.
.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ, СПЛАНИРОВАННОЕ С АЗИАТСКИМ КОВАРСТВОМ

28-летний Тан Чжаофу, 35-летний Ян Хунбо, 29-летний Ли Цзиньпэн и 26-летний Цзян Тао действовали организованной группой. Главарем стал карточный игрок Чжаофу — друг предпринимателя из Китая Юй Чуняна, развернувшего бизнес по продаже одежды в Омске. Влечение к азартным играм привело Чжаофу к долгам, а долги — к похищению и вымогательству Юй Гуансюэ, отца обрусевшего бизнесмена. Незадолго до преступления Чжаофу в очередной раз попросил взаймы у Юй-младшего 100 тыс. рублей, но тот отказал. Отказ и подтолкнул Чжаофу к разработке плана по похищению с целью вымогательства.

Судебное заседание не состоялось бы без переводчиков. Конечно, они не переводили на китайский обвинение прокурора (а именно с него началось заседание), но способствовали пониманию процесса. Как ни странно, именно трудности перевода несколько разряжали обстановку в суде. «Поняли? Хорошо, в принципе они сами частично понимают», — заметил судья после заявления переводчика.

«Не ранее 10 марта 2015 года, более точная дата следствием не установлена, Тан Чжаофу, имея денежные долги в Екатеринбурге, зная, что его друг Юй Чунян является крупным предпринимателем в Омске и постоянно располагает крупными суммами денег, обратился к нему с просьбой дать в долг 100 тысяч рублей», — начал зачитывать обвинение прокурор. Отказать Юй решил, потому что в последнее время приятель перестал возвращать деньги в срок. Более того, Юй знал о других долгах Чжаофу. Игрока это не остановило, тогда ему и пришла мысль о похищении отца Юй Чуняна для получения выкупа в размере 10 млн. рублей. Его соображения разделили знакомые Ли Цзиньпэн, Цзян Тао, Ян Хунбо. Так и появилась «организованная группа». Полученные деньги они договорились разделить поровну, роли распределили. В разработку «операции» с азиатским коварством Чжаофу вплел еще одну деталь: после похищения он решил демонстрировать деятельное желание помочь другу для того, чтобы быть в курсе всех принимаемых потерпевшим решений. Таким образом, он держал руку на пульсе событий, в то же время оставаясь вне подозрений. «Создавая видимость дружеских отношений с Юй Чуняном, выражая тревогу за жизнь отца, предполагал таким образом влиять на последнего с целью передачи денежных средств», — читал гособвинитель. Подсудимые его сосредоточенно слушали, хотя с копиями обвинительного заключения ознакомились заранее.

Похищение произошло в ночь с 24 на 25 марта 2015 года, когда Чжаофу с подельниками подъехали на улицу Бирюзовую, 8 на автомобиле Lexus LS 460. По этому адресу проживал отец Юй Чуняна. Преступник позвонил ему и вызвал на улицу, чтобы поговорить. Мужчина доверился, не предполагая, чем может закончиться беседа. Обманом его посадили автомобиль и увезли в ранее арендованный дом на улице Динамо, 11. Утром следующего дня Хунбо сделал первый звонок с номера отца Юй Чуняна и потребовал выкуп в 10 млн. рублей. В случае отказа потерпевшему обещали один исход — убийство.


Узнав, что его отец находится в руках похитителей, Чунян первым делом позвонил своему другу в Казани Чжаофу. Тому осталось лишь сыграть роль сочувствующего приятеля и предложить свою помощь. «Он сказал мне, что быть такого не может», — вспомнил во время допроса Чунян. При этом во время телефонного разговора Чжаофу убедился в намерении сына похищенного собрать нужную сумму денег и передать ее вымогателям. Более того, он даже заявил, что так, «должно быть, будет лучше». Но когда китайский предприниматель обратился к приятелю с просьбой сообщить о похищении в полицию, Чжаофу заверил его, что в правоохранительных органах РФ не могут принять заявление, так как с момента пропажи Юй Гуансюэ не прошло 24 часов.

«К ОКОНЧАНИЮ ПРОЦЕССА НА РУССКОМ ЗАГОВОРИТЕ»

Получив отказ, Чунян забеспокоился и попросил о том же «более влиятельного знакомого», тот выполнил просьбу и обратился в полицию. Решающим фактором оказалось знакомство «влиятельного знакомого» с Чжаофу, он не упустил случая рассказать ему о том, что сделал. Осознав, что затея с вымогательством разваливается, поскольку полиция в курсе происходящего, организатор похищения предупредил об этом подельников и приказал убить жертву.

Драматизма в историю добавляет тот факт, что омский бизнесмен с китайской пропиской за сутки собрал половину требуемой вымогателями суммы, после чего экстренно вылетел в Казань с 5 млн. рублей на руках. Однако его отца это уже не спасло. На чердаке частного дома Хунбо, Тао и Цзиньпэн задушили мужчину, обмотав его голову полотенцем и скотчем. Но попытка скрыть преступление не помогла похитителям. Все четверо, включая Чжаофу, были задержаны через полтора суток после похищения, 26 марта. Подсудимые наотрез отказались признать свою вину по всем эпизодам. Во время оглашения обвинения и допроса потерпевшего организатор похищения Чжаофу выглядел смурнее остальных. Нахмурив брови, он слушал и, несмотря на хороший перевод, кажется, ничего не понимал.

Когда у подсудимых появился шанс задавать вопросы потерпевшему, Чжаофу захотел передать бывшему другу письмо, «чтобы объясниться». Судья несколько раз с помощью переводчика объяснял, что в суде ничего передавать не следует, и посоветовал ему обсудить это со своим адвокатом. Излишне эмоциональное общение на китайском переводчица останавливала, спокойно похлопывая по руке потерпевшего. Адвокат тоже призывала стороны к спокойствию, говоря «все-таки это суд», правда, почему-то на русском. Судья старался реагировать на происходящее с пониманием и даже с юмором. Получив русское нет в ответ на вопрос о признании вины в преступлении, он пошутил: «Вот и хорошо. К окончанию процесса на русском заговорите».

Следующим этапом в рассмотрении дела в суде станет допрос свидетелей. Напомним, Ли Цзиньпэн, Тан Чжаофу, Цзян Тао, Ян Хунбо обвиняются в похищении человека, вымогательстве и убийстве человека. Им грозит лишение свободы на срок от 8 до 20 лет, либо пожизненное заключение.