В Куйбышевском затоне близ Камского Устья на днях завершили разборку по частям затонувшего в июле 2011 года теплохода «Булгария»
©Максим Богодвид, РИА «Новости»

«ДАВНО ПОРА НА ГВОЗДИ ПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ГЛАЗА НЕ МОЗОЛИЛА...»

В Куйбышевском затоне близ Камского Устья на днях завершили разборку по частям затонувшего в июле 2011 года теплохода «Булгария», сообщили пользователи одного из казанских пабликов, приложив фото. Владельцы судна еще после его подъема со дна Куйбышевского водохранилища планировали пустить дизель-электроход 1955 года выпуска на утилизацию. Восстановлению оно не подлежало, да и подниматься на его борт после трагедии вряд ли кто-либо стал бы. Но тогда пустить «Булгарию» на металлолом запретили следователи. Теплоход стал главным вещественным доказательством в уголовном деле по факту гибели 122 пассажиров и членов команды судна. Адвокаты подсудимых даже обращались к судье с просьбой провести выездное заседание со следственным экспериментом возле теплохода. Подробности — в спецпроекте газеты «БИЗНЕС Online» «Гибель «Булгарии».

Владеет судном Камское речное пароходство. В компании, однако, узнали о начале работ по разбору вещдока из сообщений прессы и соцсетей. «После того как суд принял решение о возвращении теплохода, когда были завершены все стадии судопроизводства, мы заключили договор на утилизацию с компанией, которая этим занимается, — сообщили «БИЗНЕС Online» в приемной судоходной компании «Камское речное пароходство». — Решение об утилизации принимала компания как собственник. До этого момента судно было вещественным доказательством и не подлежало разбору. Отстой судна в затоне обходился недешево, иначе бы его растащили, мародеров тоже хватает. Четыре с половиной года оно там находилось, суммы расходов я назвать не могу».

В компании не стали называть фирму, которая занималась утилизацией судна весом в 700 т, и сумму, которую планируют выручить за его разборку. Но если ориентироваться на среднюю стоимость, по которой в настоящее время на рынке принимают металлолом, то можно прикинуть, что максимум речь идет примерно о 4,5 млн. рублей (если речь идет только о черном металле) за вычетом расходов на саму утилизацию и транспортировку. На заводе, в затоне которого стоит «Булгария», трубку не взяли. Но осенью прошлого года директор ЗАО «Ремонтная база флота им. Куйбышева» Наиль Вазыхов заявлял, что компания понесла убытки в 6 млн. рублей от простоя затонувшего теплохода в единственном доке базы.

Интересно, что часть родственников выступала за то, чтобы сохранить судно как «памятник человеческой халатности». Однако жители Камского Устья, судя по сообщениям в соцсетях, положительно отнеслись к разбору теплохода, так как последние четыре года затон, куда отбуксировали «Булгарию», пользовался нездоровым интересом у искателей острых ощущений. Начитавшись различных СМИ, которые писали о таинственных звуках, издаваемых теплоходом, они ночами пробирались на судно и не гнушались заниматься мародерством, вытаскивая ценные предметы и металлы, устраивая жуткие фотосессии. После этого возле «Булгарии» пришлось поставить будку с охранником.

«Давно пора этот теплоход на гвозди отдать, чтобы глаза не мозолил, — с чувством заявил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» бывший радист теплохода Ринат Габидинов. — Хочется забыть и не вспоминать об этой «Булгарии» никогда в жизни».

Известно, что теплоход и после трагедии преследовали неудачи. При транспортировке в плавучем доке судно сорвалось с кранов и рухнуло с трехметровой высоты. В итоге в нескольких местах был пробит корпус судна и поврежден сам «плавучий гараж». Любопытно, что «Булгария» рухнула под углом на тот самый многострадальный правый борт, где предполагалось найти пробоину. Случайно это вышло или нет — на этот вопрос теперь уже сложно найти ответ.

Михаил Антонов, председатель совета директоров ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство»
Фактическим владельцем теплохода является Михаил Антонов, председатель совета директоров ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство»

КАК ВЛАДЕЛЕЦ «БУЛГАРИИ» ВСПЛЫЛ В ПЕРМИ

Сами владельцы полностью избежали какой бы то ни было ответственности за произошедшую трагедию и, более того, выступили в суде в качестве потерпевшей стороны. Известно, что фактическим владельцем теплохода является Михаил Антонов, председатель совета директоров ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство». Компания Antonov Group-F.Z.E., зарегистрированная в Арабских Эмиратах, стала владельцем 52,25% акций ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» (КРП) в сентябре 2009 года. Еще 32,13% акций принадлежит Росимуществу. После трагедии СМИ сообщили о его таинственном исчезновении — тогда появилась информация, что бизнесмен уехал на ПМЖ в Испанию. Об этой версии сообщал директор ЗАО «Ремонтная база флота им. Куйбышева» Наиль Вазыхов.

В 2012 году Антонов инкогнито вернулся в Россию. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказали пермские журналисты со ссылкой на участников рынка речных перевозок. Но следователи не стали его допрашивать в рамках дела о крушении теплохода, заявив, что к Антонову вопросов не имеют. В итоге за своего шефа в суде в качестве свидетеля и потерпевшего отдувался Валерий Незнакин, до 30 мая 2013 года работавший генеральным директором КРП.

Светлана Инякина
Владелицу компании-арендатора Светлану Инякину приговорили к 9,5 годам в колонии

«Меня уволил председатель совета директоров, и «золотого парашюта» я не получил. Со мной до сих пор так и не рассчитались. Мы не сошлись с господином Антоновым по видению дальнейшей работы двух теплоходов в Санкт-Петербурге», — объяснил Незнакин, отвечая на вопрос судьи о причинах ухода. Он рассказал в суде об истории передачи теплохода казанской предпринимательнице Светлане Инякиной. По его словам, в 2003 году КРП по экономическим причинам отказалось от использования теплохода, и несколько лет в законсервированном виде он стоял в доке. В 2006 году он прошел доковый ремонт, и в 2007 году его вновь спустили на воду — появился новый арендатор.

Совет директоров знал о состоянии судна и оценивал его техническое состояние как исправное, а эстетическое — на три. По его мнению, основная причина гибели теплохода — неправильные действия экипажа и незадраенные иллюминаторы. Кроме того, судно должна была застраховать Инякина по договору субаренды, но, судя по всему, сделать это так и не удалось.

Последний судебный процесс по делу «Булгарии» состоялся 2 апреля прошлого года. Сейчас отбывают наказание владелица компании-арендатора Инякина — ее приговорили к 9,5 годам в колонии. Старшего эксперта камского филиала Росречрегистра Якова Ивашова приговорили к 5,5 годам заключения. Начальник казанского отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев получил 6 лет лишения свободы в колонии общего режима. Владислав Семенов — главный государственный инспектор казанского отдела Ространснадзора, получил наказание в виде 5 лет лишения свободы в колонии общего режима. Выживший в катастрофе старпом капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов получил наказание в виде 6,5 лет колонии общего режима.