«Борис Юрьевич, против Вас ничего личного — просто размышления разночинца после прочтения Вашей элитной биографии», — пишет в своем блоге известный экономист Никита Кричевский и разбирает по косточкам путь к богатству и счастью нового лидера новой правой партии России Бориса Титова. Этот путь оказался очень гладким и был усыпан розами, наброшенными заботливыми родственниками. С таким лидером не ждет ли «Правое дело» очередной печальный конец?
НУЖНО ЛИ УТОЧНЯТЬ, ЧТО В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА ЭТО БЫЛО СКАЗКОЙ
В последние сутки в России один ньюсмейкер. Это Борис Титов, новый-старый лидер «Правого дела» (или как эта партия-спойлер теперь называется).
Личностных претензий к нашему герою у меня нет, как, кстати, и к однопартийному «голому королю» Дмитрию Потапенко. В отличие, впрочем, от Оксаны Дмитриевой, гнилая роль которой в моем непрохождении в Госдуму в публикации «МК» осенью 2012 г. более-менее раскрыта.
Разговор не об этом. Я по случаю ознакомился с биографией Титова, выложенной в Вики. Первое, что бросилось в глаза — высшее образование, полученное не в какой-нибудь шараге, а в самом МГИМО! Для нас, молодых москвичей 1970-1980-х, МГИМО было чем-то запредельным, пристанищем «золотой молодежи», куда вход простым смертным был строго заказан. Тогда, к слову, МГИМО называли МИМО (с ударением на первом слоге), что в полной мере характеризовало перспективы поступления в этот вуз. Прорваться туда было решительно невозможно, а отдельные исключения лишь подтверждали эту простую истину.
Я не знаю, кем были номенклатурные родители Титова, но работать во время учебы переводчиком с испанского, да еще в Перу (!) — это для простого советского парня было чем-то из разряда фантастики (уж не хотите ли вы сказать, что в СССР знатоков испанского было не найти? Хотя, как пишут, у Титова была «уважаемая семья с почти неограниченными связями. Дедушка возглавлял московскую больницу для старых большевиков. Отец — знаменитый геолог, депутат Московского Совета. Устроиться на хорошую работу только что появившемуся специалисту помог тесть. Он был в приятельских отношениях с Владимиром Морозовым, в то время директором «Союзнефтеэкспорта»). Так же как послевузовская работа в «Союзнефтеэкспорте» со специализацией по Латинской Америке и Дальнему Востоку (это отнюдь не Владивосток с Хабаровском, на которые экспорт, понятное дело, не распространялся).
Кстати, как пишут, «первые годы работы в „Союзнефтеэкспорте“ вынуждали его часто мотаться по командировкам. Поездки на Кубу давали дополнительную возможность заработать. Во время пересадки в Ирландии молодой специалист на все командировочные закупал электронные часы. Потратив по одному доллару за штуку (доллар тогда равнялся 60 копеек), он продавал их в Москве уже по шестьдесят рублей»). А учась в МГИМО, Титов фарцевал импортными грампластинками. Те, кто в теме, знают, какой это был дефицит в Москве тех лет.
1989-й. Год, когда бесчисленные московские телефонные посредники «торговали» сотнями списанных истребителей, тысячами новеньких грузовиков, десятками миллионов видеокассет и прочим «воздухом». С непременными процентами-откатами, подсчетами мифических барышей на калькуляторах или в столбик и мечтами, мечтами, как они распорядятся шальными деньгами. Титов подобной хренью не занимался: он стал начальником департамента химии советско-голландского СП «Urals» (нужно ли уточнять, что это было сказкой?).
Смотрите, что дальше. В 1991 г. Титов совместно с партнерами создал собственную компанию Solvalub, выкупив (!) лондонскую (!!) компанию Solvents and Lubricants, с которой сотрудничал ещё в период работы в Urals и ВО «Союзнефтеэкспорт». Тогда бы 99,9% коммерсов сказали, что такого в жизни не бывает, ан нет. Да что там, Титов упоминался не просто как исполнительный директор, но как председатель правления группы!
Обошлись ли карьерные перемещения Титова без помощи родителей? Я вас умоляю: вы еще скажите, что Потанин в начале 1990-х выстроил свою ОНЭКСИМ-империю исключительно за счет предпринимательского таланта. Ну а то, что в 1992 г. Solvalub построила (!) химический терминал в Вентспилском порту, а затем выкупила (!!) у Латвии терминал по перевалке аммиака и нефтехимии ОАО «Вентаммоньякс» (а в 1994 г. — порт «Кавказ»), вообще за гранью. Как и оборот предприятий группы SVL Group, составлявший, по словам Титова, в конце 1990-х под миллиард тех еще долларов.
СЫН БОРИСА ЮРЬЕВИЧА — «ЗОЛОТОЙ МАЛЬЧИК»
Кстати говоря, роль престарелых ныне родителей и старших родственников многих видных политических и общественных деятелей современной России политологическими копателями незаслуженно игнорируются. Например, министр промышленности и торговли страны Денис Мантуров, думаю, никогда бы не стал тем, кем он является, без помощи влиятельных внешнеторговых папы и тестя, советских еще долларовых мультимиллионеров, представителей истиной, но невидимой элиты страны. Торговавших, скажем, вертолетами, оставляя выручку на Западе, а потом банкротя и, иногда, захватывая профильные предприятия.
В нулевые жизненные обороты Титова снизились, то ли смена элит, то ли еще что, однако на благосостоянии семьи Титова это вряд ли отразилось (много ли человеку нужно для счастья?) Как и на финансовом здоровье британской SVL Group. Титов, конечно, работал с «Газпромом», но на вторых ролях: то как президент ЗАО «Агрохимическая корпорация «Азот», то как президент же Фонда развития промышленности минеральных удобрений, а то как председатель правления Некоммерческого партнерства «Координатор рынка газа».
И пусть в декабре 2006 г. SVL Group приобрела 58% ОАО «Абрау-Дюрсо», к 2014 г. увеличив продажи шампанского в пять раз (нужно ли повторять, что в те годы росло все?), для Титова это было шагом назад. Кстати, ни у кого за все последние годы не возникла мысль, что производитель «самого популярного российского шампанского» (так пишут в Вики) на самом деле оформлен на британскую фирму с полуофшорным статусом?
Как бы то ни было, но сегодня «Абрау-Дюрсо» — сверхзакредитованное предприятие, пожалуй, единственный актив Титова, под который банки давали деньги, выводившиеся в Британию (банки пока не подходят к Титову с претензиями по причине его пропрезидентского статуса).
Сын Бориса Юрьевича — «золотой мальчик» Павел поначалу был успешным банкиром, теперь такой же успешный винодел. Вполне возможно, что на нем, как на представителе третьего поколения Титовых, могущество миниклана и закончится.
Должность уполномоченного Титов, как поговаривают, «отжал» при помощи Владислава Суркова у бывшего председателя «ОПОРЫ России», инициатора учреждения этого поста Сергея Борисова (знаменитая «гудермесская инициатива», где на президентском совещании Борисов выступил с предложением узаконить работу, которой он все последние годы только и занимался). Рассказывают, что Борисов в 2011 г. до последнего ждал назначения, отказавшись баллотироваться в Госдуму и фактически «подарил» свой мандат исполнительному директору ОПОРЫ Виктору Климову.
И вот теперь партия «Правое дело», шансов на прохождение в Госдуму у которой (так же как поддержки со стороны АП) практически нет. И не потому, что Титов не харизматичен или еще что, а потому, что строить предвыборную программу на поддержке интересов бизнеса, имеющего в народе стойкое реноме ворья, игнорируя действительно волнующие людей вопросы образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, нельзя категорически. Возможно, Титов просто не понимает, почему абстрактные старики живут плохо, поскольку на своих старших родственниках он этого не замечает.
Еще раз, Борис Юрьевич, против Вас ничего личного. Просто размышления разночинца после прочтения Вашей элитной биографии.
Никита Кричевский, 1.03.2016
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.