НИЖНЕКАМЦЫ ЗАПУСКАЮТ СВОЙ РАК ДО 3 - 4 СТАДИИ

«Я не случайно здесь, поскольку для нас Нижнекамск — это теперь один из высокотехнологичных центров, — открыл встречу министр здравоохранения РТ Адель Вафин. — Два года назад мы внедрили в городе высокотехнологичные операции и успешно их развиваем. В целом ожидания от здравоохранения Нижнекамска достаточно высокие с точки зрения снижения смертности и увеличения продолжительности жизни».

Доклад о том, как сработали нижнекамские медики в прошлом году, сделала начальник управления здравоохранения НМР Венера Рахимова. Начала она с главного достижения — в общем рейтинге учреждений здравоохранения муниципальных образований Нижнекамск занял 2-е место в республике. Достижение более чем весомое, учитывая, что в 2014 году он был аж на 14-м месте. Среди лучших показателей нижнекамских медиков Рахимова отметила высокий естественный прирост населения (5,3 на 1000 населения), низкую общую смертность (9,2), младенческую (4,6), смертность от болезней системы кровообращения, от новообразований и снижение числа умерших от туберкулеза.

Что касается критической красной зоны, статистику Нижнекамску здорово подпортили один случай материнской смертности (минус 5 баллов), объем амбулаторно-поликлинической помощи (еще 2 потерянных балла) и показатели по онкозаболеваниям. «В Нижнекамском районе в течение трех лет одногодичная летальность от онкологических заболеваний держится на одном уровне, но выросла, к сожалению, запущенность [заболеваний со] злокачественными новообразованиями, — констатировала Рахимова. — В 2015 году запущенность от онкозаболеваний дала рост на 16,8 процента. В основном это рак легких, кишечника, поджелудочной железы, которые трудно выявить на 1 - 2 стадии», — констатировала Рахимова. Процент выявления на ранней стадии составляет 57,4%. Это значительно ниже, чем по республике (68%). Только в 2015 году во время диспансеризации было выявлено 534 новообразования, из них 100 — злокачественные. Как показывает проведенный нижнекамскими медиками анализ, большая часть тех, у кого обнаружили рак, — это почти 60% — умерла от прогрессирующего заболевания. Почти 30% пациентов были взяты на учет уже в запущенной стадии заболевания. 22% заболевших не состояли на диспансерном учете. 21% — не прошли диспансеризацию. 8,4% больных вообще не обращались к медикам, и рак был обнаружен только при вскрытии. И, наконец, 2,5% заболевших отказались от лечения. Чтобы нормализовать ситуацию, Рахимова предложила усилить первичное онкологическое звено. А для этого, по ее словам, необходимо привлечь двух врачей; приобрести дополнительное оборудование, открыть кабинет для проведения курса химиотерапии и развить паллиативную помощь для онкобольных с терминальной стадией, приобретя для этого две автомашины и обучив имеющихся специалистов.

Зашла речь и о доступности помощи кардиологов. Поводом стал еще один критический показатель — высокая смертность людей трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения. По этому показателю Нижнекамск обогнал Казань, Набережные Челны, Рыбно-Слободской и Сабинский районы — 172,6 на 100 тыс. населения. Для снижения смертности начальник горздрава предложила обратить внимание на качество проводимых на предприятиях медосмотров и усилить диспансерное наблюдение пациентов. Но в первую очередь нужно принять как минимум еще трех кардиологов.

Вообще, кадровый вопрос ставился на совещании неоднократно. Одна из задач на будущий год — снижение кадровой напряженности. Медиков в Нижнекамск планируется привлечь грантами для приобретения жилья по ипотеке. Кроме того, по поручению президента планируется реконструкция здания бывшей поликлиники №2 — там будет 100 арендных квартир для врачей.

Венера Рахимова
Венера Рахимова

«ОТКАЗНИКИ» ПРЕДПОЧИТАЮТ ЖИВЫЕ ДЕНЬГИ МИФИЧЕСКИМ ЛЬГОТАМ

Худший среди районов показатель Нижнекамск получил по работе с федеральными льготниками. Более 70% льготников (из 22414 человек) предпочли живые деньги. Для сравнения: в 2014 году «отказников» было 71,6%, в 2013 — 71,9%. «Основные причины отказа — это то, что сумма выплат превышает расходы на медикаменты, а в аптеках отсутствуют те лекарства, которые предпочитают льготники для своего лечения», — объяснила их позицию Рахимова. Для того, чтобы догнать среднереспубликанский показатель, нужно убедить воспользоваться набором социальных услуг как минимум 912 человек, то есть всего около 4% от общего числа «отказников».

В 2015 году только федеральным льготникам было отпущено лекарств на 88 млн. рублей. Выделяемых средств недостаточно для максимального обеспечения медикаментами, считает Рахимова. Во-первых, недостаточно льготников, сохранивших набор социальных услуг. Во-вторых, велик разброс стоимости лечения разных льготных категорий больных: от 13 рублей до 70 тысяч. При этом льготнику выделяется всего 770 рублей в месяц. Средняя стоимость одного рецепта составила 686 рублей. Льготникам, сохранившим соцпакет, требуется более дорогое лечение, уверена Рахимова.

НА ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ? ВАМ К МЕНЕДЖЕРУ!

Финансирование по здравоохранению в 2015 году в целом составило 2,7 млрд. рублей. Объемы денежных вливаний по сравнению с 2014 годом увеличились на 9,3%, в том числе за счет федерального и регионального бюджетов — на 56,3 млн. рублей, оказание медицинской помощи по программе госгарантий — на 188,7 млн. рублей. А вот объем доходов, полученных медучреждениями от предпринимательской деятельности, включая филиалы республиканских клиник, в прошлом году снизился на 11 млн. и составил 250 млн. рублей.

Рахимова считает, что в условиях кризиса необходимо мобилизовать все ресурсы, для чего следует пересмотреть структуру доходов и расходов, внести изменения в систему оказания платных услуг. В частности, необходимо перейти на формирование электронной очереди на прием к специалистам, оказание лабораторных и диагностических услуг в платных отделениях и даже ввести должность профессионального менеджера, который бы полностью отвечал за организацию платных медуслуг. При таком подходе, по мнению Рахимовой, объемы оказания платных услуг станут прозрачными, повысится информированность населения, а значит, улучшится возможность выбора конкретного специалиста, дня и времени оказания услуги. Кроме того, в 2016 году Нижнекамск должен завершить переход на электронную медицинскую карту пациента, что хотя бы избавит пациентов от необходимости разбирать врачебные каракули.

Не снимается с повестки дня строительство приемно-диагностического покоя при центральной районной многопрофильной больнице. Необходимы капремонт детской больницы (главный корпус, поликлиника), хирургического корпуса с пристроем, реконструкция оперблока. Рахимова от имени всех нижнекамских медиков попросила мэра Нижнекамска Айдара Метшина и министра здравоохранения помочь в строительстве необходимого городу объекта — приемно-диагностического отделения при центральной районной больнице. «Четыре поста приемного отделения, расположенные в разных корпусах, создают большие проблемы в логистике передвижения и госпитализации пациентов», — мотивировала она общую просьбу.

В свою очередь, мэр предложил регулярно проводить отчеты нижнекамского здравоохранения. «Пусть это будут не доклады и выступления. Зеленую зону можно убирать и говорить сразу о желтой и красной зонах — о тех критических вопросах и моментах, над которыми надо работать. Это и организационные вопросы, и финансовые, и материально-техническое оснащение, над которыми надо еще работать», — обозначил он свое видение нового формата встреч с медиками. Причем эти задачи должны иметь совершенно конкретную «дорожную карту» по части ответственности и срокам выполнения, подчеркнул градоначальник.

«МУЖЧИНАМИ НАДО ЗАНИМАТЬСЯ. ИХ НАДО БЕРЕЧЬ»

Завершая совет, министр здравоохранения напомнил: потенциал нижнекамского здравоохранения, в первую очередь кадровый, всегда был лучшим. Из достижений прошлого года особо отметил снижение на 1,1% общей смертности, подчеркнув, что это очень непросто при тех рекордно низких показателях в целом по РТ, и даже призвал поаплодировать за это всем медикам.

Попросив делать акцент на профилактике, министр озадачился проблемой продолжительности жизни мужчин — она в Нижнекамске на 10 лет меньше, чем у женщин: «Впору вообще говорить о мужских консультациях. Мужчинами надо заниматься, их надо беречь, следить за тем, чтобы после 45 лет они регулярно ходили на осмотры и выполняли все рекомендации врачей».

Он также попросил кардиологов быть более последовательными и даже категоричными с точки зрения выполнения пациентами рекомендаций. Это особая категория больных, у которых после операции качество жизни вдруг резко меняется — уходят одышка и отеки. Им кажется, что они вернулись к нормальной, здоровой жизни, и поэтому люди перестают пить лекарства. Вот это большая проблема, поделился Вафин. «40 процентов населения имеют повышенное артериальное давление. Но больной может измерить давление и уровень сахара дома. Мы не можем находиться рядом с ним 24 часа в сутки. Не можем находиться с ним тогда, когда он злоупотребляет спиртным, когда он неправильно питается. Давайте исходить из того, что мы должны научить, что делать, а человек все это должен выполнять. Врачи не должны все вешать на себя», — подытожил министр.