запинаясь, высказал осторожное пожелание Садриев. — Но, в принципе, можно решить этот вопрос, если бы мы довели компенсацию за перевозку льготных пассажиров до минимального уровня по транспортным картам». В тот день он пояснил «БИЗНЕС Online», что перевозчики считают достаточным тариф в 23 рубля, а затем в интервью подробно рассказал о положении дел — убытки одного из крупнейших перевозчиков уже составляли 12 млн. рублей. Абдулхаков тогда же заметил, что на тот момент стоимость проезда по расчетам самих перевозчиков должна быть не ниже 22 рублей. Но все «хотелки» утонули в чиновничьих коридорах.

А в феврале этого года Садриев уже говорил: издержки выросли вдвое, из 22 обслуживаемых ПАТП-4 маршрутов прибыль приносят лишь 4. Тариф за проезд за прошедшие годы сожран инфляцией, не на что повышать зарплату водителям. «Хронический недобор водителей! Высокая текучесть кадров: в 2014 году — 61 процент, в 2015 году — 57 процентов, в 2014 году ушли 242 водителя, из них по собственному желанию — 130, в том числе 40 мигрантов», — заявил Садриев. Те же мигранты потеряли всякий интерес к работе в Казани после двукратного падения рубля. В общем, все это — предвестники надвигающейся финансовой катастрофы отрасли.

Наиль Садриев: «На конец года кредиторская задолженность
у меня была уже больше 25 миллионов, это помимо обновления
подвижного состава. А ведь нам предстоит новое обновление...»

«28 РУБЛЕЙ — ЭТО САМЫЙ МИНИМУМ. МЫ У КРИЗИСНОЙ ЧЕРТЫ»

Оценить «хотелки» перевозчиков «БИЗНЕС Online» попросил участников рынка и депутатов.

Наиль Садриев — директор ПАТП-4:

— Действительно, мы сейчас на грани критической черты. Вы же в курсе, что все автобусы у нас лизинговые. К тому же многие автобусы куплены в 2007 году, им 9 и более лет, пробеги за миллион километров! Расходы на содержание этого подвижного состава растут, так как он стареет. Помимо количественного роста расходов на запчасти растут и курсы валют — в два с лишним раза подскочили доллар и евро. А у всех автобусов «начинка» импортная: это двигатель, коробка перемены передач, передний, задний мост, рулевое управление... Соответственно, их стоимость также подскочила. А некоторые запчасти уже даже не производятся. И в то же время от нас требуется качество обслуживания, чтобы автобусы вовремя по графику ходили. Но запас хода очень маленький, бывает так: отремонтировали с утра, а после обеда он уже сходит с какой-то поломкой.

Также мы предъявили высокие требования к водительскому составу: в октябре прошлого года мэр Казани покритиковал нас. На всех автобусах установлены видеорегистраторы как внутри салона, так и на передний обзор. Мы ежедневно информацию снимаем, и отдел безопасности движения просматривает работу каждого водителя, и если какие-то ненормальности появляются, мы приглашаем их на комиссию по безопасности движения и вынуждены наказывать. То есть мы предъявляем к ним высокие требования, а заработная плата ведь осталась такая же, как и три года назад. Водители не выдерживают — уходят. На конец года кредиторская задолженность у меня была уже больше 25 миллионов, это помимо обновления подвижного состава. А ведь нам предстоит новое обновление...

Почему 28 рублей? Мы подсчитали эту сумму по самому минимуму, чтобы расплатиться с долгами, которые у нас уже сейчас есть, и чтобы более или менее дальше продолжать работать. Если повышение не произойдет, сразу Казань, конечно, не остановится. Но автобусы будут сходить с маршрута, не будет хватать подвижного состава. Мы надеемся на поддержку мэрии Казани, с мэром мы пока еще не встречались. Все будет зависеть от решения комитета по тарифам, в который мы уже неоднократно обращались.

«ПРЕДСТОИТ ЗАМЕНА СОТЕН АВТОБУСОВ, И КАЖДЫЙ ПО 6 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ. ГДЕ НАЙТИ ЭТИ ДЕНЬГИ?»

Рамиль Якубов — директор ООО «Транспортная карта»:

— Автобусы в городе были лизинговые. К тому же муниципалитет обязывает перевозчиков, чтобы машины были не старше пяти лет. А один самый дешевый автобус, в зависимости от комплектации, стоит около 6 миллионов рублей. Разделите эту сумму на пять лет и посчитайте, сколько перевозчику нужно платить, чтобы отдать эту сумму?

Вторая проблема — это высокий курс доллара, а на автобусах стоят двигатели Mercedes или Cummins и коробки автомат — все запчасти идут по курсу доллара. Топливо тоже растет — если бы оно дешевело! Население также меньше стало ездить на общественном транспорте — идет автомобилизация. Но думаю, в связи с кризисом произойдет обратный отток, люди будут пересаживаться на транспорт. Добавьте к тому же, что такси сильно демпингует, особенно у тех, кто работает нелегально. Никакой безопасности они не гарантируют, но люди туда садятся, так как дешево. У разных маршрутов себестоимость проезда разная: которые в поселки ездят, у них себестоимость выше, а людей перевозят меньше. Государство должно поддерживать эти маршруты, компенсировать затраты — только так перевозчики могут как-то держаться.

Так что в целом положение плачевное. В 2018 году планируется поменять около 500 автобусов на новые — это половина парка. Умножьте это количество на 6 миллионов. Вот такую сумму перевозчикам нужно где-то найти!

«ВЫ ГОВОРИТЕ, СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ 22 - 45 РУБЛЕЙ? ДАЙТЕ СТРУКТУРУ РАСХОДОВ!»

Надыр Хайруллин — депутат Казгордумы, генеральный директор ООО «Мойдодыр-Казань»:

— Во-первых, то, что пять лет цены не повышались, не должно быть критерием. Второе — прежде чем говорить о повышении цен (наверное, и надо поднять, так как и ГСМ дорожает, и зарплата требует повышения, и запчасти), было бы хорошо, если бы они опубликовали свои предложения. Должно быть общественное обсуждение. Надо с открытым забралом идти, говорить: ребята, себестоимость провоза одного пассажира нам обходится, условно говоря, в 35 рублей. К сожалению, мы по старым ценам работаем, пассажиры платят по 20 рублей, и мы терпим убытки.

А одним махом, волевым решением поднять будет неправильно. Надо объяснить людям, в связи с чем все это происходит, потому что настолько это болезненные темы для населения, когда мы говорим о повышении тарифов, стоимости услуг! На встречах с нами, депутатами, население не забывает обо всем этом говорить. Перевозчики говорят: себестоимость проезда от 22 до 42 рублей. А вы дайте мне структуру этой себестоимости, может быть, где-то можно сэкономить, где-то есть резервы? Но если действующий тариф действительно убыточный и его сохранение может привести к транспортному коллапсу, то надо это обсуждать.

Читайте также:

Открытое письмо министру транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленару Сафину, мэру Казани Ильсуру Метшину, председателю госкомитета по тарифам Марату Зарипову от перевозчиков Казани